Жизненный цикл организации и стратегии на этапах развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с целью увеличить эффективность работы организации. При этом одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые – словно стоят на месте, третьи – переживают не проходящий кризис.

Содержание работы

Введение
1 Стадии жизненного цикла
1.1 Становление
1.2 Рост
1.3 Зрелость
1.4 Упадок
2 Методика анализа жизненного цикла организации
2.1 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования
2.2 Возможности и ограничения модели жизненных циклов
2.3 Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара
2.4 Стратегии развития на стадиях жизненного цикла организации
2.5 Теоретические основы стратегического планирования
2.6 Сущность и этапы стратегического планирования
2.7 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
3 Заключение
4 Литература
5 Ссылки

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 112.25 Кб (Скачать файл)

Циклы развития организации .

Однако если мы сравним  особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкретный период существования  организации. Не менее существенным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в  определенный период существования.

управление персонал кадровый

 

Таблица 2 Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии  организации и особенностей персонала

Стадия. Цель

Тип стратегии. Краткое описание

Краткая характеристика стратегии

Характеристика особенностей персонала

Формирование. “Заявка” на рынке товаров/услуг

Предпринимательская. Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу  и сервис, стать привлекательным  для клиента

Принимаются проекты с  высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление  ближайших мер

Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися  ответственности. Малая сменяемость  ведущих сотрудников

Интенсивный рост. “Размножение систем”

Динамический рост. Нарастающий  рост объемов и качества услуг  и соответственно числа структур

Степень риска - меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей  и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы  и основных процедур

Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в  изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала

Стабилизация. Закрепление  на рынке, достижение максимального  уровня рентабельности

Прибыльность. Поддержание  системы в равновесии

В центре внимания - сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение  найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила

Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и  низком уровне риска

Спад. Прекращение нерентабельного, зат-ратного производства Возрождение

Ликвидация. Ликвидация части  производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и  психологической

Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем - сокращение работающих

Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные

 

Предпринимательская/Ликвидация. Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности

Основное - спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее  время и обрести стабильность на длительную перспективу

Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда


Организационные консультанты проанализировали ряд длительно  существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более  длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.

Установка, характерная для  цикла развития организации “тусовка”, ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.

Установка, характерная для  цикла развития организации под  названием “механизация”, связана  с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле  развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в  личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

Установка, проявляющаяся  в период цикла развития “внутреннее  предпринимательство”, провозглашает  необходимость максимального участия  каждого из сотрудников в “предпринимательском процессе”. Такое представление  о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.

Установка, характерная для  этапа “управление качеством”, связана с всемерной ориентацией  всех и каждого на качество. В  рамках данного цикла каждый сотрудник  организации должен озаботиться  проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового  продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания качества также будет требовать уточнения - что понимать под качеством конкретного  товара. Для кого-то качественным будет  считаться вечная зажигалка, а для  кого-то - остромодная вещь даже из очень хрупкого материала.

Взгляд на организацию  сквозь призму циклов развития позволяет  более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и  ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а  также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

 

 

Теоретические основы стратегического планирования

Основополагающими понятиями, которые характеризуют  любую учебную дисциплину (в нашем  случае — дисциплину внутрифирменного планирования производства на промышленных предприятиях), являются: теория, методология, методика и метод.

Теория (в широком ее толковании) — это система современных взглядов, представлений, идей, закономерностей, имеющих своей целью истолкование какого-либо процесса, события, явления.

Теория (в узком ее толковании) — это наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление относительно выявленных закономерностей и наиболее существенных связей в определенной области действительности. Составными компонентами теории являются: накопленный и обобщенный опыт решения проблемы в данной области знания, понятия, термины, категории, гипотезы и принципы.

Термин — точно сформулированное название какого-либо понятия, выраженного одним словом или сочетанием слов, характерное для определенной области научного знания

Понятие — логически завершенная и обобщенная характеристика какого-либо явления, процесса, объекта, которая отображает их общие и наиболее существенные признаки.

Категория — предельно широкое теоретическое обобщение какого-либо понятия, которое характеризует сущность какого-либо явления или события.

Методология — это учение о структуре, логически обоснованно построенной организации, целесообразных методах, эффективных средствах и технологиях осуществления определенного вида деятельности в рассматриваемой области научного знания.

Наиболее важными  сферами приложения методологии  являются постановка подлежащей решению  научной проблемы, определение предмета исследования и построение научной  теории, а также проверка получаемого  конечного результата на его соответствие истинности.

Методика — это совокупность заранее установленных методов и приемов, которыми необходимо систематически руководствоваться при решении какой-либо проблемы или задачи.

