Автоматизация учета по безналичным расчетам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Банки открывают счета зарегистрированным в установленном действующим законодательством порядка юридическим лицам и физическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности, филиалам, представительствам, отделениям и другим отделенным подразделам предприятий, избирательным фондам, иностранным инвесторам, физическим лицам.

Файлы: 1 файл

копия 2.docx

— 25.25 Кб (Скачать файл)

Автоматизация учета операций по безналичным расчетам

 

1. Открытие и ведение  банками счетов клиентов в  национальной валюте

 

Основной предпосылкой осуществления  безналичных расчетов является открытие банками счетов клиентов в национальной и иностранной валютах.

 

Банки открывают счета  зарегистрированным в установленном  действующим законодательством  порядка юридическим лицам и  физическим лицам - субъектам предпринимательской  деятельности, филиалам, представительствам, отделениям и другим отделенным подразделам  предприятий, избирательным фондам, иностранным инвесторам, физическим лицам.

 

Коммерческие банки открывают  и обслуживают в национальной валюте счета таких типов:

 

* текущие;

 

* депозитные (вкладные);

 

* текущие бюджетные счета.

 

Клиенты имеют право свободного выбора банка для открытия собственного счета (при условии согласия на это  самого банка).

 

Порядок открытия счетов в  национальной и иностранной валюте регулируется Инструкцией о порядке  открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной  валютах, утвержденным постановлением Правления НБУ от 12.11.2008 г. за № 492.

 

На сегодня нет ни единых ограничений относительно количества банковских счетов, которые могут  открывать клиенты.

 

Для сохранения денежных средств  и осуществления всех видов операций с ними юридические лица-резиденты  и их подразделения, а также физические лица - субъекты предпринимательской  деятельности открывают в банках текущие счета. Текущие бюджетные счета открываются предприятиям, учреждениям, организациям, которые содержатся за счет бюджетов.

 

Для открытия текущих счетов и текущих бюджетных счетов предприятия  обязанные предоставить банковским учреждениям такие документы:

 

* заявление на открытие  счета установленного образца  с подписью руководителя и  главного бухгалтера (если в штате  должности главного бухгалтера  нет, заявление подписывает только  руководитель);

 

* копию свидетельства  о государственной регистрации  предприятия в органе исполнительной  власти, другом органе, уполномоченному  осуществлять государственную регистрацию,  удостоверенную нотариально ли  органом, который выдал свидетельство  о государственной регистрации;

 

* копию зарегистрированного  устава (положения), заверенную нотариусом;

 

* карточку с образцами  подписей лиц, которым предоставлено  право распоряжения счетом и  подписания расчетных документов, заверенную нотариально или высшей  организацией в установленном  порядке. В карточку также уводиться  образец отражения печати предприятия;

 

* копию документа, который  подтверждает взятие предприятия  на налоговый учет, удостоверенную  налоговым органом или нотариально;

 

* справку о регистрации  в органах Пенсионного фонда  Украины;

 

* копию справки о внесение  предприятия в Единый государственный  реестр предприятий и организаций  Украины, удостоверенную нотариально  или органом, который выдал  справку;

 

* копию страхового свидетельства,  которое подтверждает регистрацию  предприятия в Фонде социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний как плательщика  социальных страховых взносов,  удостоверенную нотариально ли  органом, который выдало страховое  свидетельство.

 

Предприятия, которые действуют  на основании лишь учредительного договора, вместо устава в учреждение банка  подают нотариально заверенную копию  учредительного договора.

 

Документы на открытие текущих  счетов предприятий лично подают в банк лица, которые имеют право  первого и второго подписей.

 

Счета открываются с письменного  разрешения руководителя учреждения банка, который проставляется на заявлении  об открытие счета.

 

В случае открытия всех видов  счетов (кроме счетов физических лиц  и иностранных официальных представительств) коммерческий банк обязан сообщить об этом в налоговый орган по месту  регистрации собственника счета  на протяжении трех рабочих дней со дня открытия счета (вместе с этим днем). Такое сообщение присылается  также в Национальный банк Украины  для добавления клиента в сведенный  электронный реестр собственников  счетов.

 

С юридическим лицом составляется договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором предусмотрены все  условия расчетно-кассового обслуживания и размер комиссионного вознаграждения за предоставление банковских услуг  и обслуживание платежного оборота.

 

Одновременно с открытием  счета юридическому лицу выдается чековая  книжка для оформления расходных  операций с денежной наличностью.

 

Выполнения операций по текущим  счетам осуществляется на основании  расчетных документов в бумажной и электронной формах.

 

Национальный банк Украины  установил отдельный порядок  открытия и ведения счетов в национальной валюте иностранным организациям и  учреждениям. Коммерческие банки могут  открывать таким клиентам счета  типа «Н» и типа «П». Одной из главных  условий открытия этих счетов является наличие индивидуальной лицензии территориального управления НБУ на открытие счета  того или другого типа.

 

Счет типа «Н» открывается:

 

* иностранным дипломатам, консульским, торговым и другим  официальным представительствам, международным  организациям и их филиалам, которые  пользуются иммунитетом и дипломатическими  привилегиями;

 

* представительствам иностранных  банков;

 

* представительствам юридических  лиц-нерезидентов, учреждениям, которые  представляют интересы юридических  лиц-нерезидентов в Украине и  не проводят предпринимательской  деятельности на украинской территории.

 

Установлен определенный порядок функционирования таких  счетов относительно операций на зачисление и списания средств. На счет типа «Н»  могут быть зачислены средства:

 

* от продажи на межбанковском  валютном рынке Украины иностранной  валюты, полученной от соответствующего  органа иностранного государства  или юридической лица-нерезидента;

 

* платежи, полученные за  предоставленные консульские услуги, в частности и в наличной  форме;

 

* поступления по начисленным  процентам на остатки средств  на этом счете;

 

* поступления от продажи  на территории Украины имущества,  которое принадлежит представительству.

 

Средства, которое поступили  на счет могут быть использованы его  собственником для:

 

* расчетов, связанных с  содержанием учреждения или представительства  (оплата работы, арендная плата,  обслуживания оснащения и техники,  текущий ремонт);

 

* страхование объектов, которые  принадлежат представительству,  а также его работников;

 

* перечисления благотворительные  взносов в пользу юридических  лиц-резидентов;

 

* осуществления программ  и проектов международной помощи.

 

Счет типа «П» открывается  постоянным представительствам иностранных  компаний, фирм организаций, созданным  в любой организационной форме  без статуса юридического лица, через  которые полностью или частично осуществляется предпринимательская  деятельность нерезидента на территории Украины.

 

Счет типа «П» используются собственником соответственно правилам, установленных для текущих счетов резидентов Украины. По этим счетам могут  проводиться любые расчетные  операции, незапрещенные Украинским законодательством. Исключение составляют лишь операции по покупке иностранной  валюты на межбанковском валютном рынке  Украины. Средства счета типа «П»  могут быть использованы его собственником  для покупки иностранной валюты с целью ее дальнейшего перечисления.

 

Текущие счета закрываются  в учреждениях банка:

 

а) на основании заявления  собственника счета;

 

б) на основании решения  органа, на которого законом положен  функции относительно ликвидации или  реорганизации предприятия;

 

в) на основании соответствующего решения суда о ликвидации предприятия;

 

г) на основании решения  уполномоченного государственного органа об отмене государственной регистрации  юридического лица или государственной  регистрации субъекта предпринимательской  деятельности - физического лица, признания  в установленном порядке юридического лица фиктивной или объявления физического  лица умершей ли признания безвестно  отсутствующей.

 

2. Принципы организации  безналичных расчетов

 

Безналичные расчеты - это  расчеты, которые осуществляются перечислением  определенной суммы средств из счета  плательщика на счет получателя без  участия денежной наличности.

 

В организации безналичных  расчетов важно, чтобы момент осуществления  платежа максимально приближался  к моменту отгрузки продукции, выполнения работ, предоставления услуг. Своевременная  и полная оплата продукции, выполненных  работ, предоставленных услуг является одним из главных признаков эффективного функционирования экономики в целом  и каждого ее субъекта в частности.

 

Организация безналичных  расчетов подчиняется следующим  принципам:

 

- средства субъектов хозяйственной  деятельности (кроме остатка денежной  наличности в их кассах в  границах лимита) должны храниться  на текущих счетах в банках  Украины;

 

- субъекты хозяйственной  деятельности самостоятельно избирают  банк для обслуживания по собственному  желанию и по согласию этого  банка;

 

- средства с текущих  счетов контрагентов (клиентов) списываются  по доверенности их собственников;

 

- расчетные документы  принимаются банком к выполнению  лишь в границах имеющихся  средств на текущих счетах  контрагентов (клиентов) или если  договором между банком и плательщиком  предусмотрен их прием и выполнение  в случае отсутствия средств  на этих счетах;

 

 

- если средств на корреспондентском  счете банка недостаточно для  выполнения поручений клиента,  банк принимает все представленные  расчетные документы и учитывает  их на внебалансовом счете  № 9804 «Расчетные документы, которые  не уплаченные в срок по  вине банка»;

 

- банки осуществляют расчетно-кассовое  обслуживание своих клиентов  на основании действующих законодательных  и нормативных актов, соответствующих  договоров и своих внутренних  правил осуществления безналичных  расчетов. счет безналичный расчет  чек

 

Субъекты хозяйственной  деятельности при осуществлении  расчетных операций могут использовать следующие платежные инструменты:

 

* платежное поручение;

 

* платежное требование-поручение;

 

* платежное требование;

 

* расчетный чек;

 

* аккредитив.

 

Использования банковских платежных  карточек и векселей как платежных  инструментов регулируется отдельными нормативно-правовыми актами Национального  банка Украины.

 

3. Бухгалтерский учет операций  при расчетах платежными поручениями

 

Платежное поручение - расчетный  документ, который содержит письменное поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета  определенной суммы средств и  перечисления ее на счет получателя.

 

Платежное поручение принимается  банком плательщика к выполнению на протяжении десяти календарных дней от даты его выписки. День оформления платежного поручения не учитывается.

 

Платежные поручения применяются  в расчетах за товарными и нетоварными  платежами:

 

* за фактически отгруженную/проданную  продукцию (выполненные работы, предоставленные  услуги);

 

* в порядке предварительной  оплаты - если такой порядок расчетов  установлен законодательством или  обусловлен в договоре;

 

* для завершения расчетов  по актам сверки взаимной задолженности  предприятий, которые составлены  не позднее срока, установленного  действующим законодательством;

 

* для перечисления предприятиям  сумм, которые принадлежат физическим  лицам (заработная плата, пенсии  и т.п.), на счета, которые открытые  в банках;

 

* для уплаты налогов  и сборов в бюджет.

 

Банк принимает к выполнению платежное поручение от плательщика  при условии, что сумма этого  платежного поручения не превышает  сумму, которая есть на его счету, на начало операционного дня. Банк может  выполнять платежные поручения  клиентов с учетом сумм, которые  поступают на счета клиентов на протяжении операционного дня, если это определено в договоре про расчетно-кассовое обслуживание. Платежные поручения  плательщика в случае отсутствия или недостаточности средств  на счете банк принимает лишь тогда, когда порядок приема и выполнения таких платежных поручений предусмотрен договором между банком и плательщиком.

 

Во время оплаты платежных  поручений в бухгалтерском учете  осуществляются такие бухгалтерские  записи:

 

если плательщик и получатель являются клиентами одного банка:

 

* Д-т Текущий счет плательщика

Информация о работе Автоматизация учета по безналичным расчетам