Анализ бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Значение анализа отчетности сводится к оценке эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявлению отклонений и вызвавших их факторов. Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности, своевременного выявления, взыскания и погашения задолженности учреждения, установления негативных сторон его деятельности, принятия управленческих решений. Данные отчетности позволяют вносить вышестоящим организациям коррективы в текущее финансирование учреждений, составлять сводные отчеты по министерствам и ведомствам, а также на государственном и региональном уровне.

Содержание работы

Введение
3
1.
Сущность и назначение бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений
8
1.1.
Понятие бухгалтерской отчетности и ее назначение
8
1.2.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений
13
1.3.
Бухгалтерская отчетность как основа для анализа деятельности бюджетного учреждения
16
2.
Бухгалтерская отчетность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
28
2.1.
Характеристика деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
28
2.2.
Состав и структура бухгалтерской отчетности
40
2.3.
Порядок формирования бухгалтерской отчетности
60
3.
Анализ бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
68
3.1.
Анализ форм бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
68
3.2.
Выводы и предложения по проведенному анализу бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
91
Заключение
96
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом 03.06.2013.doc

— 885.50 Кб (Скачать файл)

Значение анализа отчетности сводится к оценке эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых  
и финансовых ресурсов, выявлению отклонений и вызвавших их факторов. Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности, своевременного выявления, взыскания и погашения задолженности учреждения, установления негативных сторон его деятельности, принятия управленческих решений. Данные отчетности позволяют вносить вышестоящим организациям коррективы в текущее финансирование учреждений, составлять сводные отчеты по министерствам и ведомствам, а также на государственном и региональном уровне.6

К основным задачам анализа относят:

  • изучение состава и структуры расходов;
  • оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных по смете;
  • установление обеспеченности учреждения основными фондами, материальными ценностями – соответствия величины, состава технического уровня фондов реальной потребности в них;
  • оценка правильности списания объектов;
  • оценка исполнения сметных назначений по всем видам внебюджетных средств;
  • оценка выполнения плана по всем показателям каждого вида внебюджетных средств;
  • контроль правильности образования доходной и расходной части сметы, проверка правильности и своевременности исчисления налогов в бюджет;
  • разработка мероприятий по устранению выявленных  
    в результате анализа недостатков.

В зависимости от целей, задач и объектов изучения используются разнообразные приемы анализа, каждый из которых характеризуется определенным составом показателей, требованиями к их измерению и т. п. К наиболее распространенным относятся приемы сравнения группировки, элиминирования, детализации и сводки, расчета относительных  
и абсолютных величин, экспертных оценок, балансовый, экономико-математические методы. В экономическом анализе они приобретают целевой характер в результате адаптации к объекту изучения.

Основная цель анализа бухгалтерской отчетности – получение информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее результатов, изменений в структуре активов  
и пассивов баланса.

В процессе анализа бухгалтерской  отчетности проводиться:

  • Сопоставление фактических показателей отчетности  
    с плановыми показателями;
  • Сопоставление фактических показателей отчетности  
    с данными предыдущих отчетов.

Последовательность проведения анализа бухгалтерской отчетности включает следующие процедуры:

  1. формулирование цели анализа и способа ее достижения;
  2. оценку достоверности и полноты анализируемой отчетности, ее готовности к чтению;
  3. выбор методики анализа отчетности и проведения анализа;
  4. обобщение результатов и формулирование выводов.

Результативность анализа бухгалтерской отчетности во многом определяется качеством информационной базы, достоверностью данных. Основным источником информации для проведения анализа служит бухгалтерская отчетность организации. Объем использования бухгалтерской отчетности зависит от задач, вида финансового анализа  
и пользователей его результатов.

Основная задача бухгалтерского учета – удовлетворить потребности  пользователей в информации через  бухгалтерскую отчетность.

Круг пользователей  отчетности достаточно широкий и  включает  
не только внутренних, но и внешних пользователей. Финансовая отчетность является средством взаимодействия учреждения с внешней средой, которая в лице внешних пользователей должна располагать соответствующей информацией о деятельности данной организации, ее финансовом положении.

Информация может быть недостаточной или избыточной  
для пользователя, в связи, с чем вводиться понятие «существенная информация». Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности каждый существенный показатель. При этом критерием существенности может быть как общеустановленный порог существенности, равный 5% от общего итога соответствующих данных за отчетный год, так и иной обоснованный показатель.

Таким образом, важнейшей  задачей бухгалтерской отчетности выступает обеспечение заинтересованных пользователей, как внутренних, так и внешних, полной и объективной информацией, содержавшейся  
в отчетности. 7

Внешними пользователями бухгалтерской отчетности являются  кредиторы, инвесторы, поставщики и  подрядчики, работники организации, органы власти и другие пользователи.

Внешних пользователей  отчетности можно разделить на три  группы:

  • пользователи, которым отчетность предоставляется  
    в обязательном порядке: органы власти (налоговые органы, органы статистики), главные распорядители бюджета, аудиторы;
  • пользователи, которые являются партнерами организации: кредиторы, инвесторы, поставщики, покупатели;
  • пользователи, которые используют отчетность для последующей ее аналитической обработки и применения в различных целях: оценщики, консультационные фирмы, юристы, пресса  
    и информационные агентства, персонал, общественные организации.

К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся руководители, другие должностные лица, собственники имущества организации.

Внешние и внутренние пользователи используют бухгалтерскую отчетность в различных целях. Руководители и другие должностные лица на основе бухгалтерской отчетности проводят всесторонний анализ показателей финансового состояния организации, определяют тенденции ее развития, готовят информационную базу бухгалтерской отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей. Кроме того, сама бухгалтерская отчетность может служить источником информации для оценки работы  руководителей и специалистов организации.

