Мифология германо-скандинавских племён

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Данная работа поможет нам раскрыть основные черты более известной германо-скандинавской мировоззренческой и религиозной системы. Также, попытаться реконструировать древние германско-скандинавские верования.

Файлы: 1 файл

Лабараторная работа 1.docx

— 22.89 Кб (Скачать файл)

Введение

 

     Данная работа поможет нам раскрыть основные черты более известной германо-скандинавской мировоззренческой и религиозной системы. Также, попытаться реконструировать древние германско-скандинавские верования.

     Из античных авторов первыми упоминают германцев Страбон и Плиний. О нравах германцев мы находим у Цезаря в «Записках о галльской войне». Наиболее ценный трактат «О происхождении, положении, нравах и племенах германцев» написанный древнеримским историком Тацитом. Учебник поэтического искусства скальдов, составленный  в XIII в. исландцем Снорри Стурлусоном.

     Предмет работы - мифологическая литература, сочинения классических авторов и современные работы по германцам и скандинавам, которая поможет раскрыть данную тему.

 

Основная  часть

 

     Мифологию германо-скандинавских  племён  можно разделить на  две большие части - мифологию  континентальных германцев и  мифологию северных, скандинавских  стран.  
     Континентальные германцы уже с самых ранних времен подверглись влиянию своих ближайших соседей - римлян, а также кельтов. Начавшаяся христианизация Европы также затронула их первыми. По этой причине самобытная германская мифология лучше и дольше сохранялась у северных скандинавов, удаленных от посторонних влияний. Именно северогерманская мифология дошла до наших времен, сохраненная двумя выдающимися памятниками европейской литературы - так называемыми "Старшей" и "Младшей Эддой".  1 В начале была только мировая бездна Гинунгагап, заполненная мраком и пустотой. В этой бездне родился двуполый великан Имир, давший начало миру. Боги рассекли его тело на части и создали из них землю, воду и небо. Затем трое великих богов- Один, Лодур и Хёнир- подняли со дна мирового океана сушу, обустроили ее и вдохнули жизнь в первых людей. Так было положено начало сущеествующему порядку вещей.2 Основная группа богов скандинавской мифологии называется асы и возглавляет её Один, который и является отцом большинства асов. К асам следует отнести Одина, Тора, Ньёрда, Тюра, Локи,. «Младшая Эдда» перечисляет также четырнадцать богинь семейства асов: Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Сьёвн, Ловн, Вар, Вёр, Сюн, Хлин, Снотра, Гна. Другая группа богов — это ваны, боги плодородия. К ним относятся в основном Ньёрд и его дети Фрейр и Фрейя.3

     Согласно традиции  северного язычества считалось,  что если всё сделано правильно,  то после смерти усопший отправляется  в одно из загробных мест: в Вальхаллу Один при помощи валькирий собирал половину воинов, павших в бою, где они готовились к решающей битве — Рагнарёк, сражаясь друг с другом и воскресая вновь; в Фолькванг попадала вторая половина, павших в бою, под руководство богини Фрейи.; в Хель попадали умершие от старости или от болезней, он был изображён как мрачное место где вечно царит зима; в Хэльгафёлл -священная гора, где усопшие вели ту же жизнь, что и на земле. Как правило, этим местом считалась ближайшая к общине гора. Она была столь священна, что прежде чем смотреть в её сторону следовало вымыть лицо4. Погребение осуществлялось в лодке или каменном корабле, где почившему осуществлялись подношения и жертвоприношения в соответствии с его земным статусом и родом занятий. После кремации на останках сооружали холм из камней и покрывали его землёй и дёрном. Получившийся курган считался жилищем умершего5.

     Языческий культ  скандинавов был децентрализованным  культом и представлял собой  совокупность местных и семейных  культов наряду с общенациональными  религиозными фестивалями. Руководство  культом осуществляли местные вожди и лидеры: на ферме  -глава семейства, на общенациональном фестивале - конунг. По этой причине у скандинавов не существовало понятия «религия» в современном понимании и наиболее близким по значению было понятие – традиция. Важную роль в обрядах этого культа играл обряд жертвоприношения, основной целью которых было гарантировать плодородие, но также использовались в обрядах по случаям рождения, женитьбы или смерти. В культе существовало строгое разделение на частный культ, привязанный к дому и человеку, и на общественный культ, привязанный к структуре общества6. До христианизации в Скандинавии существовал культ предков. Предки были весьма важным элементом имиджа семьи и люди верили, что они способны влиять на жизнь своих потомков из потустороннего мира, поэтому контакт с ними считался ключевым элементом благополучия семьи. Считалось, что правильно проведенные обряды обеспечивали благословение предками ныне живущих, в то время как не соблюдение обрядов могло навлечь неудачу и предки бы не давали покоя человеку. Не известно рассматривали ли самих предков как божественную силу или как лишь связанных с ней. Связь умерших и живых происходила посредством ритуалов в местах захоронений, таких как подношения предметов, еды или напитков7. Ландвэттир или духи места было собирательным названием различных существ — защитников мест, и существовало множество правил, как обращаться с ними, чтобы не вызвать конфликта. В эпоху викингов вероятно женщины, как хранительницы очага, играли ключевую роль в поклонении этим существам. Ритуалы включали в себя подношение еды и напитков в соответствующих местах либо рядом с фермой либо в особых местах, таких как водопады и рощи, где считалось обитали подобные существа.8 
     Нам не известно, как дошедшие до нас мифы были связаны с религиозными верованиями и как люди относились к ним в повседневной жизни. Скандинавские язычники не оставили письменных источников относительно своих верований, а христианские авторы описывают их как религиозные предрассудки и дьяволопоклонничество.

 

Заключение

 

     Германо-скандинавская  мифология производит впечатление  мужественных, воинственных людей,  которые не боялись смерти. Они верили, что существует загробная жизнь и стремились умереть достойно, с мечом в руках, чтобы оказаться в Вальхалле. Также характерной особенностью германо-скандинавских верований является то, что великих богов мужского пола почти всегда наделяют функциями бога войны, что связано с социальной системой германцев и скандинавов. Древние скандинавы и германцы почитали предков и даже после их смерти они держали связь с миром мёртвых.

1Скандинавский эпос/Корсун А. И.- АСТ Москва,2008 -15с.

2 Мифы древней Скандинавии/Петрухин В.Я- АСТ Москва, 2010-25-65с.

3 Скандинавская мифология. Энциклопедия/Королёв К.М.- ЭКСМО,2004 -18-34с.

4 Викинги. Быт, религия, культура./Симпсон Жаклин- Центрполиграф,2005 -105-110с.

5Скандинавская мифология и мировоззрение/Викернес Варг- Тамбов, 2012-40с

6 Религия древних германцев/Забияко А.П.- М.: Высшая школа, 2007 – 330-365с

7 Викинги. Быт, религия, культура./Симпсон Жаклин- Центрполиграф, 180-187с

8 Легенды народов Скандинавии/Антон Платов – Менеджер,2001 – 87с

 

 


Информация о работе Мифология германо-скандинавских племён