Метод — это совокупность конкретных вычислительных и логических процедур, выполняемых над определенными исходными данными и в установленной последовательности с целью получения результата решения какой-либо задачи (проблемы).

Научно обоснованная система планирования производственной и сбытовой деятельности любой фирмы  должна включать три тесно взаимоувязанные  системы: систему стратегического планирования, систему прогнозирования и систему внутрифирменного планирования производства и сбыта. Их последовательная разработка при одновременной тесной и взаимной связи обеспечит получение высокоинтегрированной системы планирования на фирме.

Термин «стратегия»  происходит от греческого слова strategos, которое переводится на русский язык как «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин достаточно широко вошел в обиход многих специалистов, а также в теорию и практику современного менеджмента.

Целью разработки стратегии развития фирмы является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и с наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды.

Основными задачами, решаемыми на этапе формулирования стратегии развития фирмы, являются:

  • выявление перспективных и экономически наиболее эффективных видов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности;
  • определение объема инвестиций и других ресурсов, необходимых для реализации выбранных направлений своей деятельности;
  • оценка конечных производственных, экономических, финансовых, трудовых, социальных и экологических результатов;
  • определение допустимого уровня риска.

Стратегия представляет собой набор основных правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение производственных, сбытовых, инвестиционных и иных целей с учетом имеющихся реальных возможностей.

Автор одной из пионерских работ в области стратегического  планирования А. Чандлер считает, что стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»

В литературе приводится достаточно большое количество определений  понятия «стратегия». Отдать безусловное  предпочтение одному из них не представляется возможным из-за неполной характеристики этого понятия.

Под стратегией условимся понимать систему основополагающих правил, приемов, необходимых для выработки и принятия научно обоснованных долгосрочных принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей производственно-хозяйственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной, реинжиниринговой и других видах деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке.

Стратегия выступает  в качестве эффективного средства достижения долгосрочных целей, которые фирма  сформулировала в миссии.

Стратегия — это  заранее спланированная система  действий, направленная на то, чтобы  достигнуть установленных главных  целей в будущем. В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соответствии с происходящими  изменениями в макро- и микросреде, а также внутри самой фирмы.

В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная стратегия  — это стратегия фирмы в  целом.

Деловая стратегия  имеет своей целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности  фирмы на целевом рынке.

Функциональная  стратегия осуществляется в масштабе фирмы по выбранным функциональным направлениям: маркетингу, сбыту, персоналу, финансам и т. п.

Операционная стратегия  реализуется в масштабе отдельных  подразделений фирмы: отдела сбыта, отдела рекламы, центров возникновения  затрат и т. д.

Практическое значение стратегии, позволяющей фирме выживать в жесткой конкурентной борьбе в  отдаленной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение  изменений в окружающей деловой  среде, появление новых запросов и достаточно быстрая перемена предпочтений потребителей, возникновение новых  возможностей для бизнеса, развитие сети Интернет, широкая доступность  современных информационных технологий, увеличение роли человеческого фактора  привели к возрастанию значения выработки научно обоснованной стратегии  развития фирмы.

Унифицированной стратегии  для всех фирм и на все времена  не существует. Каждое предприятие  в своем роде уникально. Поэтому  и процесс выработки стратегии  на фирме или предприятии зависит  от занимаемой ими позиции на целевом  рынке, сложившейся динамики собственного развития, реального кадрового и  производственного потенциала, особенностей поведения конкурентов, специфики  производимого товара или оказываемых  услуг, достигнутого уровня развития национальной экономики, культурной и социальной среды и т. д.

Основоположниками теории стратегического планирования и управления считаются А. Чандлер, Питер Друкер, Майкл Портер, Игорь Ансофф, Питер Дойль, Артур Томпсон, А. Дж. Стрикленд, Филип Котлер.

Основная идея теории стратегического планирования заключается  в том, что только посредством  постоянного совершенствования  всех элементов системы менеджмента  на фирме можно успешно развивать  собственный бизнес в условиях достаточно жесткой конкуренции и непредсказуемых изменений как во внешней, так и во внутренней среде. Экономическая эффективность от использования систем стратегического планирования проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов фирмы, повышении уровня ее конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке (т. е. рынке, на котором фирма работает).

Стратегическое  планирование — одна из главных  функций системы стратегического  менеджмента. Оно обеспечивает основу для выработки экономически целесообразных проектов управленческих решений, реализацию основных функций на фирме (учет, контроль, анализ, регулирование, организация, маркетинг) и мотивацию. Назначение стратегического  планирования — выработка научно обоснованного стратегического  плана фирмы.

Информация о работе Жизненный цикл организации и стратегии на этапах развития