Автоматизация бухгалтерского учета заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.
Каждое предприятие свою политику в области оплаты труда должно строить с учетом финансового состояния (исходя из результатов хозяйственной деятельности), уровня безработицы в регионе, государственного регулирования, положений коллективного договора и уровня заработной платы, выплачиваемых конкурентами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА …………………………... 6
1.1. Виды, формы и системы оплаты труда ………………………………….... 6
1.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда …………………………. 11
1.3. Исследование нормативной базы по оплате труда ……………………... 15
1.4. Задачи учёта труда и заработной платы …………………………………. 27
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ .......................... 30
2.1. Экономическая характеристика ЗАО «Сахарного комбината «Алексеевский» …………………………………………………....................... 30
2.2. Оперативный учёт личного состава и использования рабочего времени 32
2.3. Учёт выработки и документальное оформление заработной платы …... 36
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА …..……………………………………………………………………... 40
3.1. Автоматизация бухгалтерского учета заработной платы ………………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………... 44

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный  контроль над количеством и качеством  труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты  социального характера.

 

1.2 Синтетический учет расчетов по оплате труда

 

Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям, работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет, как правило, пассивный.

По кредиту счета  отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное  социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия организации, а по дебету — удержания из начисленной суммы оплате труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов.

Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.

Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 20 «Основное  производство» (оплата труда производственных рабочих);

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим  вспомогательных производств);

Дебет счета 25 «Общепроизводственные  расходы» (оплата труда цехового персонала);

Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оплата труда работников обслуживающих  производств и хозяйств);

Дебет других счетов издержек (28 «Брак в производстве», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 91 «Прочие доходы и расходы», 97 «Расходы будущих периодов»);

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю  сумму начисленной оплаты труда).

Начисление оплаты труда  по операциям, связанным с заготовлением  и приобретением производственных запасов, оборудоваться установке и осуществлением капитальных вложений, отражают по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Пособия по временной  нетрудоспособности и другие выплаты  счет средств органов социального  страхования отражают по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению» кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Пособия начисляются работнику на основании листка нетрудоспособности (приложение Д).

Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и  в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Начисление доходов работникам организации по акциям и вкладам в его имущество оформляют следующей бухгалтерской записью: дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Удержания из сумм начисленной оплаты труда списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Выдачу сумм заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью: дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» кредит счета 50 «Касса».

Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей  бухгалтерской записью: дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» кредит счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» субсчет  «Расчеты по депонированным суммам».

Остатки не выданной в  срок заработной платы (депонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный  счет. При этом составляют следующую  бухгалтерскую запись: дебет счета 51 «Расчетные счета», кредит счета 50 «Касса».

Учет расчетов с депонентами  ведут в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра не выданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого  депонента в ней отводят отдельную  строку, в которой указывают табельный  номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченной им, переносят в новую книгу, открываемую также на год. Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 50 «Касса».

Из начисленной работникам организации заработной платы труда  по трудовым соглашениям, договора подряда  и по совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на группы:

обязательные удержания – налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц;

удержания по инициативе организации – долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата (по спискам, предоставленным предприятиям); за содержание ребенка в ведомственных дошкольных учреждениях; за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за брак; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; подписная плата за периодические издания; членские профсоюзные взносы; перечисления сторонним организациям и в кассу взаимопомощи; перечисления в филиалы Сберегательного банка.

Удержания из начисленной  заработной платы отражают по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов:

68 «Расчеты по налогам  и сборам» (на сумму налога  на доходы физических лиц);

28 «Брак в производстве»  (на сумму удержанные с виновников  брака);

73 «Расчеты с персоналом  по прочим операциям» (на суммы  за товары, проданные в кредит, по ссудам банков, по предоставленным  займам, на суммы, взысканные в  возмещение недостач, уплаченных штрафом);

76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» (на  суммы по исполнительным документам), других счетов.

Погашение задолженности  перед бюджетом по удержаниям отражают по дебету счетов 68 «Расчеты по налогам  и сборам» с кредита счета 51 «Расчетные счета», а по алиментам – по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счетов 50 «Касса» (при выдаче удержанных сумм из кассы), 51 «Расчетные счета» (при переводе по почте или зачислении на счет получателя в Сберегательном банке).

 

1.3. Исследование нормативной базы по оплате труда

 

В соответствии со ст. 37 Конституции  Российской Федерации «Каждый имеет право: на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». «Принудительный труд запрещен».

Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений  в сфере оплаты труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством и рядом иных нормативных правовых актов: Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Среди федеральных законов  в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации. Все иные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и т.д.) не должны противоречить Трудовому кодексу Российской Федерации. В случае возникновения противоречий, соответственно, применяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации. Ряд документов советского периода (например, указанные выше) продолжают действовать и сегодня, однако в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации. Соответствующая норма содержится в ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации.

Вопросы оплаты труда  регулируются в организации следующими документами:

1) коллективным договором  или соглашением;

2) локальными нормативными  актами;

3) трудовыми договорами.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условия труда, предусматриваются в коллективном договоре исходя из финансово-экономического положения работодателя.

Важно помнить, что коллективный договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться.

Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений установлены  также Федеральным законом от 11.03.1992г. № 2490-1 «О коллективных договорах  и соглашениях».

Локальный нормативный  акт – это документ, содержащий нормы трудового права, разрабатываемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и действующий «внутри» организации.

Локальными нормативными актами могут быть правила внутреннего  трудового распорядка, положение  об оплате труда работников, положение  о премировании (материальном стимулировании) и иные подобные документы.

Локальный акт принимается  работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законодательством (или коллективным договором), с учетом мнения представительного органа работников. Так, работодатель обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа при установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях.

Локальные нормативные  акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда являются существенными условиями трудового договора (т.е. оговариваются в договоре в обязательном порядке) и должны включать: размер тарифной ставки или должностного оклада работника; доплаты, надбавки, поощрительные выплаты. Кроме того, в трудовом договоре следует указать порядок оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочная работа, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др.), определить место и сроки выплаты заработной платы; отразить форму оплаты труда – в денежной форме или в сочетании денежной и не денежной форм.

Действующее трудовое законодательство под термином «оплата труда», понимает не просто размер заработной платы, установленный  работнику, а всю систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

При этом существует ряд  правил, соблюдение которых государство гарантирует всем работникам без исключения независимо от того, в организации какой формы собственности они работают. Следовательно, эти правила обязательны для всех работодателей.

Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему государственных гарантий включены:

1) величина минимального размера  оплаты труда в Российской  Федерации;

2) величина минимального размера  тарифной ставки (оклада) работников  организаций бюджетной сферы  в Российской Федерации;

3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

4) ограничение перечня оснований  и размеров удержаний из заработной  платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения  доходов от заработной платы;

5) ограничение оплаты труда в натуральной форме;

6) обеспечение получения работником  заработной платы в случае  прекращения деятельности работодателя  и его неплатежеспособности в  соответствии с федеральными  законами;

7) государственный надзор и контроль  за полной и своевременной  выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

8) ответственность работодателя  за нарушении требований, установленных  Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

9) сроки и очередность выплаты заработной платы [5].

При этом минимальная  заработная плата (минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ)) определяется как гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Иными словами, МРОТ определяет минимальный размер тарифной ставки первого разряда в бюджетных организациях, применяющих Единую тарифную сетку, и минимальный размер оклада в иных организациях. Последними изменениями от 01.09.2007г. МРОТ уставлен в размере 2300 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007г. N 54-ФЗ)[6].

Информация о работе Автоматизация бухгалтерского учета заработной платы