Анализ деятельности операционного отдела коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является отчет по производственной практике, описание места прохождения практики, анализ его целей, функционирования, экономических результатов и т.д.
Целью прохождения практики является:
• закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в университете дисциплинам;
• знакомство с реальной практической работой предприятия;

Файлы: 1 файл

vtb.docx

— 71.13 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Развитие российской экономики  напрямую зависит от состояния банковской системы, финансирования и обслуживания предприятий коммерческими банками. Необходимой для этого предпосылкой является обеспечение устойчивого  положения самих банков.

Российская банковская система  пока не в полной мере отвечает требованиям  развивающейся экономики и нуждается  в укреплении. Развитие экономики  России сдерживается неразвитостью  и неустойчивостью банковского  сектора, а также его ограниченной способностью аккумулировать средства предприятий и населения, столь  необходимые для кредитования инвестиций и обновления основных фондов материального  производства.

Практически с самого своего основания российские банки функционировали  в критических экономических  условиях на стихийно развивающемся  финансовом рынке. С другой стороны  быстрое развитие российского финансового  рынка на фоне глобализации и интернационализации  финансовых рынков делает его все  более цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым присущи иные риски и  кризисные ситуации, опыта, преодоления  которых российские банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного существования.

Таким образом, имеет место  противоречие между необходимостью антикризисного подхода к управлению коммерческими банками и отсутствием  комплексных и современных методик  профилактики и преодоления кризисных  явлений.

Проблема антикризисного управления сравнительно нова для российских банков, которые впервые столкнулись  с кризисом ликвидности на межбанковском  рынке в августе 1995 г., в результате которого сотни банков лишились лицензий. Наибольший импульс к изучению данной проблемы был дан нынешним кризисом, повлекшим волну банкротств банков, в том числе крупнейших.

Целью написания данной работы является отчет по производственной практике, описание места прохождения  практики, анализ его целей, функционирования, экономических результатов и  т.д.

Целью прохождения практики является:

  • закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в университете дисциплинам;
  • знакомство с реальной практической работой предприятия;
  • приобретение навыков практической работы.

Задачами практики являются:

  • изучение организационной структуры базы практики, особенностей функционирования объекта, представление организационных структур в виде схем;
  • анализ функций предприятия;
  • изучение конкретной финансовой, производственной и другой деловой документации;
  • знакомство с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды.

При написании данной работы я пользовалась различными источниками, такими как конкретная финансовая, производственная и другая деловая  документация, средства массовой информации, Интернет и собственные наблюдения в ходе практики.

1. Общая характеристика  ОАО «Банк ВТБ»

    1. История создания Банка внешней торговли

Внешторгбанк был учрежден в 1990 году в форме закрытого акционерного общества с государственным участием в капитале. Он был создан в соответствии с решением Первого съезда народных депутатов РСФСР для обеспечения экономической основы суверенитета России. Внешторгбанк был призван обеспечить эффективное банковское обслуживание внешнеэкономических связей предприятий и организаций Российской Федерации. Датой рождения Внешторгбанка является 17 октября 1990г. - день, когда был зарегистрирован Устав Банка. После непродолжительного организационного периода, получив Генеральную лицензию на право совершения всех видов банковских операций в рублях и иностранной валюте, Внешторгбанк начал свою деятельность. В 1998г. Банк был преобразован в открытое акционерное общество. Главным акционером является Правительство РФ, доля которого составляет 99,9 %.

С юридической точки зрения Внешторгбанк - молодой банк, однако он является хранителем профессиональных традиций банковских работников еще  с советских времен. За плечами  большинства сотрудников и руководителей  Банка не один десяток лет опыта  работы в области международных  банковских операций в стране и за рубежом. Руководство Банка - это  профессиональные банковские управляющие, которые дорожат своим именем и репутацией, как и репутацией Банка. Многие из них начинали свою работу еще во Внешторгбанке СССР, и поэтому Внешторгбанк может  с полным основанием считать себя преемником лучших традиций профессиональной школы Банка внешней торговли. Вместе с тем в Банк пришло много  других специалистов, имеющих опыт работы в условиях формирования рыночной экономики в России.

В ноябре 2000 года Внешторгбанк стал лауреатом общероссийской премии «Российский национальный олимп», вручаемой  ведущим компаниям, выдающимся людям  и коллективам в номинации  «Финансы. Инвестиции». Это явилось  ещё одним подтверждением высокой  деловой репутации банка и  его заслуг в области развития отечественной экономики.

2006 году для Банка наступил  новый этап. В рамках программы  стратегического ребрендинга Банк и его дочерние структуры в России, странах СНГ, Европы, Азии и Африки с долей участия Банка более 50% перешли под единый бренд ВТБ.

Сегодня в группу ВТБ входят 29 компаний, которые обслуживают  клиентов в 18 странах мира. ВТБ стал ведущей международной финансовой группой российского происхождения  и руководствуется единым подходом к работе с клиентами во всех странах  своего делового присутствия. Консолидация банковской сети группы ВТБ и открытие новых отделений в мире позволяет  конкурировать с крупными иностранными банками на целевых рынках.

Также необходимо отметить, что в настоящее время Банк ВТБ имеет 54 филиала в различных  городах Российской Федерации; 31 дополнительный офис в Москве и Московской области; 4 дочерних банка в России: «Новосибирский коммерческий региональный акционерный  банк Внешторгбанка» (ЗАО, г.Новосибирск), Банк «Поволжский» (ЗАО, г.Ульяновск), ОАО Банк «Забайкальский» (г.Чита), ЗАО «Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (г.Москва).

По состоянию на начало 2009 года в группу ВТБ за рубежом  входили:

1) Банки и финансовые  компании: в Лондоне (Великобритания); в Париже (Франция); в Цюрихе (Швейцария); в Берлине и Франкфурте-на-Майне  (Германия); в Лимассоле (Кипр); в Вене (Австрия); в Виндхуке (Намибия); в Луанде (Ангола); в Киеве (Украина); в Тбилиси (Грузия); в Минске (Белоруссия); в Ереване (Армения); в Баку (Азербайджан); в Алматы (Казахстан).

2) Филиалы: в Сингапуре,  в Нью-Дели (Индия), в Шанхае (Китай).

3) Представительства: в  Милане (Италия), в Пекине (Китай), в  Бишкеке (Приложение 1).

1.2. Основные направления  деятельности Банка внешней торговли

К сферам деятельности ВТБ  относятся: обслуживание корпоративных  клиентов, инвестиционно-банковские услуги, кредитование малого бизнеса, привлечение вкладов и обслуживание физических лиц, ипотечное и потребительское кредитование, межбанковское сотрудничество, международные расчёты, депозитарные услуги, кассовое обслуживание.

Обслуживание  корпоративных клиентов. Предоставление банковских услуг для корпоративных клиентов традиционно является ключевым направлением бизнеса Внешторгбанка, которое продолжает успешно развиваться и в 2008 году – Банк заметно «обгоняет рынок» и улучшает своё позиционирование в сегменте кредитования корпоративных клиентов, уверенно сохраняя третье место по объёму привлекаемых средств нефинансовых предприятий и организаций. В настоящее время создан Корпоративный бизнес-блок Банка, обеспечивающий единую систему управления корпоративными продажами в Москве и регионах, и утверждена стратегия его развития. В рамках Корпоративного блока создан институт управляющих директоров, координирующих развитие бизнеса в ключевых макроотраслях экономики, более организовано обслуживание различных групп клиентов, внедрены процедуры перекрёстных продаж корпоративным клиентам различных продуктов, включая инвестиционные.

Инвестиционно-банковские услуги. Одной из ключевых стратегических задач ВТБ является активное развитие комплекса инвестиционных продуктов и услуг для самого широкого круга клиентов, что позволит Банку поддерживать лидирующие позиции в этой области на российском рынке. В 2008 году Банк внешней торговли добился значительных успехов в достижении поставленных целей – укрепились его конкурентные позиции в ряде ключевых сегментов инвестиционного рынка, завершилась структурная перестройка Инвестиционного блока.

В число крупнейших корпоративных  клиентов Банка по данному направлению  деятельности в отчётном году входили  такие компании, как ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Газпром», НК «Лукойл», ОАО «Северсталь-Авто», Россельхозбанк и многие другие.

Перспективной составляющей деятельности Инвестиционного блока  Внешторгбанка является оказание высокопрофессиональных услуг по финансовому консультированию клиентов с целью последующего привлечения  инвестиций в их проекты, а также  – дальнейшее укрепление рыночных позиций за счёт наращивания объёмов  организации.

Кредитование  малого бизнеса. Положенная в основу технологии кредитования международная практика предоставления финансовых услуг в сфере малого бизнеса и максимальная стандартизация кредитного процесса позволяют специалистам Банка обрабатывать кредитные заявки, проводить оценку кредитоспособности и принимать решения о предоставлении кредита в сжатые сроки.

С целью наиболее полного  и гибкого удовлетворения потребностей клиентов в рамках реализации Программы  кредитования малого бизнеса был  разработан ряд кредитных продуктов  с различными сроками и суммами  ссуд, удобными формами их погашения, включая индивидуальный график, учитывающий  специфику и сезонность бизнеса. Среди предлагаемых клиентам продуктов: «микрокредит» в рублях размером до 800 тыс. рублей на срок до 2-х лет, а также «кредит на развитие бизнеса» размером до 1 млн. долларов США, предоставляемый в рублях, долларах США или евро сроком до 3-х лет. Заем может быть предоставлен в виде разовой ссуды, кредитной линии или овердрафта. Условия кредитования предусматривают возможность использования заемных средств практически на любые цели развития бизнеса: пополнение оборотных средств, приобретение автотранспорта, торгового, производственного или офисного оборудования, недвижимости, проведение ремонтных и строительных работ и т.д.

Для повышения конкурентоспособности  кредитных продуктов Банка, предназначенных  для малых предприятий, наряду с  конкурентными процентными ставками, используется достаточно гибкий подход к финансовому анализу кредитоспособности заемщиков, который проводится на основе данных о реальном состоянии бизнеса  клиента, а не только на базе официальной  отчетности. Одним из ключевых принципов  работы в рамках Программы кредитования малого бизнеса является индивидуальный подход, предусматривающий закрепление  за клиентом на весь период действия договора - от обращения в Банк до погашения  кредита - одного кредитного специалиста, способного оказать необходимые  консультации и помощь в оформлении документов.

В перспективных планах предусмотрены  расширение Программы кредитования малого бизнеса и предоставление современных кредитных продуктов  всеми филиалами Внешторгбанка. Стратегическая цель Банка на дальнейший период – завоевание лидирующих позиций  на рынке кредитования малого бизнеса  в России и значительное увеличение доли этой категории клиентов в продажах банковских услуг.

Привлечение вкладов и обслуживание физических лиц. В настоящее время ВТБ находится среди лидеров по объемам реализации таких розничных услуг, как привлечение во вклады денежных средств населения, обслуживание клиентов с использованием банковских карт, продажа и покупка дорожных чеков, денежные переводы, валютнообменные операции и др.

Характерной особенностью развития розничного бизнеса Банка стала  его стабильно высокая динамика в течение всего 2008 года (Приложение 2). Это позволило Внешторгбанку  существенно укрепить свои рыночные позиции практически по всем ключевым направлениям банковского обслуживания частных клиентов.

Позиционируя себя в качестве универсального участника рынка  денежных переводов, ВТБ развивает  собственную систему переводов  и сотрудничает с лидером мирового рынка переводов Western Union.

Стратегическими задачами Банка  на розничном направлении является дальнейшее повышение качества и  объема предлагаемых клиентам продуктов и услуг, внедрение современных технологий обслуживания физических лиц в точках продаж, а также существенное повышение экономической эффективности розничного бизнеса.

Ипотечное и  потребительское кредитование. Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом рыночной стратегии Банка на розничном направлении. В среднесрочной Концепции развития ВТБ в качестве приоритетных поставлены задачи формирования широкого продуктового перечня и оптимизации технологий предоставления потребительских и ипотечных кредитов, а также развития соответствующей операционной сети, что должно обеспечить в ближайшие годы динамичное усиление позиций Банка практически во всех сегментах рынка розничного кредитования.

Одной из ключевых целей Программы  развития жилищного ипотечного кредитования является достижение лидирующих позиций  на рынке ипотечного кредитования во всех регионах России, где функционируют  территориальные учреждения Банка. В крупнейших городах развитие ипотечных  проектов опирается на создаваемые  специализированные подразделения  Банка: после открытия в сентябре 2003 года первого в России Центра ипотечного и потребительского кредитования в Москве, в январе 2004 года Банком был открыт аналогичный центр  в Санкт-Петербурге.

С целью расширения каналов  продаж ипотечных кредитных продуктов  Внешторгбанк активизирует взаимодействие с корпоративными клиентами, Федеральным  агентством по ипотечному жилищному  кредитованию, с администрациями  регионов и муниципальных образований, а также со строительными и  риэлторскими компаниями.

Успешная реализация основных целевых установок Программы  развития жилищного ипотечного кредитования позволила ВТБ войти в группу лидеров данного сегмента розничного рынка. За 2006 год Банк увеличил свою долю на национальном банковском рынке  ипотечного кредитования с 1,4% до 6%.

Информация о работе Анализ деятельности операционного отдела коммерческого банка