Тюркоязычные племена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 20:43, реферат

Описание работы

Тюркоязычные племена Алтая в XVII и первой половине XVIII в. находились в политической зависимости от западных монголов, или ойра-тов, которые со второй половины XVII в. чаще известны под именем джунгары. Ойраты были объединены в обширное феодальное государство, называемое обычно в русских источниках Джунгарией. Значительная часть алтайцев-кочевников, известная тогда под названиями «телен-гуты», «телеуты» или «белые калмыки», составляла в Джунгарии оток (подразделение) в 4000 кибиток и находилась в вассальных отношениях к джунгарскому хану. Они имели свою территорию для кочевания и управлялись своим князцом, носившим титул тайши и подчиненным джунгарскому хану. Первым из телеутских князцов, вступившим в официальные сношения с русскими, был тайши Абак, который в самом начале XVII в. (1604) кочевал со своими телеутами в пяти днях езды от Томска на западном берегу Оби.

Файлы: 1 файл

Тюркоязычные племена Алтая в XVII и первой половине XVIII в.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

Джунгарские феодалы имели свой служебный аппарат и военные дружины. В их же руках находилось судопроизводство. Для чиновников джунгарских феодалов имелись следующие названия: даруга, джасагул, демчи, шуленгэ. Отсюда алтайские термины: тарга (встречается в преданиях и означает ойратских чиновников, собиравших дань — албан), ясаул (у северных алтайцев — помощник башлыка), демичи (помощник зай-сана), шуленги (сборщик податей).

Таким образом в Джунгарии был эксплоататорский строй, при котором трудящиеся скотоводы и охотники жестоко эксплоатировались светскими и духовными феодалами и были лишены всяких политических прав, находились на положении крепостных.

Племена Алтая платили джунгарским феодалам албан, или алман, пушниной, железными изделиями и скотом. Шорцы платили алман «соболями и железом всяким деланным». Кроме железа, они уплачивали алман иногда и ячменным толокном (талкан) . Разумеется, в уплату алмана шли не только шкурки соболя, но и шкурки других пушных зверей. Посланцы телеутского князца Табунки Кокина, подчиненного джун-гарскому хану, будучи в шорских волостях, по р. Кондоме, в 1674 г. «имали на себя алманы ячменем и соболями, и всяким зверем, и железом, и кожами красными и из тех кондомских волостей сплыли к себе в улус». Кумандинцы платили алман железными изделиями и пушниной. Еще в 1713 г.

ханский чиновник Дюренг собирал алман с кумандинцев по «шти соболей с человека». Когда об этом узнали в Кузнецке, то немедленно послали боярского сына Григория Рыхлевского с заданием прогнать сборщиков, так как кузнецкие воеводы в это время считали кумандинцев своими «ясашными людьми». Дюренг был вынужден бежать «до их приезду за три дня и покинул он, Дюрень, с нижней Кумандинской волости 660 белок подпалей, кошлока, 3 черевеси бобровые, 66 котлов железных, 109 таганов, тестеры стремена, железа конские (удила, — Л. Я.)». Кроме того, Дюренгом было собрано в алман и увезено «900 стрелных железцов (наконечники к стрелам, — Л. П.), 100 железниц, 2 пятна конских (тавра, — Л. Я.), 2 комзы (т. е. трубки, от слова кангза, —Л. П.) и 60 ковшей железных». В 1745 г. кумандинцы платили с человека джунгарскому «контайше по котлу и по тагану».Челканцы, по преданию, платили алман джунгарскому дарге (даруге — чиновнику) по имени Токпокбий также железными изделиями и пушниной. Собранный алман Токпокбий отправлял на лодках вниз по рекам Лебеди и Бии. Челканцы фигурируют в рапорте Кузнецкого воеводы Шапошникова (1745) как двоеданцы, платящие дань России и Джунгарии.

Тубалары южские, кергешские, комляжские платили джунгарскому контайше по котлу и железному тагану с человека и одновременно платили ясак соболями России. Горные телеуты (тау-телеуты) платили контайше по пять соболей с человека. Давали алман джунгарскому хану и «телеутские татары» (телесы), кочевавшие около устья Чулышмана.Южные алтайцы, кроме скота, давали в алман палочки казырган, вырезанные из кустарника черной кислицы. Каждый алтаец должен был платить двенадцать таких палочек, совершенно прямых, длиною в аршин. Джунгары снимали с этих палочек кожу в виде трубочки и натягивали ее на остов деревянной стрелы. Казыргановая стрела являлась дальнобойной.

Алман джунгарскому хану был для рядовых алтайцев очень тяжелой повинностью, иногда разорявшей их. Сбор алмана производили специальные чиновники — даруга (по алтайским древним преданиям — тарга). Они чинили большие насилия над алтайцами: грабили имущество, разоряли жилища, убивали и уводили в неволю население. По преданиям алтайцев, тарга всегда ездили с отрядами вооруженных людей. Это подтверждают исторические документы. «Сборщики дани, — рассказывают старики алтайцы, — носили в правом ухе, наподобие серьги, особый знак — маленький железный посеребренный таганчик», служивший эмблемой алмана, собираемого с алтайцев железными котлами и таганами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Тюркоязычные племена