Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение - непременные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества.

Содержание работы

Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций 3
Введение 3
1. Государственное регулирование кризисных ситуаций 4
2. Классификация кризисов 8
3. Экономический цикл 11
4. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 12
Практическая часть: 16
Вопрос 1. 16
Вопрос 2. 16
Заключение 19
Список литературы: 20

Файлы: 1 файл

Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра менеджмента

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Антикризисный менеджмент

 

 

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

 

 

Теоретическая часть:

Вопрос 4.Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций

Введение

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В руках государства регулирование финансовых отношений становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки. Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное регулирование - это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

1. Государственное регулирование  кризисных ситуаций

Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение - непременные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества.

Предприятие с позиции менеджмента - объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции. С позиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег. Для государства предприятие - это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения. Общими для предприятия и для домохозяйства выступает стремление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни. 
В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства - к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.

Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может произойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений - обострение социальной обстановки.

Требует определенного переосмысления понятие «экономическая эффективность». Экономическая эффективность определяется комплексом понятий, а именно:

- эффективность производства, означающая, что достигается такое  сочетание ресурсов, которое обеспечивает  максимальный выпуск при данном  объеме затрат. Это эффективность  в понимании инженера-технолога. Например, нужно построить здание  школы в соответствии с заданными  стандартами, с минимальными потерями  бетона и при минимальных простоях  либо выбрать производственные  технологии с учетом цен на  ресурсы. Такой подход к эффективности  помогает объяснить тот факт, что у нас в стране, где уровень  заработной платы низок, строительство  представляет собой процесс трудоемкий, а в Германии - капиталоемкий;

- эффективность структуры  продукции, т. е. производство товаров  в оптимальном сочетании. Тот  факт, что здание школы может  быть построено с низкими затратами, сам по себе не служит основанием  для его строительства. Возможно, что те же ресурсы, затраченные, например, на строительство больницы, обернутся большим благом для  местного населения. Та же земля  может быть отведена под спортивную  площадку или зону отдыха, а  за счет средств, сэкономленных  благодаря отказу от строительства школы, могут быть снижены налоги, что позволит гражданам израсходовать свои деньги в других сферах потребления по своему желанию;

- эффективность потребления. Она характеризуется тем, что  потребители распределяют свои  доходы таким образом, чтобы добиться  максимального удовлетворения своих  потребностей с учетом уровня  дохода и цен на приобретаемые  товары.

Все рассмотренное выше обеспечивает эффективное использование ресурсов в данный момент времени. Динамическая эффективность требует оптимизации роста производства или потребления. Стремление к динамической эффективности (в отличие от статической) ставит труднейшую задачу - распределение средств между текущим потреблением и инвестированием. Отмеченные особенности имеют важное значение в предотвращении и регулировании кризисных ситуаций, так как в этом процессе особое место принадлежит стратегии, предусматривающей осознание надвигающейся нежелательной критической ситуации; выявление причин возникновения такой ситуации и направленности ее составляющих; количественную и качественную оценку возможного ущерба; разработку тактических вариантов деятельности предприятий в условиях критических ситуаций и выхода из них.

Однако на практике такие стратегии разрабатываются чрезвычайно редко, что объясняется неподготовленностью руководителей и менеджеров к принятию обоснованных стратегических решений, отсутствием в хозяйствующих структурах технологических схем разработки, реализации и контроля стратегических планов, т. е. систем стратегического управления.

Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций.

1) Поиск инноваций, содействующих  изменениям в способе экономического  роста. Это преобразования в области  отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста.

2) Поиск условий распространения  инноваций. Дело в том, что инновации  могут быть не только полезными, но и бесполезными, а также  преждевременными, когда условия  на микро- или макро-уровне не  приспособлены к их восприятию. Поэтому становится очень важным  вопрос о факторах, которые в  условиях кризиса определяют  распространение инноваций.

3) Определение различий  между локальными и глобальными  изменениями. Необходимо уметь проводить  различие между дополнительными  инновациями в рамках существующей  логики нововведений и структурными  изменениями, затрагивающими саму  эту логику. При этом следует  подчеркнуть, что новое часто  накладывается на старое. В этом  случае переход от одного способа  регулирования к другому совершается  путем смены поколений и это  относится как к занятому кадровому  персоналу, так и к используемым  зданиям, сооружениям, оборудованию.

4) Установление структурной  совместимости одновременно совершающихся  изменений. Это вытекает из самой  логики процесса регулирования  кризисных ситуаций. Ведь предпринимаемые  изменения могут или не привести  к цели, или вызвать непрогнозируемые  последствия. Поэтому с точки  зрения менеджмента здесь важно  ответить на следующие вопросы: насколько состоятельными и эффективными  окажутся преобразования в логическом  и социально-политическом плане; каким образом разрешаются постоянно повторяющиеся конфликты и возникающие неравновесия на микроэкономическом уровне? В макроэкономическом плане предстоит выяснить, определяет ли сочетание частичных компромиссов и новых институтов систему регулирования в целом, т. е. всю серию совместимых между собой механизмов распределения капитала, труда, денег, кредитов.

5) Организационно-структурные  новшества. Этот аспект находит  свое отражение в укреплении  административного механизма. Непосредственный  контакт населения с государством  происходит тогда, когда населению  предоставляются государственные  услуги. Для большинства граждан  это единственная возможность  прямого контакта с государством.

2. Классификация кризисов

В развитой рыночной экономике процесс воспроизводства национального продукта имеет следующую особенность. Через определенные промежутки времени его нормальный ход прерывается кризисом (гр. Krisis - поворотный пункт, исход), что означает резкий перелом, тяжелое переходное состояние.

Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям.

Первое основание - по масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах.

Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики.

Так, финансовый кризис - глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах (когда расходы государства значительно превышают его доходы).

Денежно-кредитный кризис - потрясение денежного-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента.

Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

Второе основание классификации кризисов - по регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени.

Промежуточные кризисы не дают начала полного делового цикла и прерываются на каком-то этапе; являются менее глубокими и менее продолжительными.

Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникновения.

Отраслевое потрясение охватывает одну из отраслей народного хозяйства и вызывается изменением структуры производства, нарушением нормальных хозяйственных связей и др.

Аграрный кризис - это резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).

Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотношений между отраслями производства (однобоким и уродливым развитием одним отраслей в ущерб другим, ухудшением положения в отдельных видах производства).

Третье основание классификации кризисов - по характеру нарушения пропорций воспроизводства. Здесь выделяются два вида.

Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:

- кризис как результат  «внешнего» шока. В этом смысле  под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического  развития той или иной географической  общности оказывается заблокированным  из-за нехватки ресурсов, связанной  с природными или экономическими  катастрофами;

- циклический кризис. Здесь  кризис представляет собой фазу  устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

- структурный (большой) кризис - любой случай, когда экономическая  и общественная динамика входит  в противоречие со способом  развития, который придает ей постоянный импульс, то есть любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства системы в целом;

- кризис системы регуляции - ситуация, когда механизмы, связанные  с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии  изменить неблагоприятные конъюнктурные  процессы, хотя режим накопления  остается вполне жизнеспособным;

- кризис способа производства, характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее  важных институциональных форм - форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются  нежизнеспособными самые важные  закономерности, на которых базируются  организация производства, перспективы  прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

3. Экономический цикл

С тех пор как в рамках капиталистического общества совершился переход к индустриальному производству, возникли изменения воспроизводства, принявшие циклический характер. Цикл включает в себя ряд последовательно сменяющих друг друга фаз.

Экономические циклы начального периода (в эпоху классического капитализма) и современные существенно различаются между собой. Различия проявляются в степени нарушения экономического равновесия, членении циклов на различные фазы, длительности протекания, участии государства в регулировании циклов.

Сначала рассмотрим экономический цикл (его также часто называют деловой цикл) в его классическом варианте. Он четко распадался на четыре фазы. В каждой из них наблюдалась разная динамика объема производства, уровня цен, занятости работников, нормы процента. Исходной фазой цикла является кризис. В этом случае, согласно классификации, речь идет об общем периодическом кризисе перепроизводства. В этот момент наблюдается падение уровня и темпов экономического роста, а затем, как правило, сокращение масштабов выпуска изделий. Такие явления связаны с перепроизводством благ. В это время резко увеличиваются запасы нереализованной продукции. Происходят массовые банкротства (разорение) промышленных и торговых предприятий, которые не могут распродать накопившиеся товары. Из-за приостановки производства быстро растет безработица, сокращается заработная плата. В обществе нарушаются кредитные связи, расстраивается рынок ценных бумаг, падают курсы акций. Все предприниматели испытывают острую потребность в деньгах для уплаты быстро образовавшихся долгов и потому норма банковского процента значительно возрастает. Затем наступает другая фаза - депрессия (лат. Depressio - понижение, подавление). Тогда приостанавливается спад производства, а вместе с ним и снижение цен. Постепенно уменьшаются запасы товаров. Из-за незначительного спроса увеличивается масса свободного денежного капитала и ставка банковского процента снижается до минимума. В период депрессии предложение товаров перестает обгонять спрос, а поэтому между ними устанавливается равновесие (прекращение выпуска товаров снижает их предложение до уровня спроса). В то же время создаются естественные условия для выхода из кризиса. Уменьшаются цены на средства производства и удешевляется кредит, что способствует новому накоплению капитала, возобновлению расширенного воспроизводства на новой технической основе. На следующей фазе - оживлении - производство расширяется до его предкризисного уровня. Размеры товарных запасов устанавливаются на уровне, необходимом для бесперебойного снабжения рынка. Начинается небольшое повышение цен, вызванное увеличением покупательского спроса. Сокращаются масштабы безработицы. Возрастает спрос на денежный капитал, и ставка процента увеличивается. Наконец, наступает фаза подъема. В этот период выпуск продукции превышает предкризисный уровень.

Информация о работе Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций