Амортизация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:57, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является - исследование теоретических и практических основ бухгалтерского и налогового учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
1. организация бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств;
2. исследование методов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации учета амортизации основных средств
1.1 Понятие амортизации основных средств, объекты начисления
1.2 Классификация и оценка основных средств
1.3 Определение срока полезного использования для целей начисления амортизации
Глава 2. Методы начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия
2.2 Порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете
2.3 Начисление амортизации для целей налогового учета
2.4 Особенности начисления амортизации по основным средствам, переданным в аренду и лизинг
Глава 3. Бухгалтерский учет и аудит амортизации основных средств
3.1 Учет амортизации основных средств
3.2 Аудит амортизации основных средств
3.3 Автоматизированный учет амортизации основных средств
3.4 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и аудита основных средств
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа на тему.docx

— 138.94 Кб (Скачать файл)

- если выбран линейный  способ начисления амортизации,  способ уменьшаемого остатка  или по количеству лет полезного  использования, то для расчета  суммы амортизации используется  значение реквизита "Срок полезного  использования";

- если выбран способ  пропорционально объему продукции  (работ) используется значение  реквизита "Фактический Объем  продукции (работ) за месяц.

По тем объектам основных средств, которые были модернизированы, расчет суммы амортизации выполняется, используя вместо первоначальной стоимости  объекта основных средств его  остаточную стоимость на конец того месяца, в котором он был модернизирован, а вместо срока полезного использования  используется оставшийся после модернизации. Для основных средств, учитываемых  на счете 01.1, проводки формируются по кредиту счета 02.1 "Амортизация  основных средств, учитываемых на счете 01" в корреспонденции с указанным  для объекта счетом затрат. Если учет основных средств ведется на субсчетах 03.1, 03.2, 03.3, то проводки будут  сформированы по кредиту счета 02.2 "Амортизация имущества, учитываемого на счете 03". Расчет суммы и формирование проводок выполняется документом в момент проведения. Документ в дальнейшем может перепроводиться. При этом ранее сформированные документом проводки удаляются и формируются новые. Отчет о суммах начисленной амортизации по основным средствам можно сформировать, выбрав пункт меню "Отчет по основным средствам" из подменю "Специализированные" меню "Отчеты" главного меню программы.

С помощью данного отчета можно оценить сумму амортизации, исчисленную за определенный временной  интервал одним конкретным документом "Начисление амортизации и погашение  стоимости". При формировании печатной формы отчета информация по основным средствам может быть сгруппирована  по следующим параметрам: вид (группа) ОС, место эксплуатации, материально-ответственное  лицо, амортизационная группа. Для  этого в списке группировок информации следует отметить флажком те параметры  основных средств, по которым необходимо произвести группировку информации. На закладке "Отбор и сортировка" при необходимости можно установить отбор и сортировку отражаемой в  отчете информации по основным средствам: по наименованию, по коду (инвентарному номеру), по дате ввода в эксплуатацию.

На исследуемом предприятии  ООО "Орбита-4" учетный процесс  полностью механизирован и осуществляется на компьютере с применением бухгалтерских  программ - 1С: "Бухгалтерия" и 1 С: "Торговля и склад".

Формирование оборотно-сальдовой ведомости по счету 01 "Основные средства" за 2009 год ООО "Орбита-4" изображено на рис. 1

 

о

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

 
 

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

Автомобиль ВАЗ 2009 Инв. № 001

190000,00

-

-

-

190000,00

-

 

Автомобиль "Газель" 1,5 т. Инв. № 002

220000,00

-

-

-

220000,00

-

 

Компьютеры - 2 шт. Инв. № 3-4

51000,00

-

-

-

51000,00

-

 

Торговое оборудование Инв. № 5

280000,00

-

-

-

280000,00

-

 

Офисная мебель Инв. № 6

37000,00

-

-

-

370000,00

-

 

Компьютеры 6 шт. Инв. № 7-8-9-10-11-12.

 

-

180000,00

-

180000,00

-

 

Микроавтобус "Форд" Инв. № 13

 

-

320000,00

-

320000,00

-

 

Итого развернутое сальдо

778000,00

-

500000,00

-

1278000,00

-

 

Итого

778000,00

-

500000,00

-

1278000,00

-

 
               

Рис. 1 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 "Основные средства" за 2009 год ООО "Орбита-4".

 

За 2009 год на предприятие  поступили основные средства на сумму 500000 рублей, таким образом, первоначальная стоимость основных средств по состоянию  на 31.12.2009 года составила 1278000 рублей.

Ежемесячно на основные средства в карточках аналитического учета  начисляется амортизация, расчет которой  указан на рис. 2.

 

Субконто

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

 
 

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

Автомобиль ВАЗ 2009 Инв. № 001

-

75202,00

-

43538,00

     

Автомобиль "Газель" 1,5 т. Инв. № 002

-

55000,00

-

50413,00

     

Компьютеры -2 шт. Инв. № 3-4

-

17000,00

-

17000,00

     

Торговое оборудование Инв. № 5

-

116111,00

-

70561,00

     

Офисная мебель Инв. № 6

-

13687,00

-

8513,00

     

Компьютеры 6 шт. Инв. № 7-8-9-10-11-12.

-

 

-

55000,00

     

Микроавтобус "Форд" Инв. № 13

-

 

-

73337,00

     

Итого развернутое сальдо

-

277000,00

-

246000,00

 

523000,00

 

Итого

-

277000,00

-

246000,00

 

523000,00

 
               

Рис. 2 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 "Амортизация основных средств" за 2009 год ООО "Орбита-4".

По данным приведенным  в рис. 1 и 2 можно определить, что  остаточная стоимость основных средств  по состоянию на 31 декабря 2009 года составила (1278000-523000)=755000 рублей, что соответствует  данным баланса и аналитического учета по счетам 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств".

 

3.4 Основные направления  совершенствования бухгалтерского  учета и аудита основных средств

Выбирая для начисления амортизации  одни из этих способов бухгалтера должны помнить о том, что начисленная  сумма амортизации влияет на себестоимость  продукции, выполненных работ, оказанных  услуг.

Рассмотрим типичные ошибки и нарушения при отражении  в учете операций по учету основных средств и начисления амортизации  и основные направления совершенствования  учета.

1.Неверная классификация.  Имущество не относится к основным  средствам. В соответствии с  пунктом 4 Положения по бухгалтерскому  учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) , утвержденного приказом  Минфина Росси от 30 марта 2001 г.  № 26н, приобретенное имущество  признают основным средством  в бухгалтерском учете, если  одновременно выполняются следующие  условия:

- приобретенный объект  используется в производстве  продукции, при выполнении работ  или оказании услуг либо для  управленческих нужд организации;

- объект используется  в течение длительного времени,  то есть срока полезного использования,  продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла,  если он превышает 12 месяцев;

-организация не предполагает  последующей перепродажи приобретенного  объекта;

- способность приобретенного  актива приносить организации  экономические выгоды (доход) в  будущем.

На практике встречаются  ситуации, когда некоторые условия  признания основного средства не выполняются, но бухгалтеры относят  объект к основным средствам. Например, фирмой может быть приобретено имущество, которое вроде бы служит больше года и не предполагается перепродавать его. Но оно не используется в производственных или управленческих нуждах. Примерами может быть холодильник, микроволновая печь, электрический чайник. Только обосновав их "производственную необходимость" документально, можно включить такие объекты в состав основных средств.

Кстати, также дело обстоит  и в налоговом учете. Ведь расходы  должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Поэтому помимо стандартного пакета документов (договор, накладная, счет-фактура), лучше обосновать целесообразность приобретения такого имущества внутрифирменным  документом (приказом, распоряжением  и т.п.) Также "производственную необходимость" в каком-либо имуществе могут  подтвердить специализированные фирмы.

2. Правила бухгалтерского  и налогового учета позволяют  не амортизировать основные средства  стоимостью не более 20 000 руб.  Сразу, после ввода в эксплуатацию  объекта их можно списать на  расходы. Многие фирмы так и  делают. Но забывают при этом, что необходимо обеспечить контроль  за использованием списанных  "малоценных" основных средств.  А ведь этого требует пункт  18 ПБУ 6/01. Поэтому для учета  объекта основных средств независимо  от его стоимости в любом  случае надо завести инвентарную  карточку по форме № ОС-6 и  вести учет на забалансовом счете.

3. Имущество стоимостью  более 20 000 руб. включают в состав  основных средств и стоимость  его относят на расходы постепенно, путем начисления амортизации.  Сумма амортизационных отчислений  устанавливается исходя из срока  полезного использования. В целях  "сглаживания" разниц между бухгалтерским и налоговым учетом лучше для одних и тех же объектов основных средств установить одинаковые сроки использования.

В налоговом учете сроки  полезного использования установлены  постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О Классификации  основных средств, включаемых в амортизационные  группы". Им можно руководствоваться  и в бухгалтерском учете. Тем  самым "сглаживая" разницы между  бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.

4. Как диктует бухгалтерское  законодательство, каждое основное  средство надо принимать к  учету как отдельный инвентарный  объект. Сложности возникают с  основными средствами, работающими  только комплексно. Примером могут  служить компьютер, сканер и  модем. Многие налоговики настаивают  на том, что подобное оборудование  может выполнят свои функции  только в составе комплекса,  а не самостоятельно. Следовательно,  такие предметы надо учитывать  в составе единого инвентарного  объекта.

Однако с такой позицией можно поспорить. Во-первых, только в ПБУ/01 есть предписание о том, что любые предметы, которые имеют  общее управление, могут работать только в составе единого комплекса, должны быть учтены как один объект. В Налоговом кодексе РФ ничего подобного нет. Во-вторых, тот же модем или принтер могут использоваться не одним, а несколькими компьютерами. И тогда вообще непонятно, о каком "комплексе" может идти речь.

К тому же пункт 6 ПБУ 6/01 позволяет  учитывать составные части одного объекта как самостоятельные  инвентарные объекты, если они имеют  разные сроки полезного использования. Поэтому не будет ошибкой, если монитор, принтер, компьютер оприходовать в  учете как отдельные основные средства.

Информация о работе Амортизация основных средств