Стратегическое управление на несостоятельном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли и значения тактических и стратегических аспектов несостоятельности (банкротства) предприятий.
Задачей данной работы является как рассмотрение теоретических аспектов стратегического менеджмента применительно к неплатежеспособному предприятию, так и практический анализ на неплатежеспособном предприятии.
Предметом исследования являются теоретические, организационно-практические аспекты механизма банкротства предприятий.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Методические аспекты стратегического менеджмента на 5 несостоятельном предприятии.
1.1. Роль и значение стратегического менеджмента в антикризисном 5 управлении
1.2 Методики проведения стратегического менеджмента на 8 несостоятельном предприятии
Глава II. Формирование стратегических направлений развития 12 предприятия
2.1. Анализ и оценка действующей стратегии развития предприятия 12
2.2. Выбор стратегических направлений выхода из кризиса 16

Глава III. Программа реформирования предприятия и 22 бизнес-планирование.

3.1 Задачи и направления реформирования предприятия. 22

3.2 Бизнес-план как ключевой элемент стратегического менеджмента 31

Заключение 39

Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Антикриз!.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

Реформирование предприятия - это изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.

Реформирование  предприятий проводится с целью  улучшения управления, ориентация их деятельности на рыночные потребности, повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции, производительности труда, снижения издержек и улучшения  финансово-экономических результатов  деятельности.

Реформирование  должно проводиться предприятиями  самостоятельно. Приоритетными задачами реформирования предприятий являются:

- ориентация производимой продукции  на рыночный спрос;

- обеспечение инвестиционной привлекательности  предприятий ;

- повышение ответственности управляющих,  развитие механизмов корпоративного  управления;

- нормализация процессов воспроизводства  основных производственных фондов;

- внедрение новых технологий;

- диверсификация производства;

- создание эффективного механизма  управления на предприятиях.

Одним из направлений реформирования предприятий  является их реструктуризация.                                                                                 Реструктуризация предприятия - это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых, трудовых, земли, технологий), заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций. (6) Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

В странах с развитой экономикой реструктуризация является естественным процессом. Вопрос о реструктуризации встает всякий раз, когда компания сталкивается со снижением  эффективности своей деятельности, изменением экономического окружения, технологического развития и обострения конкуренции.

Реструктуризация  предприятия проводится с целью:

- решения определенных экономических  и социальных задач (например, финансового оздоровления предприятия  - для несостоятельного предприятия  или предприятия, имеющего первые  признаки финансовых проблем).

- изменения распределения собственности  и контроля над деятельностью  предприятия.

- привлечения инвестиций в производство.

- увеличения стоимости предприятия  (для повышения эффективности  деятельности благополучного предприятия).

- разрешения конфликтов между  участниками предприятия.

- разрешения конфликтов между  отдельными подразделениями предприятия,  а также между филиалами и  центральным аппаратом.

Весь  спектр возможных средств в ходе реструктуризации можно представить  в виде комплекса мероприятий  оперативного и долгосрочного (стратегического) характера. Концепция реструктуризации должна преследовать две основные цели: обеспечение дееспособности на короткий срок и восстановление конкурентоспособности  на продолжительное время.  В рамках общей концепции путем реализации оперативных мероприятий должна быть решена проблема ликвидности (сокращение дебиторской задолженности, уменьшение запасов, сокращение инвестиций, продажа ненужного имущества), а также задача улучшения результатов деятельности (за счет сокращения затрат, улучшения качества, снижения потерь от брака, стимулирования продаж, повышения оборота в короткие сроки).

На  более отдаленную перспективу предприятие  должно осуществить глубокие, обусловленные  рынком, стратегические преобразования. Предприятие только тогда может достичь долгосрочного восстановления конкурентоспособности, когда на основе изучения условий рынка и конкуренции будет выработана адекватная стратегия, создана эффективная организационная структура, исследованы и преобразованы слабые стороны производственных процессов, реформирована система управления. (6)

Рассмотрим  несколько стратегических концепций  реструктуризации предприятия:

- концепция наращивания потенциала                                                                               - маркетинговая концепция                                                                                                     - антидолговая концепция                                                                                          - защитная концепция                                                                                                             - автоматическая концепция.

Суть  концепции наращивания потенциала предприятия заключается в том, что всякое изменение на предприятии  должно быть направлено на совершенствование  определенного слагаемого потенциала предприятия при условии неослабления остальных слагаемых. Эта концепция  очень гибкая, позволяет общую  проблему реструктуризации предприятия  решать отдельными задачами-блоками. У  руководителя появляется возможность  выбора отдельных направлений реструктуризации, он может выбрать то, что готов  изменять.

Маркетинговая концепция позволяет с самого начала построения стратегии реструктуризации предприятия устанавливать направление изменений на предприятии в строгом соответствии с рыночной ситуацией и рыночными взаимодействиями, и не только устанавливать направление изменений, но и добиваться того, чтобы каждое вводимое на предприятии изменение приближало его к запланированному качеству работы на рынке. Таким образом, маркетинг строит само предприятие в соответствии с требованиями рынка. В этом случае предприятие адекватно реагирует на изменения на рынке и эффективно функционирует.

Антидолговая  концепция по сути состоит в следующем: в результате реализуемых мероприятий предприятие освобождается от долгов либо их бремя становится легче. Однако эту стратегию необходимо отличать от другой - реструктуризации задолженности предприятия, конкретных технологий реструктуризации задолженности.

Защитная  концепция реструктуризации используется для защиты предприятия от захвата со стороны конкурентов. Ядро этой стратегии состоит из ряда изменений в системе управления и в структуре капитала предприятия, а также из манипуляций с акциями, благодаря которым конкурентам становится затруднительно получить контроль над предприятием. Защитная стратегия включает также отдельные элементы маркетинговой стратегии, а также стратегию наращивания капитала.

Автоматическая  концепция реструктуризации заключается  в том, что все изменения на предприятии направлены на построение такой системы управления, при  которой «все работает само», без  оперативного вмешательства первого  руководителя. В этой стратегии могут  сочетаться отдельные элементы маркетинговой  стратегии и стратегии наращивания  потенциала предприятия. (7)

По направлениям и способам проведения можно выделить несколько четко различающихся, но взаимосвязанных направлений реструктуризации предприятия:

- изменяются масштабы предприятия  путем расширения (слияние, поглощение, присоединение, консолидация, приобретение и аренда имущества, лизинг) и сокращения (выделение, разделение, продажа имущества, сокращение собственного капитала, сдача имущества в аренду, создание дочернего предприятия, безвозмездная передача, передача имущества в зачет обязательств, консервация имущества, ликвидация).

- оказывается влияние на собственность  и корпоративный контроль путем изменения организационно-правовой формы (преобразование, приватизация, продажа предприятия в целом, банкротство), реструктуризация уставного капитала (эмиссия, получение контроля, продажа, выкуп, конвертация акций, предотвращение захватов) и реструктуризация кредиторской задолженности (погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, конвертация, обмен).

- изменяется внутренняя структура  функционирования предприятия путем реструктуризации организационной структуры управления (перераспределение полномочий, изменение перечня функций и задач управленческих служб и т.п.), реструктуризация производственной структуры. (6)

Процесс реструктуризации предприятий может  сопровождаться изменением формы собственности, возникновением новых юридических  лиц. Данный процесс определяется как реорганизация юридического лица и регулируется Гражданским Кодексом РФ и антимонопольным законодательством. В Гражданском Кодексе РФ предусмотрено пять форм реорганизации предприятий: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Реорганизация предприятия может быть осуществлена по решению его собственника, а также по решению суда.

Структурные преобразования могут осуществляться как путем реорганизации предприятия (например, слияние и поглощение, консолидация, отделение, сокращение собственного капитала, отчуждение активов, ликвидация), так и без использования процедур реорганизации предприятий (например, продажа с сохранением юридического лица и создание новых предприятий). Таким образом, реструктуризация предприятий - это процесс, который включает в себя не только процедуры слияния, выделения, ликвидации и т.п. предприятий, но и любые изменения в производстве, структуре капитала или собственности, которые не являются частью повседневной деятельности предприятия.

Финансовое  оздоровление на примере СХПК «Саратовский»

Дело  о несостоятельности СХПК «Саратовский»  находится в производстве Арбитражного суда Саратовской области (дело №  А-57-250Б/05-12 от 20 июня 2005г.), который определил  ввести в отношении СХПК "Саратовский" процедуру наблюдения.

Соответственно, основные задачи программы финансового  оздоровления для данного предприятия:

· разработка оптимального для предприятия  и обоснованного для органов  государственного управления плана  погашения задолженности перед  бюджетом или предоставления государственной  поддержки предприятию;

· определение плана мероприятий  по повышению платежеспособности и  ликвидности предприятия;

· определение стратегии и комплекса  практических мероприятий по преодолению  кризисной ситуации.

Полное  наименование предприятия: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Саратовский», сокращенное наименование: СХПК «Саратовский». Место нахождения (совпадает с  почтовым адресом): 413760, Российская Федерация, Саратовская область, Перелюбский  район, с. Иваниха.

СХПК  «Саратовский» создан в результате реорганизации в форме преобразования Акционерного общества закрытого типа «Саратовское» (протокол № 1 от 16 мая 2001 г.).

Основными видами деятельности являются:

· производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной продукции;

· поддержка и содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств на территории района;

· торгово-закупочная деятельность;

· внешнеэкономическая деятельность.

Использованы  результаты финансового анализа, который  проводился в соответствии с требованиями Правил проведения арбитражным управляющим  финансового анализа (Постановление  Правительства Российской Федерации  от 25 июня 2003 года № 367). При этом анализу подверглось финансовое состояние Должника на дату проведения анализа, его финансовая, хозяйственная и инвестиционная деятельность, положение на товарных и иных рынках.

Для определения причин кризисного состояния  АПК были выявлены основные факторы, влияющие на развитие кризиса на сельскохозяйственных предприятиях (на СХПК «Саратовский»  и других аналогичных предприятиях):

· большая кредиторская задолженность (в том числе просроченная);

· износ основных средств;

· энергоемкость (высокие затраты);

· отсутствие квалифицированных кадров.

Устранение  данных факторов составляют задачи, которые  необходимо решить, для устойчивого  функционирования предприятия сельскохозяйственной отрасли. Устойчивым может быть только эффективное производство, либо оно  нуждается в постоянном дополнительном финансировании.

Следует учесть, что функционирование российского  сельского хозяйства происходит в более неблагоприятных климатических  условиях, чем в развитых капиталистических  странах: 30 - 40% энергетических ресурсов, потребляемых в сельском хозяйстве, тратится на обогрев помещений. Совокупные энергетические затраты на производство 1 т условной зерновой единицы в  России в сравнении с США выше более, чем в 5 раз. В настоящее  время энергоемкость производимой продукции выступает как фактор конкурентоспособности произведенной  продукции.

Распределение доходов от производства, переработки  и реализации сельскохозяйственной продукции осуществляется без учета  фактических затрат. Так, доля производителей зерна составляет 20 %, перерабатывающих его предприятий - 30 % и торговли - 50%. Ю.Лачуга. Инновационно-инвестиционные механизмы для инженерно-технической сферы АПК. // АПК: экономика, управление. № 7, 2005. С. 3. Поэтому, даже несмотря на некоторый рост экспорта зерна в последние годы (в 2002 г. - 13,3 млн. т., в 2003 - 15,2 млн. т.), доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей продолжает оставаться крайне низкой. Уровень рентабельности отрасли с учетом субсидий из всех бюджетов составляет в среднем только 5-6 %. Неблагоприятное финансовое положение не позволяет обновлять парк машин.

Информация о работе Стратегическое управление на несостоятельном предприятии