Внешние и внутренние факторы кризисного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы – раскрыть понятие фактор кризисного развития, рассмотреть классификацию факторов, рассмотреть влияние этих факторов на практике определенного предприятия.
Цель курсовой работы – проанализировать факторы кризисного развития организации, и на примере ОАО «Ураласбест» проследить какие меры антикризисного управления предпринимаются руководством для их нейтрализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....2
Кризис, его причины, симптомы, факторы………………………………....4
1.1 Кризис в организации. Причины и симптомы его возникновения….4
1.2 Факторы кризисного развития организации………………………..…8
Внешние факторы кризисного развития…………………..…..10
1.2.2 Внутренние факторы кризисного развития…………………....13
2. .Факторы кризисного развития в ОАО «Ураласбест», меры
антикризисного управления…………………………………………………….16
2.1 Экономико-техническая характеристика предприятия
ОАО «УралАсбест»……………………………………………………………..16
2.2 Факторы кризисного развития в ОАО «Ураласбест»…..………….…20
2.3 Меры антикризисного управления, предпринимаемые руководством
ОАО «УралАсбест»…………………………………………………..…………22
Заключение……………………………………………………………................27
Список использованной литературы……………...……………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.73 Кб (Скачать файл)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

Кафедра: УСЭС

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему: «Внешние и внутренние факторы кризисного развития»

 

 

 

Проверил:                                                                          Выполнил:

преподаватель                                                                   студентка гр. Мтб-319

Куликова Е. А.                                                                   Лопатина Е. В.

                                                                                                   

                                                                                                                                    

 

 

 

Екатеринбург

2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....2

  1. Кризис, его причины, симптомы, факторы………………………………....4

   1.1 Кризис в организации.  Причины и симптомы его возникновения….4

        1.2 Факторы кризисного развития организации………………………..…8

      1. Внешние факторы кризисного развития…………………..…..10

              1.2.2 Внутренние факторы кризисного  развития…………………....13

2. .Факторы кризисного развития в ОАО «Ураласбест», меры

антикризисного управления…………………………………………………….16

        2.1 Экономико-техническая  характеристика предприятия

ОАО «УралАсбест»……………………………………………………………..16

       2.2 Факторы  кризисного развития в ОАО  «Ураласбест»…..………….…20

2.3 Меры антикризисного  управления, предпринимаемые руководством

ОАО «УралАсбест»…………………………………………………..…………22

Заключение……………………………………………………………................27

Список использованной литературы……………...……………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения количество возникающих кризисных ситуаций несколько больше, чем в других странах. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой в России – «антикризисное управление». Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные (муниципальные), акционерные, частные и т.д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного  периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое  позволит за счет реализации продукции  получать достаточно денежных средств  для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

Объектом данной курсовой работы является ООО «Ураласбест» и организация антикризисного управления на данном предприятии. Предметом исследования являются факторы возникновения кризисных ситуаций на предприятии, на примере ОАО «Ураласбест» и способы их нейтрализации.

Задачи работы – раскрыть понятие фактор кризисного развития, рассмотреть классификацию факторов, рассмотреть влияние этих факторов на практике определенного предприятия.

Цель курсовой работы – проанализировать факторы кризисного развития организации, и на примере ОАО «Ураласбест» проследить какие меры антикризисного управления предпринимаются руководством для их нейтрализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КРИЗИС, ЕГО СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ, ФАКТОРЫ

 

1.1 Кризис в  организации. Причины его возникновения

 

Кризис – это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.

Кризисная ситуации характеризуется  тремя важными свойствами, которые  можно обозначить как силу масштаб  и длительность кризиса.

Сила: чем больше отрицательное  отклонение от нормального состояния  системы, тем сильней, например, личностный, групповой, общественный кризис.

Масштаб: чем большая часть  системы находится в кризисном  состоянии, тем обширнее его распространение.

Длительность: чем дольше система находится в кризисном  состоянии, тем более серьезными могут оказаться его негативные последствия.

Мировая рыночная экономика  не знает примеров организаций, которых  когда-либо не коснулись кризисные  ситуации в той или иной мере.

Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности  поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств, так  как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния  неплатежеспособности организации.

До банкротства организации  проходят ряд стадий состояния временной  неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои финансовые обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т.е. полного финансового банкротства [1].

Легальное понятие банкротства  дается законодателем в ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Условия и порядок признания  предприятия банкротом основываются на определенных законодательных процедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия производится арбитражным судом.

Применительно к организации  кризисы можно классифицировать следующим образом:

1) технический (производственный) – при возникновении, которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

2) социальный (социально-управленческий) – возникает в результате появления конфликтов между работниками или между работниками и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потери времени на самом производстве;

3) финансовый – возникает в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые проблемы организации;

4) организационный – возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

5) информационный – возникает вследствие ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений происходящих на рынке, не достаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;

6) кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречие в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

В конечном итоге, эти кризисы между  собой достаточно тесно взаимосвязаны  и, как правило, отражаются на финансах организации.

Опасность возникновения  кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Внутренними причинами возникновения  кризиса в организации могут  быть возникшие диспропорции и нарушения  равновесия между:

  • отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;
  • объемом производства и объемом реализованной продукции;
  • объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;
  • доходами и объемами краткосрочных займов;
  • качеством продукции и ее ценой на рынке;
  • ценой продукции и затратами на ее производство;
  • уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;
  • дебиторской и кредиторской задолженностями;
  • объемами инвестиций и доходами по ним и т.п. [1].

Чтобы иметь возможность  своевременно запускать программы  антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины  кризиса.

Симптомы проявляются  в показателях и, что очень  важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности  производства, финансового состояния  или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и так далее, могут  характеризовать положение производственной организации относительно наступления  кризиса.

При этом величина и динамика показателей могут оцениваться  и относительно установленной рекомендуемой  величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

Симптомом кризисного развития может быть несоответствие показателей  закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации  приводят к ее кризису. Симптом – это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» – кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов и факторов кризисных ситуаций. Этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины – симптомы – факторы [2].

Оценивать кризисы следует  не только по его симптомам, но и  по причинам и реальным факторам.

Причина кризиса – события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.

Следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно  приводит к негативным последствиям.

В таблице 1.1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступления  кризиса в организации.

 

Таблица 1.1 – Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

Позитивные

Негативные

 

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

 

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризиса)

Переход к новому кризису

 

Сохранение организации  как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

 

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника

 

Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно  организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации [1].

 

    1. Факторы кризисного развития организации

 

Фактор кризиса – событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

Факторы кризисного финансового  развития – система условий кризисного развития предприятия, оцениваемых в процессе диагностики банкротства. В процессе изучения и оценки эти факторы подразделяются на две основные группы: 1) не зависящие от деятельности предприятия (внешние или экзогенные факторы); 2) зависящие от деятельности предприятия (внутренние или эндогенные факторы).

Факторы кризиса проявляются  в показателях (производительность труда, эффективность деятельности, фондоотдача, текучесть кадров и  др.), тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации.

Информация о работе Внешние и внутренние факторы кризисного развития