Учеными и практиками были выработаны правила чтения финансовой отчетности. Отечественная методика финансового анализа предусматривает следующие стандартные методы анализа отчетности:

  1. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение соответствующей позиции отчетности с предыдущим периодом путем построения одной или нескольких аналитических таблиц, в которых рассчитываются абсолютные и относительные отклонения исходных данных.
  2. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей и выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он позволяет проводить сравнительный анализ с учетом отраслевой специфики и сглаживает искажающее влияние инфляции.
  3. Трендовый (перспективный) анализ – сравнение соответствующей позиции отчетности с несколькими предшествующими периодами и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Построение тренда позволяет провести перспективный (прогнозный) анализ и сформировать возможные значения этого показателя в будущем.

4. Анализ финансовых коэффициентов - расчет отношений между отдельными позициями отчетности или их линейными комбинациями, определение взаимосвязи и взаимозависимости различных показателей. Финансовые коэффициенты подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы показателей. Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных, по существу, абсолютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл. Расчет финансовых коэффициентов является одним из наиболее известных и часто используемых приемов анализа финансовой отчетности. Данный метод занимает особое место в финансовом анализе, являясь наиболее эффективным, с одной стороны,   и самым проблемным, с другой стороны. Эффективность расчета и анализа финансовых коэффициентов заключается в том, что они наиболее точно позволяют определить слабые и сильные стороны деятельности организации,   выявить   основные   направления   динамики показателей  
и степень воздействия факторов на изменение результативного показателя, что сложно сделать, используя методы горизонтального, вертикального  
и трендового анализа. Кроме того, метод финансовых коэффициентов дает возможность сопоставить финансовое состояние различных организаций  
и провести рейтинговую оценку их финансового состояния.

  1. Сравнительный (пространственный) анализ включает внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям подразделений организации и межхозяйственное сравнение показателей данной организации с показателями конкурентов со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
  2. Факторный анализ - определение влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов анализа. 8

Для характеристики хозяйственной деятельности бюджетного учреждения следует сформулировать цели деятельности бюджетного учреждения, а также вытекающие из них направления деятельности (функции) бюджетного учреждения с кратким обоснованием соответствия целей и направлений деятельности (функций) органа исполнительной власти и подведомственных ему бюджетных учреждений нормативным правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной (муниципальной) политики в соответствующих сферах. Привести правовое обоснование осуществления каждой из приведенных функций.

Существует множество подходов к анализу баланса.

Так Панков Д.А. предлагает следующую методику анализа баланса. Анализ баланса начинается с ознакомления с его показателями, характеристики их значения и изменений за отчетный период. Количество и значение показателей зависят от особенностей и результатов хозяйственной и финансовой деятельности учреждения. В балансе это находит отражение в наличии или отсутствии отдельных счетов или статей.

Панков Д.А. выделяет основные направления анализа баланса исполнения сметы учреждения - выявление изменений всех показателей  
и изучение вызвавших их факторов. С этой целью средства учреждения  
и их источники группируются по разделам и статьям баланса.

Баланс учреждения анализируется раздельно по группам средств  
и их источникам во взаимной увязке. Для выявления причин наблюдающихся изменений привлекаются данные отчетности и учета о движении основных средств, материальных ценностей и др. Это дает возможность оценить смету расходов, определить степень влияния отдельных факторов на состояние материально-технической базы, а также эффективность использования бюджетных средств.

Кондраков К.Н. при проведении анализа обозначает необходимость проверки полноты использования бюджетных средств на мероприятия  
по улучшению материально-технической базы учреждения. Анализ баланса начинают с изучения состава, структуры и динамики имущества организации (актива) и источников его формирования (пассива).

 Овечкина О.Н. предлагает  следующую методику анализа баланса.  Структура и динамика актива (пассива) анализируется посредством построения сравнительного аналитического баланса путем уплотнения отдельных статей исходного баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Основными показателями сравнительного аналитического баланса являются:

  • абсолютные величины по статьям исходного баланса на начало  
    и конец отчетного периода;
  • удельные веса статей баланса в валюте баланса на начало и конец отчетного периода;
  • изменения в абсолютных величинах;
  • изменения в удельных весах;
  • изменения в процентах к величинам на начало отчетного периода (темп прироста статьи баланса);
  • изменения в процентах к изменениям валюты баланса;
  • цена 1 процента валюты баланса и каждой статьи.

Таким образом, сравнительный  аналитический баланс фактически включает показатели горизонтального и вертикального анализа.

В процессе анализа актива учреждения необходимо:

  • изучить состав, структуру и динамику активов организации,  
    их отдельных элементов;
  • установить факторы изменения их величины;
  • сделать выводы о степени оптимальности структуры активов  
    и ее влиянии на финансовое состояние организации.9

Анализ показателей  бухгалтерского баланса осуществляется  
на основании сведений о движении нефинансовых активов (раздельно  
по видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам). Сведения о движении нефинансовых активов нужно представить в приложении к пояснительной записке  
(ф. 0503168).

Кроме того, необходимо раскрыть техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность бюджетных учреждений  
и их структурных подразделений основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности  
в них), основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристику комплектности, а также сведения  
о своевременности поступления материальных запасов.

Савицкая Г.В. в своих  работах отмечает, что основные результаты деятельности нужно проанализировать по каждому направлению деятельности (функции) в разрезе плановых и фактических показателей (объем и качество предоставляемых бюджетных услуг) в натуральном выражении, а также по возможности раскрыть используемые для  
их достижения ресурсы (численность работников, стоимость имущества, бюджетные расходы, объемы закупок и т.д.). Сведения о результатах деятельности рекомендуется проанализировать по приложению  
к пояснительной записке (ф. 0503162). 10

Информация о работе Анализ бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл