Анализ рентабельности (на примере оао «КАМАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе и оценке финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является ОАО «КАМАЗ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.2 ВИДЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 11
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КАМАЗ» 21
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 21
2.2 ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КАМАЗ» 25
2.2.1. РОСТ ПРОДАЖ И ПОВЫШЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 25
2.2.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «КАМАЗ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

3.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Группа компаний «КАМАЗ» получила чистой прибыли:

  • в 2007 году 1 млрд. 407 млн. руб. (рентабельность по чистой прибыли 1,2%);
  • в 2008 году 3 млрд. 453 млн. руб. (рентабельность по чистой прибыли 3,7%).

Продукция

ОАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулем), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент.    Производственные мощности подразделений и ДО с 1 января 2008 года: Грузовые автомобили 71 тыс. шт; Силовые агрегаты 60 тыс. шт; Автобусы 1,5 тыс. шт.         «КАМАЗ» традиционно позиционируется на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. В последние годы гамма продукции компании значительно расширилась. Освоено производство среднетоннажных автомобилей, модернизированной модели КАМАЗ-5460М («Стайер»), расширен модельный ряд автомобилей повышенной грузоподъемности. Кроме того, на рынок выведены новые продукты: автомобиль КАМАЗ-43255, КАМАЗ-43261, КАМАЗ-63505.   Качество          Система качества продукции ОАО «КАМАЗ» отвечает требованиям международного стандарта ИСО 9001-2000 и одобрена органом по сертификации систем управления «Русский регистр». Двигатели КАМАЗ-740.60360, КАМАЗ-740.61320 и КАМАЗ-740.62280 соответствуют требованиям международных экологических стандартов «Евро-3». «КАМАЗ» - единственный из представителей машиностроительной области, получивший в 2006 году Премию правительства РФ в области качества; лауреат премии «Российский торговый Олимп» в номинации «Конкурентоспособность и качество».       Рынки сбыта Достижения ОАО «КАМАЗ» определяются не только высоким качеством и техническим уровнем продукции, но и эффективной стратегией работы на рынке. Мы поддерживаем деловые связи с более чем 600-ми предприятиями России, стран СНГ и дальнего зарубежья.    География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счет освоения новых рынков: Саудовской Аравии, Индии, Чили, Никарагуа. ОАО «КАМАЗ» активизировалось на рынках Ирана, Судана, Афганистана, Анголы, возобновило поставки в Венесуэлу и Панаму. В 2007 году на экспорт отправлено 13,5 тыс. автомобилей (25,5% от общего объема выпуска). Компания продает на экспорт каждый 4-й грузовик. ОАО «КАМАЗ» восьмикратный победитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации».    Преимущества продукции ОАО «КАМАЗ»    Простые в обслуживании, надежные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;            Удовлетворение любых запросов потребителей;      Широкая география продаж техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях: в районах Крайнего Севера и в тропиках, в зонах пустынь и высокогорья;     Развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания до 75 тысяч км пробега автомобиля.      Все это позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ОАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное соотношение в критерии «цена+качество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оценка рентабельности ОАО  «КАМАЗ»

 

Для оценки рентабельности предприятия  рассмотрим данные годовой отчетности ОАО «КАМАЗ». (приложения 1, 2)

Таблица 1. Расчет рентабельности.

 

Показатели

Формула

2007 год

2008 год

Изменения

Рентабельность продаж

(2)

12982/76558*100=16,96%

20436/113138*100=18,06%

6,5%

Рентабельность продукции

(1)

76558-63576/63576*100=20,42%

113138-92702/92702*100=22%

7,7%

Рентабельность собств.капит.

(3)

12982*100/32504=39,94%

20436*100/34482=59,27%

48,4%

Рентабельность активов

(4)

12982/61514*100=21,10%

20436/68333*100=29,91%

41,8%

Рентабельность оборота

(5)

5318*100/76558= 6,95%

8539*100/113138=7,55%

8,6%

Уровень общей рентабельности

(6)

6,95*76558/61514=8,65%

7,55*113138/68333=12,53%

44,9%


 

УЛЬТАТЫ

2.2.1. Рост продаж и повышение рентабельности

 

В 2008 году рост выручки составил 48%. Выручка достигла размера 113,1 млрд. рублей. (в 2007 г. – 76,6 млрд руб.).Себестоимость росла более медленными темпами в связи с увеличением объемов производства и сдерживанием роста постоянных расходов в структуре себестоимости. Ее рост в 2008году составил 46%.В результате валовая прибыль выросла на 57%, по сравнению с 2007 годом, и достигла размера 20,4 млрд. руб. При этом рентабельность по валовой прибыли увеличилась с 17% от выручки в 2007 году до 18,1% от выручки в 2008 году . Значительная часть коммерческих и управленческих расходов является условно постоянными расходами и в связи с ростом объемов продаж рост по этим двум статьям значительно отставал от роста выручки и составил 39% и 25% в 2008 г. соответственно. В связи с вышеуказанными факторами прибыль от продаж увеличилась на 75%. Ее размер в 2008 году составил 13,6 млрд. руб. против 7,8 млрд. руб. в 2007 году.

Расходы по процентам снизились  в 2008 году на 486 млн. руб., или на 45%, в результате снижения уровня долговой нагрузки и снижения процентных ставок по кредитам банков в результате повышения качества КАМАЗа как заемщика. Таким образом, прибыль от обычной  деятельности увеличилась в 2,4 раза и достигла размера 7,6 млрд. руб. А рентабельность этого показателя составила 7,55% против 6,95% в 2007 году. В 2008 году в составе прибылей и убытков была отражена прибыль от переоценки акций дочерней компании ОАО «НЕФАЗ» на сумму 3,5 млрд. руб., в связи с тем, что начиная с декабря 2008 года акции ОАО «НЕФАЗ» начали обращаться на фондовой бирже РТС и по ним стало возможно определить рыночную цену. В результате в соответствии с требованиями РСБУ была проведена переоценка акций НЕФАЗа, числящихся на балансе ОАО «КАМАЗ» на 31.12.2008 г., до их рыночной стоимости. Данная прибыль является неденежной и носит единоразовый характер, поэтому была выделена в отдельную строку. В 2008 году КАМАЗ провел выкуп собственных акций в размере 10% от уставного капитала, затем погасил их и уменьшил уставный капитал. В соответствии с правилами РСБУ разница между номинальной стоимостью акций (50 руб./акция) и ценой приобретения акций (83,31 руб./акция) была отнесена на убыток текущего периода в сумме 2,6 млрд. руб. Данный убыток носит единоразовый характер, поэтому был выделен в отдельную строку. В результате прибыль до налога на прибыль увеличилась в 2,6 раза и составила

8,5 млрд. руб. Рентабельность по прибыли до налога составила 7,55% по сравнению с 6,95% от выручки в 2007году. Текущий налог на прибыль изменился незначительно, так как ОАО «КАМАЗ» использовало для погашения прибыли 2008 года накопленные убытки прошлых лет. Значительно снизился также размер иных аналогичных платежей, в связи со снижением объема выплат пени по просроченным налоговым платежам прошлых лет. Размер доли миноритариев увеличился почти в 2 раза за счет роста прибыльности ОАО «НЕФАЗ», ОАО «Туймазинского завода ав-тобетоносмесителей» (ТЗА) и ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», где доля КАМАЗа составляет чуть более 50% от уставного капитала.Чистая прибыль группы организаций КАМАЗ в 2008 году составила 5,5 млрд рублей, что в четыре раза больше, чем чистая прибыль за 2007 год, когда ее размер был равен 1,4 млрд. руб. Важно отметить, что в 2008 году изменился состав консолидируемых предприятий группы организаций «КАМАЗ». До 2008 года в состав консолидированной отчетности не включались «выручки» ОАО «КАМАЗ», поэтому в целях дальнейшего анализа выручки и себестоимости скорректированы показатели отчета о прибылях и убытках за 2008 год, чтобы привести их к сравнимым величинам.

Наибольший эффект на рост выручки оказал рост выручки от продаж автомобилей, которая увеличилась на 18,1 млрд. рублей, или 44%, что явилось результатом роста объемов продаж автомобилей на 20% и инфляционного увеличения цен и изменением структуры продаж автомобилей в сторону более дорогих моделей. В 2008 году значительно активизировались продажи запасных частей, и в результате выручка от продаж данного вида продукции выросла на 2,2 млрд. руб., или 28%.

Прибыль от продаж,  выросла на 5,7 млрд. рублей, или 73%, и достигла величины 13,5 млрд. рублей. Наибольший вклад в улучшение показателя рентабельности по прибыли от продаж внесло улучшение рентабельности от продаж автомобилей, которая увеличила размер консолидированной прибыли от продаж на 4,6 млрд. руб., или в 2,8 раза. Причины улучшения рентабельности:

– рост объемов продаж и экономия за счет условно постоянных расходов, которые росли значительно более медленными темпами.

– превышение роста цен на продукцию  над ростом цен на закупаемые материалы и комплектующие: рост цен на металл в среднем составил порядка 9,9% в год, рост цен на сырьеи материалы – 11% в год, рост цен на комплектующие – 9,3% в год.

– сдерживание роста фонда оплаты труда: рост ФЗП не превысил роста выручки.

– сдвиг структуры продаж в более рентабельные модификации.

В результате, рентабельность по прибыли  от продаж автомобилей выросла с 6,4% от выручки в 2007 году до 12,2% в 2008 году. Улучшилась рентабельность и по продажам запасных частей: в 2007 году она составляла 29,8% от выручки, в 2008 году составила 30,9% от выручки. По прочей продукции, несмотря на рост прибыли от продаж в денежном выражении на 271 млн руб., рентабельность несколько снизилась, и составила 9% от выручки по данному виду продукции по сравнению с 10,1% от выручки в 2007 году.

Среди наиболее важных моментов необходимо отметить сокращение рентабельности основного  бизнеса по производству грузовых автомобилей. Валовая рентабельность в первом полугодии 2008 года снизилась на 1,8 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - с 22,6% до 20,8%. Причиной падения рентабельности является опережающий рост себестоимости по сравнению с выручкой, что в первую очередь обусловлено резким ростом цен на сталь в первом полугодии 2008 года. Расходы на материалы выросли на 33,9%. Также увеличились затраты компании на оплату труда на 55,6%. Коммерческие расходы также показали значительное увеличение на 32,7%.

Начиная со второй половины 2008 года мировой  экономический кризис распространил свое влияние и на экономику России, что в значительной степени усилило риски финансово-хозяйственной деятельности группы организаций «КАМАЗ».

Основные отраслевые, технологические и производственные риски группы организаций «КАМАЗ»:

  • моральное устаревание производимого модельного ряда и зависимость от успешных результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
  • снижение ценового преимущества российских производителей за счет возможного увеличения цен на материалы (особенно на металл) и металлоемкие комплектующие, а также продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ, транспортные тарифы);
  • снижение рентабельности продаж за счет удорожания себестоимости автомобиля в результате выполнения требований Евро-3, Евро-4;
  • риск снижения доходов по высокорентабельным видам продукции за счет «серого рынка» запасных частей к автомобилям КАМАЗ в результате недостаточной защищенности интеллектуальной собственности ОАО «КАМАЗ»;

Учитывая сложившуюся в экономике ситуацию, менеджмент Компании в 2008 году разработал и приступил к реализации антикризисной программы:

  • Оптимизация модельного ряда и состава изделий, продвижение продукции с учетом потребительских свойств (оптимизация опций) - Не менее 25% маржинальной рентабельности на весь модельный ряд
  • Снижение затрат на закупки материальных ресурсов (работа с поставщиками по оптимизации цен) - Снижение затрат на закупки в 2009 году в объеме 2 533 млн. руб. к 2008 году
  • Снижение затрат за счет конструкторско-технологических мероприятий - Снижение затрат в 2009 году в объеме 2 530 млн. руб. к 2008 году
  • Оптимизация затрат на энергоносители и ремонт - Снижение затрат на энергоносители и ремонт не менее 15% к расчетной потребности
  • Оптимизация ФЗП и технологической трудоемкости- 1. Рост производительности труда не менее 20% (к уровню 2008 года) 2. Внедрение производственной системы
  • Оптимизация управленческих расходов (прочие) и расходов, не связанных с производством - Снижение управленческих расходов (прочих) и расходов, не связанных с производством на 10% от уровня 2008 года
  • Оптимизация коммерческих расходов - Снижение коммерческих расходов на 10% от уровня 2008 года
  • Ускорение оборачиваемости оборотного капитала - Ускорение оборачиваемости оборотного капитала на 10 дней к уровню 2008 года: 1. Сокращение норматива запасов дней к уровню 2008 года).
  • Внедрение альтернативных систем финансирования - Сохранение положительного денежного потока
  • Программа по работе с непрофильными активами - Увеличение капитализации
  • Разработка антикризисной программы по дочерним предприятиям - Сохранение финансовой устойчивости крупных дочерних обществ.

Информация о работе Анализ рентабельности (на примере оао «КАМАЗ»)