Теоретические аспекты экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением
деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Содержание работы

Введение. 3
I. Теоретические аспекты экономических кризисов
1.1 Теория экономического цикла 4
1.1.1 Экономический цикл
1.1.2 Фазы цикла 4
1.1.3 Причины цикличности 5
1.1.4 Нециклические колебания 7
1.1.5 Антициклическое регулирование 7
1.1.6 Специфика цикличности развития в конце XX в. 8
1.2 Теоретические основы кризиса 8
1.3 Классификация кризисов 9
По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах. 9
По регулярности нарушения равновесия в экономике. 10
По характеру нарушения пропорций воспроизводства. 11
1.4 Факторы, влияющие на течение кризисов 11
1.5 Воздействие кризисов на экономику 12
II. Экономический кризис в России 13
2.1 Трансформационный спад 13
2.2 Экономические преобразования в России 14
2.3 Течение кризиса 17
2.4 Причины кризиса в России 18
2.5 Особенности экономического кризиса в России 19
III. Влияние кризиса и выход из ситуации 23
3.1 Достижения и проблемы экономических реформ 23
Достижения 23
Проблемы 23
3.2 Положительное влияние кризиса на экономику России 25
3.3 Пути выхода из кризиса 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

I. Теоретические аспекты экономических кризисов.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.5  Воздействие кризисов на экономику

 

    Наличие кризисных  явлений в экономике следует  воспринимать со следующих позиций.

    Во-первых, какое-то  число  кризисов  в  экономике   является  отражением

(издержками) экономического  развития, по аналогии  с  трением  скольжения  в механике, обеспечивающим  перемещение  тел  в  пространстве.  Следовательно, кризисное явление может иметь отрицательное и положительное значение.

    Кризис  —   неотъемлемый  элемент  социальной   эволюции   и   одно   из

основополагающих  условий  общественного  прогресса.  Экономическая  система многоэлементна,   поэтому   точно    предсказать    результат    постоянного взаимодействия ее составляющих практически невозможно.

    Во-вторых, в  экономике происходят кризисы-катастрофы.  Это  в  основном кризисные явления, поражающие целиком экономическую систему и  приводящие  к значительным  социальным  потерям   (высокой   безработице,   гиперинфляции, сокращению сбережений, разрушению инновационного  потенциала  страны,  спаду производство,   нарушению   режима   воспроизводства   основного   капитала, обесценению  интеллектуальной  и  других  видов  собственности,   сокращению

потенциала финансовой, банковской сферы и т. д.1,

    Экономические  кризисы имеют две стороны.  Одна из них —  разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных  пропорций  в хозяйстве. Нередко большие излишки товаров варварски уничтожались.

    Другая сторона  - оздоровительная. Она  неизбежна,  поскольку  во  время

депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не  дает  обычной, средней прибыли.  Выходу  из  этого  тупика  помогает  обновление  основного капитала  (его  активной  части  —  машин,  оборудования).   Это   позволяет удешевить  изготовление  продукции,  сделать ее   в   достаточной   степени прибыльной.

 

 

 

2. Экономический кризис в России

 

 

2.1 Трансформационный спад

 

    С началом  рыночных реформ в России  в  1990-е  гг.  наблюдается  острый

экономический  кризис,  получивший  название   «трансформационного   спада». Содержание трансформационного  спада  (кризиса)  достаточно  «традиционное»: прежде  всего  —  падение  производства  и   ухудшение   жизненного   уровня населения. С 1990 по 1996 г. совокупное  производство  уменьшилось  примерно наполовину,  в  еще  большей  степени  сократились  реальные  инвестиции   в основной капитал.

    Основные факторы  тесно связаны с характером  протекающих преобразований.

 

    Во-первых,  само   содержание   перехода   от   ресурсоограниченной   к

спросоограниченной системе означает коренное изменение  типа ограничений  в развитии производства,  т.е.  и  цели  деятельности  каждого  производителя. Вместо  производства  ради  производства  должно  прийти  производство   для удовлетворения   потребностей   (спроса).   Вертикальная   система   связей, основанная на получении приказа и его выполнении,  сменяется  горизонтальной — отношениями между самостоятельными предпринимателями.  Естественно,  такой переход не может избежать издержек, проявляющихся  в  падении  производства. Во-вторых, как уже отмечалось, к таким  же  последствиям  закономерно  ведет структурная перестройка. В-третьих, происходит преодоление  государственного патернализма,  без  чего  невозможно  функционирование  рыночной  экономики. Ужесточаются бюджетные ограничения,  влекущие  за  собой  банкротство  массы предприятий. Так, в конце 1995 г.  каждое  третье  предприятие  России  было убыточным.   В-четвертых,    слабость (отсутствие)    должной    рыночной инфраструктуры усугубляет трудности пре  образований,  дополнительно влияет на  снижение  производства.  Наконец,  особенностью   российской   экономики явилась ее низкая конкурентоспособность: импортная продукция  (удельный  вес импорта в потреблении продуктов легкой и пищевой промышленности в  России  в 1994  г.  доходил до   60—70%)   еще   более   «стимулировала»   сокращение производства. Это также вело к ухудшению и общей структуры производства.

 

    В российской  переходной экономике трансформационный  спад  проявил  себя особенно глубоко. За 1991—1995 гг. объем ВВП России  сократился  почти на 50%, промышленное производство — более чем на  50%,  сельскохозяйственное  — на 30% и капиталовложения — почти на 70%.  В  дальнейшем  спад  продолжился, некоторый рост отмечен лишь в 1999 г.  Тесно  связанным  с этим  следствием стало существенное снижение жизненного уровня населения. В 1992 г.  50  млн.

человек (33% населения) имело  доходы ниже прожиточного минимума; в  1995  г. их число составило 37 млн. (25% населения); вследствие кризиса  1998  г.  Их количество снова выросло. Снижение  реальных  доходов  привело  к  ухудшению питания: за 1991—1995 гг. душевое потребление мяса, молока  и  рыбопродуктов - сократилось в России на 20-30%.  Резко возросла  дифференциация  денежных доходов — по крайним 10% -м группам с 4:1 в 1991 г. до 13,5:1 в 1995  г.  (в

январе-октябре 1996 г. — 12,7:1)[3].

 

 

 

2.2 Экономические преобразования в России

 

    Мировой   опыт  экономических  преобразований  показал,  что  есть   два

основных пути  решения  поставленных  задач:  радикальный,  или  шоковый,  и эволюционный, или  умеренный.  Россия  избрала  первый  путь,  Китай  избрал второй. Спад  производства  в  России  продолжается  10  лет  подряд,  объем реального ВВП за эти годы сократился более чем в 2 раза; за этот  же  период в Китае рост производства в отдельные годы превышал 10%-ную  отметку,  а  за 10 лет объем реального ВВП более чем утроился.

    Экономические  и социальные преобразования  в России после 1991  г.  Были основаны на концепции либерализма, и прежде всего на концепции монетаризма, без  учета  особенностей  развития  национальной  экономики,  без  учета  ее исторического  опыта.  Принятая  неолиберальная  модель  российской  реформы опиралась на следующие макроэкономические постулаты:

. либерализация цен  на все товары и услуги;

. сжатие денежной  массы как основной способ  борьбы с инфляцией, т. е.  такая денежно-кредитная и финансовая политика, которая решение всех  финансовых и экономических проблем видит в ограничении денежной массы;

. изменения в отношениях собственности, которые неолиберальная модель видит как движение в одну сторону - разгосударствления;

. формирование рынка  и рыночной инфраструктуры ни  основе разгосударствления экономики;

.  демонополизация   экономики,   прежде   всего   устранение   всех   форм государственного монополизма;

. открытость национального  рынка перед мировым рынком;

. конвертируемость рубля  на основе системы плавающего  курса валют.

   Когда в 1992 г.  в России были введены свободные  цены, то  предполагалось, что цены вырастут, но незначительно.  Однако  в  реальной  жизни  рост  цен остановить не удалось во  все  годы  реформы.  Индекс  потребительских  цен неукоснительно рос. Об этом свидетельствуют данные табл.1.

 

    Таблица 1 Индекс  потребительских цен

 

    (декабрь к декабрю предыдущего года, раз)

|  Год |1991     |1992   |1993    |1994  |1995  |1996   |1997   |1998   |

|      |         |       |        |      |      |       |       |       |

|Показа|         |       |        |      |      |       |       |       |

|тель  |         |       |        |      |      |       |       |       |

|      |2.6      |2,6    |9,4     |3,2   |2.3   |1,2    |1,1    |1,8    |

 

   В конкретно российских  условиях иначе и быть не  могло.  Катастрофическое падение производства, вытеснение российских  товаров  импортными,  снижение уровня жизни народа и усиление дифференциации в уровнях  доходов  различных слоев населения - эти и многие другие факторы привели  к  тому,  что  чисто монетаристское воздействие на ценообразование очень быстро исчерпало  себя: оно приглушило инфляцию в 1995 - 1997 гг. но не остановило ее.

   Сжатие денежной массы  привело к сокращению до минимума  оборотных  средств предприятий, что в свою очередь вызвало  расцвет  торговли  на  первобытной основе — натуральный обмен товара на товар.  Он  явился  удобным  средством ухода от налогообложения и формой криминального бизнеса. Денежный  рынок в 90-е годы испытывал не меньшие потрясения, чем товарный.  Денежно-кредитная и финансовая политика государства трижды  устраивала  обвалы  на  денежном рынке: в 1992 г. в инфляционном  пожаре  были  уничтожены  практически  все личные сбережения населения; в  1995  г.  рухнули  все  частные  финансовые пирамиды, значительная часть  населения  вновь  оказалась  ограбленной;  17 августа 1998 г. - новый острейший финансовый кризис,  который  нарушил  все формы макроэкономического равновесия.  Проводившаяся  в  1992  -  1998  гг.

 политика  открытого  национального   рынка  России  перед  мировым   рынком, политика свободной конвертируемости рубля на основе плавающего курса  валют привели к вытеснению с национального рынка отечественных  товаров,  сделали страну зависимой от кредитов международных финансовых организаций, породили астрономический  государственный  долг,  практически   развалили   рублевое денежное обращение внутри страны и  вызвали  колоссальный  опок  -настоящее бегство -  капитала  за  границу.  В  экономической  литературе  фигурируют различные величины украденных у России финансовых средств - 150, 300 и даже 800 млрд. долл.  Но  все  признают  очевидное:  общая  величина  российских капиталов, осевших за рубежом, практически  сравнялась  с  суммой  внешнего долга страны и достигла четверти ВВП.

   Драматичную  картину   оттока  капитала  из   России   дополняет   процесс

 долларизации экономики внутри  страны: возникло  такое  финансовое  явление, когда население страны избавляется от рублевой наличности,  скупая  на  нее иностранную валюту, и прежде всего доллары. Самые  приблизительные  расчеты показывают, что к 1999 г.  объем  наличной  массы  долларов  внутри  России превышал (и превышал значительно - в 4 - 5 раз!)  объем  наличной  рублевой массы внебанковской системы.

   Утвержденный федеральный  бюджет России на 1999  г.  по  доходам  составил 473, 6 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 4000  млрд. руб. и уровня инфляции 30%. При этом курс рубля  был  просчитан  на  уровне 21,5 руб. за доллар; следовательно, в долларовом выражении бюджет  составил сумму в 22 млрд. долл. Таковы результаты  либеральной  денежно-кредитной  и финансовой политики России в 90-е годы.

   Особое  внимание  в   процессе  экономических  преобразований   в   России

 уделялось приватизации  -  передаче  части  государственных   предприятии  в частную собственность.

   Всего  за  1992-1997  гг.  изменили  форму   собственности   129,5   тыс.

 предприятий (объектов). Наиболее  интенсивно процесс приватизации  шел в 1993г., когда было приватизировано  42 924 предприятия, И 1994  г.,  когда   было приватизировано 21 905 предприятий. В последующие годы  темпы  приватизации снизились: в 1995 г. — 10 152, в 1996  г.  -  4997  и  в  1997  г.  -  2743 предприятия.

   Итоги  приватизации  в  России  не  оправдали   надежд,  которые  на   нее

 возлагались.  Решения   о  приватизации  принимались   не   демократично,   а

 директивно, т. е.  не трудовыми коллективами, которые  хорошо знали специфику своего предприятия, а Госкомимуществом.

   Преобразование  отношений собственности шло  только в одном  направлении  -государственная  форма   превращалась   в   частную.   Все   другие   формы собственности игнорировались. Российская модель приватизации совершенно  не учитывала   экономическую   и   социальную    эффективность    деятельности приватизируемых предприятий.

   В основу  оценки  имущества  приватизируемых   предприятий  была  положена остаточная  стоимость  основных  фондов.  При  этом  остаточная   стоимость основных фондов оценивалась на базе оптовых цен 80-х годов. Все это привело к тому, что в условиях инфляции предприятия продавались за бесценок.

   Так происходит  всегда  и  везде,  где   нарушаются  принципы  оптимального сочетания  в  использовании   всех   форм   собственности   —   частной   и государственной, индивидуальной и коллективной, национально-общенародной  и смешанной. Мелкие и средние предприятия в сфере услуг, в розничной торговле и  т.п.  требуют  иной  формы  собственности,  чем  предприятия-гиганты   в металлургии, машиностроении или на железнодорожном транспорте.

   Важным  направлением   экономических   преобразований   в   России   было формирование рынка и рыночной  структуры  на  основе  разгосударствления  и демонополизации экономики. В конкретно российских условиях  это  привело  к тому,  что  государство  оказалось  отстраненным  от  важнейших   процессов управления экономикой на  макроэкономическом  уровне,  а  его  место  занял монополизм худшего вида - всевластие корпорации. Государственная  власть  в этих условиях  оказалась  слабой,  а  обогащение  олигархии,  ее  всемерное усиление  интенсивно  пошло через спекулятивную финансовую   систему   и криминальные операции.

   Опыт реформирования  в России позволяет извлечь  следующие уроки:

     1. Опыт экономических  преобразований в России еще  и еще раз подтвердил очевидную  истину: учиться у других  народов   полезно  и  нужно,  но национальную экономику надо развивать  и  реформировать  по-своему.

Без учета национальных, государственных и  социальных  особенностей

России все реформы, проводимые  по  эталонам  чужеземного  образца,

обречены на провал.

     2.  При  дальнейшем развитии социально-экономических   преобразований  в России следует учитывать,  что  в  90-е  годы  была  разрушена  вся

 государственная система управления  экономикой,  в  том  числе  был ликвидирован государственный монополизм, на  его  место  пришла  не

 конкуренция, а  монополия  корпораций,  которая  ведет  бесконечную

гонку повышения цен  и одновременно сокращает производство.  В  этих

 условиях необходима  такая организация нормального  рынка, которая не знала   бы   всевластия   и   беспредела    корпоративно-мафиозного

монополизма. В современных  условиях России нужна такая  организация

 рыночного хозяйства,  которая  служила  бы  интересам  государства,

народа, а не интересам  олигархов. Не  криминально-спекулятивный,  а созидательно-регулируемый рынок нужен современной России.

Информация о работе Теоретические аспекты экономических кризисов