Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Цель государственного регулирования экономики - освободиться от внешней зависимости путем достижения конкурентоспособности страны на основе высокого качества процессов, достойного уровня жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие конкурентоспособности………………………………………………………………..5
1.1 Конкурентоспособность товара в международной торговле……………………………….5
1.2 Национальная конкурентоспособность……………………………………………………...7
2 Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики…………………10
2.1 Стратегия повышения конкурентоспособности национальной промышленности…………………………………………………………………………………10
2.2 Стратегические пути к мировой конкурентоспособности страны……………………………………………………………………………………………..12
3.3 Президентская стратегия инноваций……………………………...................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………18
Практикум: Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ЭкоЛайф»…………………………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задач удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И, в соответствии с рекомендациями науки, определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Таким образом, впервые за все постсоветские годы государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Вплоть до последнего времени эта инициатива находилась в руках международных финансовых организаций, экспортеров сырья, транснациональных корпораций, естественных и неестественных монополий, а также организованной преступности. Каждый из этих субъектов навязывал стране свою стратегию, комбинация которых породила порочные круги институциональных ловушек, в которых оказалась стремительно деградирующая российская экономика. Развитие последних лет шло по инерции этих стратегий, а относительно благополучные макроэкономические показатели достигались не столько благодаря, сколько вопреки политике государства, которая до позапрошлого года характеризовалась безыдейностью и безынициативностью, следовала псевдолиберальным рецептам международных финансовых организаций.

Да и сегодня макроэкономическая политика государства формируется на основе догм Вашингтонского консенсуса, а попытки запустить институты развития, простимулировать инвестиционную и инновационную активность, решить перезревшие социальные проблемы остаются недостаточными для преодоления сложившихся тенденций деградации. Без адекватных усилий в ближайшие два года со стороны государства объявленная Стратегия останется благим пожеланием.

Для реализации заявленной президентом стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный.

Констатация задач и определение параметров — необходимое, но не достаточное условие достижения поставленных целей. Не менее важно правильно спланировать меры экономической политики, своевременно сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях, добиться их эффективного использования. В отличие от либеральной политики, реализация которой не требует особой квалификации исполнителей, успешная политика развития — это сложная управленческая работа, требующая знания механизмов развития современной экономики и умения их использовать в выстраивании сложных экономических структур. Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать НТП.

Столь масштабные изменения структуры экономики и стиля поведения ее субъектов не могут не привести к существенному изменению зависимостей между факторами и результатами производства. Тем более что ценность ключевого фактора — рабочей силы должна возрасти пятикратно: «среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год — 391 доллара США)». Разработчики стратегии планируют вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений роста глобальной экономики.

Таким образом, использование основных инструментов государственной политики для перевода экономики на инновационный путь развития либо не предполагается вовсе, либо откладывается на середину прогнозного периода. Едва ли при такой политике переход на инновационный путь развития окажется в принципе возможен. Во всяком случае, этому будут препятствовать: опережающее повышение тарифов на газ и электроэнергию, затягивание изменения денежно-кредитной политики; неизменность налоговой системы, откладывание на конец прогнозного периода приведения госрасходов на социальное развитие к среднемировому уровню. Перечисленные составляющие экономической политики государства будут удерживать движение российской экономики в рамках инерционного и энергосырьевого сценариев. Как было показано выше, этому же соответствуют и прогнозные параметры стратегии, которые мало отличаются между собой по различным сценариям в первой половине прогнозного периода. [5]

Чтобы действительно выйти из ловушки инерционного энергосырьевого сценария на траекторию инновационного развития требуются куда более масштабные изменения экономической политики государства и иные модели расчетов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в современных условиях, чтобы выдерживать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как неотъемлемая часть государственной стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.

Несомненно, российское государство наряду с существенными конкурентными недостатками обладает значительным ресурсом для повышения своей конкурентоспособности и пока неиспользованными серьезными преимуществами в плане конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести: уникальное евразийское геополитическое положение российского государства; сохранение статуса великой державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при условии существенного повышения эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность, закаленную в историческом процессе. [2]

В качестве конкурентных ресурсов мы вправе рассматривать: сохранившийся достаточно высокий образовательный и научный уровень; наметившийся после периода экономического кризиса 1990-х некоторый экономический рост (в настоящий момент «приторможенный» мировым кризисом); ряд уникальных производств, прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал повышения эффективности государственного управления; потенциал региональной интеграции. К этому можно добавить потенциал повышения конкурентоспособности российской геополитики, потенциал решения проблемы российской идентичности, потенциал создания информационной инфраструктуры и информационного общества, потенциал укрепления российского имиджа.

И, конечно, ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России видится конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически верного определения векторов и приоритетов реформирования, ориентированных на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды путем инноваций. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико-технологическом плане,  перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности»,  возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум: Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ЭкоЛайф»

 

ООО «ЭкоЛайф» - это один из авторитетных производителей хлебобулочных изделий в Богдановическом районе Свердловской области. Неоднократно менял свое название. История завода богата событиями и традициями, сложившимися в течение работы уже нескольких поколений хлебопёков. Накопленные за многие десятилетия опыт, принципы деятельности и стремление постоянно развиваться делают это предприятие уникальным и по-настоящему интересным.

В настоящее время производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в городе Богданович занимается ООО «ЭкоЛайф». Основной вид продукции: хлеб из ржаной и пшеничной муки, батоны, кондитерские изделия, баранки, сушки.

ООО «ЭкоЛайф» – ведущее предприятие города и района по производству хлеба и кондитерских изделий. В данный момент средний стаж работы персонала составляет 5 – 10 лет. Сильные стороны: широкий ассортимент; большой выбор мелкоштучных изделий; высокое качество; приемлемая цена.

На предприятии в настоящее время существуют два производственных цеха - кондитерский и хлебобулочный, склады сырья и материалов, склад мокрого хранения соли, подсобное помещение (прачечная), проходная-весовая, магазин «Хлеб», магазин «Продукты». Производимая на предприятии продукция развозится по 75 торговым точкам города и области собственным транспортом (71%) и транспортом покупателей (29%). Радиус развоза готовой продукции достигает более 100 км.

На данный момент конкурентами ООО «ЭкоЛайф» являются:

  • ООО «Омега» - плодоовощная продукция, рыбная продукция, морепродукты, молочная продукция, мясная продукция, производство продуктов питания, хлебобулочные изделия, хлебопродукты;
  • Богдановический Хлебокомбинат ОАО - хлебобулочные изделия, производство, оптовая продажа.
  • Магазин «Кулинария» - изделия кондитерские, продукты питания, розничная продажа.
  • Магазин «Павловский» - хлебопекарня, производство хлеба, хлебобулочных изделий.

Из всех данных конкурентов на территории Богдановического района, только некоторые напрямую конкурируют и имеют приближенную долю рынка района к доле рынка рассматриваемого предприятия. Следовательно, являются потенциальными конкурентами для ООО «ЭкоЛайф».

Таблица 1 -  Критерии выявления потенциальных конкурентов рассматриваемого предприятия.

Критерии

ООО «Омега»

Богдановический Хлебокомбинат ОАО

Магазин «Кулинария»

Магазин «Павловский»

ООО «ЭкоЛайф»

1 Репутация предприятия

Неизвестная

Известная

Известная

Неизвестная

Известная

2 Площадь помещения предприятия

1089 м2

2342 м2

800 м2

430 м2

2102 м2

3 Количество сотрудников  предприятия

50

94

35

45

108

4 Ассортимент продукции

Узкий

Широкий

Широкий

Узкий

Широкий

5 Затраты на рекламу

Не проводится

Не проводится

Не проводится

Не проводится

Не проводится

6 Уровень цен

Средняя

Высокая

Высокая

Средняя

Средняя

7 Качество продукции

Среднее

Высокое

Высокое

Низкое

Высокое

8 Рыночная доля предприятия

50%

80%

38%

20%

90%

9 Чистая ежегодная прибыль предприятия (тыс. руб.)

40129

51024

32960

9389

55621

10 Возможность выхода на новые рынки сбыта продукции

Низкая

Средняя

Низкая

Низкая

Средняя

11 Уровень новизны идей и рекомендаций по выпускаемой продукции

Высокий

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Информация о работе Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики