Способы управления предприятиями на стадии банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий.
Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты банкротства предприятий 4
1.1 Понятие банкротства предприятий 4
1.2 Характеристика глубины состояния банкротства 5
1.3 Мониторинг управления банкротством предприятий 7
1.4 Антикризисное управление деятельностью предприятий 11
Глава 2 Правовые основы банкротства и антикризисного управления…21
2.1 Арбитражный процесс по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий……………………………………………………………………...21
2.2 Реорганизационные процедуры………………………………………..22
2.3 Внешнее управление имуществом должника…………………………24
2.4 Конкурсное производство……………………………………………...28
2.5 Внесудебные процедуры……………………………………………….33
2.6 Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации……...34
Глава 3 Анализ вероятности банкротства ОАО Молочный комбинат «Воронежский»………………………………………………………………39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

реферат по антикризисному2.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

По собственной инициативе арбитражный суд назначить внешнего управляющего не может.

При соблюдении всех вышеуказанных условий арбитражный суд на заседании рассматривает вопрос о возможности учреждения внешнего управления имуществом неплатежеспособного должника.

Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.

Закон предъявляет определенные требования к личности внешнего управляющего. Кандидатом должен быть экономист или юрист, или лицо, которое обладает опытом хозяйственной работы. Он не должен иметь судимости. Кандидатом в арбитражные управляющие не могут быть лица администрации предприятия-должника или кредитора, тем более руководители этих предприятий.

При наличии нескольких предложенных кандидатов арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе. Возможно возложение внешнего управления на юридическое лицо.11

Решение арбитражного суда об учреждении внешнего управляющего и назначении кандидата арбитражным управляющим является обязательным для сторон. Оно может быть оспорено только в общем порядке.

Особенностью решения арбитражного суда о внешнем управлении является то, что оно учреждается для достижения определенной хозяйственной цели - вывода организации-должника из кризисного финансового положения. Это дает основания рассматривать обязанности арбитражного управляющего как основанные не на трудовом договоре, а близкие к гражданско-правовому договору подряда. В зарубежном законодательстве эти отношения часто трактуются как отношения по доверительному управлению имуществом неплатежеспособного должника.

Закон предоставляет арбитражному управляющему широкие права руководителя предприятия. При необходимости он отстраняет прежнего руководителя от обязанностей управления предприятием, принимает на работу и увольняет других сотрудников в соответствии с законодательством о труде, распоряжается имуществом неплатежеспособной организации и выполняет другие функции. В тот же время возможности арбитражного управляющего ограничены определенными пределами. Поскольку в деятельности арбитражного управляющего непосредственно заинтересованы кредиторы, он обязан действовать в их интересах и под их контролем. Не позднее 3 месяцев со дня своего назначения управляющий созывает собрание кредиторов. Оно утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника, разработанный арбитражным управляющим. Проект плана предварительно направляется участникам собрания. Каждый кредитор на собрании имеет количество голосов пропорционально своей доле в общей сумме кредиторской задолженности предприятия-должника. Отвергнуть предложенный арбитражным управляющим план внешнего управления собрание кредиторов может лишь квалифицированным большинством голосов, которое составляет не менее 2/3 общей суммы кредиторской задолженности. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива организации-должника. О решении собрания кредиторов арбитражный управляющий сообщает арбитражному суду. Если собрание кредиторов не одобряет план проведения внешнего управления, предложенный арбитражным управляющим, то арбитражный суд может вынести решение об отмене внешнего управления имуществом должника или оставить его в силе, назначив нового арбитражного управляющего.

При положительном решении арбитражный управляющий приступает к выполнению плана под контролем кредиторов. По их требованиям арбитражный управляющий обязан предоставлять необходимую информацию и давать объяснения по выполненной работе. Споры между кредиторами и внешним управляющим могут рассматриваться арбитражным судом.

Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусмотрено, что на период введения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику (п. 3 ст. 12). Следовательно, во время внешнего управления кредиторы не вправе требовать от должника исполнения обязательств. Мораторий распространяется и на обязательства должника перед бюджетом, однако проценты, предусмотренные кредитным договором, начисляются и иные санкции по другим сделкам должника, налагаются. (Информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 25.04.1995г. № С1 - 7/ОП - 237.)

В то же время должник может требовать от своих контрагентов исполнения взятых ими обязательств и использовать установленные законодательством средства для взыскания с них убытков и штрафных санкций, а также сумм дебиторской задолженности.(Витрянский В.В., Новоселова Л.А. Постатейный комментарий к Закону «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». - Вестник Высшего арбитражного суда РФ. - 1993. - № 11. - с. 58).

Если цель внешнего управления имуществом должника достигнута и его платежеспособность восстановлена, то арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). 12Если арбитражный управляющий считает, что достижение цели невозможно, то он также обращается в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Тогда арбитражный суд либо выносит решение о продолжении внешнего управления имуществом должника в пределах установленного законом 18-месячного срока, и в зависимости от результатов может назначить другого арбитражного управляющего, либо принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признать организацию несостоятельной и возбудить на этом основании конкурсное производство.

 

2.4 Конкурсное  производство

Конкурсное производство направлено на принудительную ликвидацию организации-должника по решению арбитражного суда. Основной целью этой процедуры является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника путем сохранности оставшегося имущества и последующего справедливого распределения этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями закона. Одновременно конкурсное производство охраняет участников от неправомерных действий в отношении друг друга.

Дело о признании организации банкротом и открытии конкурсного производства рассматриваются арбитражными судами, если требования к должнику в совокупности превышают 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.

В результате принудительной ликвидации организации-должника последняя прекращает свое существование как субъект права и больше не может участвовать как торговая в гражданском обороте. Ее имущество реализуется с публичных торгов, а средства, вырученные от реализации, направляются на удовлетворение требований кредиторов. Правопреемства в таких случаях не возникает.

В период ликвидации организации запрещены продажа или иное отчуждение имущества, погашение обязательств, за исключением случаев, специально указанных в законе, в том числе когда на совершение такой сделки дано согласие собранием кредиторов. С момента возбуждения конкурсного производства сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности организации-должника.

Последнее правило установлено с целью не допускать увеличения требований одних кредиторов в ущерб интересам других, подлежащим преимущественному удовлетворению. Все претензии имущественного характера с момента открытия конкурсного производства предъявляются должнику только в рамках конкурсного производства.

Об открытии конкурсного производства арбитражный суд уведомляет трудовой коллектив, соответствующий орган местного самоуправления, местные финансовые органы, банк и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.

Арбитражный суд при открытии конкурсного производства назначает конкурсного управляющего. С этого момента руководитель организации-должника отстраняется от должности, и его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему. К личности конкурсного управляющего предъявляются те же требования, что и к арбитражному управляющему.

Конкурсный управляющий имеет широкие права: он распоряжается имуществом должника, выполняет другие функции по управлению организацией, изучает обоснованность требований кредиторов, формирует конкурсную массу, формирует состав ликвидационной комиссии и руководит ее работой. Основной задачей ликвидационной комиссии являются определение активов и пассивов в имуществе несостоятельного должника и выделение конкурсной массы, т.е. имущества, которое может быть направлено на удовлетворение требований кредиторов.

Кредиторы участвуют в работе собрания кредиторов, которое может организовать комитет кредиторов и определить его функции, выдвигают кандидатуру конкурсного управляющего, определяют размер его вознаграждения, осуществляют контроль за его деятельностью. Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника, требует согласия кредиторов. Собрание кредиторов является полномочным, если на нем представлены кредиторы с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50% от общей суммы обязательств должника. Любой из кредиторов может быть представлен на собрании доверенным лицом.

Законом предусмотрены и права представителя трудового коллектива организации-должника, который на общем собрании (конференции) членов трудового коллектива наделяется определенными полномочиями: имеет право участвовать в арбитражном процессе при рассмотрении вопросов о несостоятельности (банкротстве), осуществляет совместно с кредиторами проверку сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками должника, участвует в проверке документов, представленных для обоснования требований кредиторов.

Ликвидационная комиссия начинает свою деятельность с публикации объявления в органах печати о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления кредиторами требований к несостоятельной организации. Срок заявления требований не может быть меньше 2 месяцев.

Ликвидационная комиссия также принимает меры к получению дебиторской задолженности. Однако законом не предусмотрена возможность потребовать досрочного исполнения обязательств в пользу ликвидируемой организации.

По истечение срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. В конкурсную массу, как правило, не включаются объекты жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и отдельные жизненно важные для данного региона объекты производственной и коммунальной инфраструктуры, которые должны быть приняты на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается арбитражным судом, принявшим решение о ликвидации несостоятельной организации.

Все кредиторы вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об удовлетворении отклоненных претензий или заявлениями об определении очередности удовлетворения их требований.

Удовлетворение требований кредиторов происходит в порядке, определенном ст. 64 ГК РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.13

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если же имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди, оно распределяется между ними пропорционально суммам требований, если иное не установлено законом.

Вне конкурса покрываются расходы, связанные с конкурсным производством, в т.ч. и выплатой вознаграждения арбитражному, конкурсному управляющим, расходы ликвидационной комиссии, а также расходы, связанные с продолжением деятельности организации-должника.

Если имеющихся у ликвидируемой организации денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то принимается решение о продаже ее имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Продажа имущества осуществляется на основании решения собрания (комитета) кредиторов по представлению ликвидационной комиссии.

Порядок продажи имущества с публичных торгов установлен в ст. 448 ГК и в специальных нормативных актах.

В соответствии со ст. 405 ГК (п.2) в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет дополнительную (субсидиарную) ответственность по его долгам.

В ходе конкурсного производства может выявиться преднамеренное (умышленное) создание или увеличение руководителем организации или ее собственником ее неплатежеспособности путем сокрытия части имущества несостоятельного должника, уничтожения документов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, или сведений о передаче имущества другим лицам и другие неправомерные действия. Под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное объявление предприятием о своем банкротстве с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них рассрочки или отсрочки или скупки причитающихся кредиторам платежей.

Неправомерные действия совершает и кредитор, если он, зная о незаконном предпочтительном удовлетворении его требований в ущерб другим кредиторам, соглашается на такое удовлетворение.

К ответственности могут быть привлечены и иные лица, которые, зная о банкротстве предприятия, умышленно способствовали сокрытию его имущества.

В случае совершения указанных выше и иных действий, препятствующих нормальному осуществлению конкурсного производства, арбитражный суд по иску конкурсного управляющего или кредиторов признает такие операции недействительными. Переданное имущество или его денежный эквивалент полежит возвращению в конкурсную массу. Лица, совершившие неправомерные действия, привлекаются к установленной законом ответственности.

Информация о работе Способы управления предприятиями на стадии банкротства