Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Цель государственного регулирования экономики - освободиться от внешней зависимости путем достижения конкурентоспособности страны на основе высокого качества процессов, достойного уровня жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие конкурентоспособности………………………………………………………………..5
1.1 Конкурентоспособность товара в международной торговле……………………………….5
1.2 Национальная конкурентоспособность……………………………………………………...7
2 Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики…………………10
2.1 Стратегия повышения конкурентоспособности национальной промышленности…………………………………………………………………………………10
2.2 Стратегические пути к мировой конкурентоспособности страны……………………………………………………………………………………………..12
3.3 Президентская стратегия инноваций……………………………...................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………18
Практикум: Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ЭкоЛайф»…………………………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности. При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов представляет собой конкурентные преимущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики

 

2.1 Стратегия повышения  конкурентоспособности национальной  промышленности

Годовой объем наукоемкой продукции в мире, составляющий сегодня почти 2,5 триллиона долларов, обеспечивается 50 - 55 макротехнологиями. По оценкам экспертов национального рынка наукоемкой продукции, Россия к началу XXI века обладает комплексом ресурсов, технологий, сетью подготовки кадров в области 10-15 макротехнологий, среди которых может упрочить свои позиции уже к 2012 году с относительно минимальным привлечением внешних ресурсов по таким как: авиация, космос, ядерная энергетика, энергетическое машиностроение, судостроение, спецметаллургия.

В рамках отраслевого управления можно обеспечить поддержку отдельных отраслей, но такой подход позволяет решать текущие задачи по защите соответствующих рынков и не ориентирован на перспективу. Смена технологической парадигмы промышленного развития должна изменить саму модель макроэкономического регулирования.

Ядро макротехнологии является комплексообразующим центром притяжения всех остальных видов деятельности, ориентирующихся на удовлетворение требований комплектации деталями и полуфабрикатами конечной продукции макротехнологии, поставок всех необходимых комплектующих, энергии и т.п. Инфраструктура макротехнологии, наряду с собственно высокотехнологичным производством конечной продукции, является своеобразным каркасом, позволяющим обеспечить требуемый уровень подготовки кадров, программного обеспечения, защиты интеллектуальной собственности, информационного взаимодействия, финансовых и маркетинговых технологий. Знание структуры макротехнологии позволяет обеспечивать ее рост и через это – управление развитием новых рынков.

Третья группа проблем связана с разработкой механизма упреждающего инновационного развития промышленности России, позволяющего реализовать концепцию технологического прорыва и привести технологический уровень промышленности к современным требованиям эффективного использования ресурсов для формирования потенциала новой экономики. [3]

Причины низкой конкурентоспособности российской промышленности - следствие долгосрочных тенденций, поэтому воспроизводственные, межотраслевые, технологические проблемы не могут быть решены в рамках текущей производственно-хозяйственной деятельности отдельных предприятий. Они требуют взаимосвязанной системы стратегических решений на народнохозяйственном уровне. Комплексный анализ перспектив индустриального сектора позволил разработать стратегию повышения конкурентоспособности промышленности на основе упреждающего инновационного развития, предполагающую концентрацию усилий государства, бизнеса и науки на обеспечении условий для технологических прорывов в существующих и потенциально перспективных макротехнологиях.

Главная функция разработанной стратегии - обеспечение непрерывной технологической модернизации индустриального сектора экономики с целью повышения его конкурентоспособности за счет целенаправленного развертывания потенциально прорывных макротехнологий, их инфраструктурного обеспечения, последующего трансфера новых технологий и тиражирования в производственных комплексах. В основе стратегии, таким образом, лежит модель «технологического толчка», когда инновационная деятельность обусловлена технологическими прорывами, связанными с развитием макротехнологий.

Поддержка обретенной конкурентоспособности обеспечивается через формирование собственных цепочек создания стоимости и эффективное встраивание в существующие глобальные цепочки создания стоимости. Реализации стратегии существенно снижает технологическую и финансовую зависимость от внешних факторов.

Стратегия повышения конкурентоспособности промышленности на основе упреждающего инновационного развития имеет внешнеэкономическую составляющую, цель которой использовать все необходимые рычаги для продвижения и упрочения конкурентоспособных макротехнологий на международной арене. Основной предмет разрабатываемой стратегии – внутринациональное экономико-политическое пространство: ключевые направления переформатирования промышленного комплекса страны, приведения его в соответствие с современными тенденциями научно-технологического развития, проявляющимися в ведущих странах мира. Реализация стратегии предполагает развитие фундаментальной науки и прикладных исследований; коммерциализацию разработок; формирование рынка сбыта инновационной продукции; развитие научно-исследовательской инфраструктуры; системы образования и переподготовки кадров.

Для активного формирования в России новой экономики государство должно способствовать преодолению не только межотраслевых, но и внутриотраслевых различий технологического уровня через перевооружение обрабатывающих отраслей, определяя условия и рамки единой технической политики, включая последовательную государственную стандартизацию деталей и узлов, разработку нормативов по качеству, надежности, экологическим параметрам, а также - институционализацию контроля качества и аттестации. Для преодоления барьеров между оборонно-промышленным комплексом (ОПК) и гражданской промышленностью предлагается интенсивное взаимодействие инновационных процессов в этих сферах в рамках макротехнологий. Предлагаемая стратегия осуществима только при условии создания механизмов эффективного использования результатов научно-технических достижений. Главным критерием эффективности данной стратегии является увеличение доли наукоемкой продукции России в мировом объеме наукоемкой продукции. Источник конкурентоспособности стратегии - обеспечение генерации и распространения нововведений в отраслях промышленного комплекса. Поддержка конкретных макротехнологий со стороны государства, в том числе в форме стратегических проектов, позволит российским компаниям преодолеть ощущение временности и несопоставимости по ресурсам с гигантскими западными корпорациями.

Если содействие реализации стратегии сделать приоритетом экономической политики и обеспечить создание всего комплекса условий, то можно в ближайшей перспективе переформатировать промышленную структуру страны в соответствии с концепцией новой экономики.

Современная промышленная политика, будучи составной частью стратегии экономического развития, направлена на решение и тактических проблем промышленного развития. Однако текущие задачи не всегда согласованы со стратегическими целями промышленного развития страны. Следует иметь в виду, что конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, инновационная деятельность которых основана на использовании зарубежных технологий, пока значительно выше, чем на предприятиях, которые ориентируются на развитие собственных наукоемких производств. Это противоречие преодолевается за счет поэтапного характера реализации предлагаемой стратегии. Повышение конкурентоспособности в тех отраслях, где у России нет исследовательского и технологического потенциала, осуществимо при модульном использовании передовых зарубежных промышленных технологий. По тем же направлениям, по которым у нас накоплен высокий научный потенциал, инструменты промышленной политики должны способствовать привлечению инвестиционных ресурсов для тиражирования и трансфера инноваций. [5]

Общим, объединяющим началом конкурентной, промышленной и научно-технической политики является их инновационное наполнение.

 

2.2 Стратегические пути к мировой конкурентоспособности страны

Согласно существующей международной классификации, включающей два пути к мировой конкурентоспособности стран, – «верхний» и «нижний» – Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику, дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира.

К сожалению, в российском обществе, особенно в его элите, пока не сформировалось должное отношение к вопросу конкурентоспособности, который можно назвать ключевым вопросом устойчивого развития. Приходится констатировать, что Россия еще не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических проблем.

Результаты   внешней и внутренней конкурентоспособности, соотнесенные с оценкой потенциала ресурсов развития России, позволяют сделать вывод о наличии возможностей изменить существующий уровень международной конкурентоспособности России на основе решения проблем экспортной специализации страны, формирования эффективных институтов, стимулирования инвестиционного и инновационного развития с упором на человеческий капитал, решения проблем устойчивости макроэкономической динамики.

Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям.

На практике формирование конкурентных преимуществ национальной экономики сводится к разработке и реализации стратегии конкурентоспособности, включающей следующие параметры: характеристику состояния конкурентоспособности экономических объектов различных уровней, определение критериев и параметров показателей, характеризующих конкурентоспособность; анализ, прогнозирование и мониторинг факторов конкурентоспособности, национальных конкурентных преимуществ; разработку экономической политики; разработку конкретных направлений деятельности по реализации стратегии конкурентоспособности страны; разработку системы контроля и механизмов внесения необходимых корректирующих действий на основе анализа результирующих показателей реализации на практике мер экономической политики повышении конкурентоспособности.

Стратегия конкурентоспособности включает формирование системы обеспечения конкурентоспособности страны, разрабатываемой исходя из внутренних характеристик развития экономики и с точки зрения ее положения в системе мирохозяйственных связей. К последним в частности можно отнести: обеспеченность экономической системы ресурсами, необходимыми для внешнеэкономической борьбы, круг потенциальных конкурентов в мировой экономике, необходимые и возможные (реальные, исходя из существующих возможностей) направления участия страны в международном разделении труда, реальные и перспективные конкурентные преимущества страны.

Стратегические направления и факторы повышения конкурентоспособности России на основе системного взаимодействия ее внешнеэкономических конкурентных преимуществ и условий внутренней среды: встраивание в глобальные процессы инновационного развития, реализация природно-ресурсного потенциала, диверсификация промышленной инфраструктуры, развитие финансовой системы и адаптированных форм государственно-частного партнерства, модернизация сырьевого сектора, приоритетность вложений в науку и образование, развитие крупных холдингов, механизмов передачи и распространения управленческих знаний, пересмотр отдельных положений налоговой и таможенной политик и другие.

Справедливости ради следует отметить усилия российского политического руководства, пытающегося направить созидательную энергию государственных, общественных и бизнес-структур в соответствующем направлении. В Послании Президента РФ Д.Медведева Федеральному Собранию РФ, сделанному 5 ноября 2008 г. в условиях начавшегося глобального финансового кризиса, подчеркивается, что «именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России».

Серьезные надежды эксперты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 предусматривается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз. [4]

 

2.3 Президентская  стратегия инноваций

Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от приснопамятных стратегий Грефа, Ясина и Гайдара, которые во главу угла ставили цели умозрительных реформ, эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе. [5]

Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Информация о работе Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики