Средства и методы государственной поддержки организации в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как «деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание». Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.......................................................................................................................4
1.1. Основа государственного регулирования кризисных ситуаций…........…4
1.2. Роль государства в антикризисном управлении……...………..…...…......6
1.3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций…………...7
1.4. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям…………………………...…………………………………………..13
2. ОАО «СИТРОНИКС»………………………………….………………………..18
2.1 Анализ финансового положения………………………………………..19
2.1.1. Структура имущества и источники его формирования………….19
2.2 Анализ финансовой устойчивости………….….……………………….20
2.2.1. Основные показатели финансовой устойчивости………………..20
2.3 Анализ ликвидности…………………..…………………………………23
2.3.1. Расчет коэффициентов ликвидности……………………………...23
2.4 Анализ эффективности деятельности…………………………...……...24
2.4.1. Обзор результатов деятельности организации…………………...24
2.4.2.Анализ рентабельности……………………………………..………25
2.4.3. Расчет показателей деловой активности (оборачиваемости)...…27
3. Выводы по результатам анализа……………………………..……………….29
3.1. Рейтинговая оценка финансового положения и результатов………..29
4. Приложения…………………………………………………………………...31
4.1. Расчет рейтинговой оценки финансового положения и результатов деятельности………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………….…35

Файлы: 1 файл

аверина расчеты.docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода, а именно:

   *  использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;

   *  обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;

   *  разрешение или смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, а также по рожденных ходом реформ;

   *  развитие новых отношений бюджетного федерализма.

Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве исходных следующих мер:

   *  разделить функции бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, определив границы ответственности по исполнению Закона о бюджете в рамках установок по формированию доходов и отдельно - по финансированию расходов бюджетных организаций;

   *  поставить бюджетное финансирование расходов субъектов Российской Федерации по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законом сроков и объемов финансирования;

   *  ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;

   *  пресечь практику неограниченных заимствований на бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;

   *  сбалансировать распределение налогового бремени между отраслями

   *  поставить политику смещения налоговой нагрузки с предприятий на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;

   *  преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.

Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям.  Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы. Например, в отечественной нефтяной отрасли налоги всех видов превышают 50% валовой выручки отрасли, тогда как в США они составляют не более 30%.

Государственная промышленная политика. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

С учетом сказанного, государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

   *  обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

   *  социально-экономическая направленность;

   *  сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

   *  создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;

   *  адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;

   *  система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

   *  обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;

   *  широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

   *  развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

   *  попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;

   *  антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;

   *  в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

Таким образом, если не будет действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, - обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

   *  государственные мероприятия в области здравоохранения, например, такие, как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;

   *  престарелые и другая экономически неактивная часть мало имущего населения также нуждается в субсидиях;

   *  потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;

   *  финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.

Таким образом, направление изменений социально-экономической ситуации в стране в последние годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментарные элементы "государства благосостояния" в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса.

 

1.4. Оказание государственной  поддержки неплатежеспособным предприятиям.

Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства - структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую систему экономики западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны

Структурной перестройке западных стран с развитой рыночной экономикой во многом способствовал кризис начала 70-х годов, так как во время кризиса погибают прежде всего нежизнеспособные, слабые предприятия. Кризисы как составная часть промышленных циклов во многом способствуют обновлению основного капитала, совершенствованию технологий. В этом же направлении действует и спад производства в России, начавшийся в конце 80-х -начале 90-х гг. Однако кризис в России имеет такие существенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке государственной программы, направленной на принципиальные изменения социальных, технологических, межотраслевых, территориальных пропорций:

- структурная перестройка проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотиваций к труду, и, самое главное, в условиях социально-экономической и политической нестабильности в обществе;

- рыночные отношения только начинают возникать, они крайне не развиты и соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад;

- преобладание в России крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка.

Устаревшие производственные мощности (средний срок службы которых около 20 лет), огромные монополизированные государственные предприятия, неразвитая оптовая торговля и телекоммуникационная система, инфраструктура рынка – все это порождает серьезные трудности для осуществления структурной перестройки.

Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инвестиционной политики, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.

Решение проблемы структурной перестройки как основной цели антикризисной государственной инвестиционной стратегии непосредственно связано с программой поддержки малого предпринимательства, которые направлены на создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающий его эффективный рост. Программа предусматривает:

а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

б) совершенствование системы финансовой поддержки;

в) создание системы информационного обеспечения;

г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

 д) подготовку, переподготовку  и повышение квалификации кадров;

 е) производственно-техническую  поддержку.[5,c.83]

Мероприятия по поддержке малого предпринимательства создают условия для более быстрого и менее болезненного развития рынка в России, действия рыночных механизмов, в том числе конкуренции.

Рассматривая банкротство в качестве инструмента институциональных преобразований Правительство РФ предусматривает комплекс мер по совершенствованию действующей законодательной базы. Одновременно с усовершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных предприятий из числа действующих с использованием механизмов законодательства, будет осуществляться санация предприятий.

Особое внимание со стороны государства уделяется активной подготовке и поддержке деятельности профессиональных антикризисных управляющих, в т.ч. конкурсных и арбитражных менеджеров.

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

- восстановление платежеспособности  и поддержание эффективной хозяйственной  деятельности предприятий;

- финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.

Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:

-финансирование непроизводственной  деятельности, связанной с содержанием  объектов социально-культурного  и коммунально-бытового назначения;

-возмещение убытков конкретным  предприятиям, если для них действующим  законодательством установлены  условия хозяйствования, при которых  не обеспечивается возмещение  затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их  банкротство;

-финансирование издержек  по восстановлению платежеспособности  предприятий, принимаемых на полное  бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

-финансирование ликвидационных  процедур при недостаточности  средств от продажи имущества  должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в уставном капитале предприятия.

Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на возвратной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) с другой.[12,c.59]

Информация о работе Средства и методы государственной поддержки организации в кризисных ситуациях