Способы управления предприятиями на стадии банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий.
Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты банкротства предприятий 4
1.1 Понятие банкротства предприятий 4
1.2 Характеристика глубины состояния банкротства 5
1.3 Мониторинг управления банкротством предприятий 7
1.4 Антикризисное управление деятельностью предприятий 11
Глава 2 Правовые основы банкротства и антикризисного управления…21
2.1 Арбитражный процесс по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий……………………………………………………………………...21
2.2 Реорганизационные процедуры………………………………………..22
2.3 Внешнее управление имуществом должника…………………………24
2.4 Конкурсное производство……………………………………………...28
2.5 Внесудебные процедуры……………………………………………….33
2.6 Добровольная ликвидация неплатежеспособной организации……...34
Глава 3 Анализ вероятности банкротства ОАО Молочный комбинат «Воронежский»………………………………………………………………39
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

реферат по антикризисному2.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, в российской экономике налицо действие отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях.

Одна из целей финансового анализа — своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Банкротство связано с неплатежеспособностью организации.

Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание предприятия неплатежеспособным, регулируется государством специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами. В Российской Федерации основным таким актом является Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Неудовлетворительное финансовое состояние предприятия, признаки приближения банкротства необходимо постоянно держать под контролем финансовому менеджеру предприятия.

Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия:8

убытки от основной хозяйственной деятельности;

недостаток оборотных средств;

затруднения в получении коммерческих кредитов;

уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций;

падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных этим предприятием;

неспособность погасить срочные обязательства и др.

Для определения количественных параметров финансового состояния предприятия и выявления признаков банкротства следует сразу же после составления очередного бухгалтерского баланса рассчитать и проанализировать соотношения таких финансовых показателей:

•  чистой прибыли к сумме всех активов предприятия (внеоборотных и оборотных);

•  оборотных активов к сумме всех активов;

• всех пассивов (обязательства) к сумме активов (средства);

•  поступление денежной наличности от операций по основной деятельности ко всем обязательствам;

•  чистой прибыли плюс проценты по кредиту к процентам по кредиту;

• размера заемных средств к сумме собственных средств;

• величины собственных оборотных средств к стоимости запасов. В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула «Z-счета» Э. Альтмана:

Z-счет = (оборотный капитал * 1,2) / все активы  +

+ (нераспространенная прибыль * 1,4)/все активы +

+ (доход от основной  деятельности * 3,3) / все активы +

+ (рыночная стоимость  обычных и привилегированных  акций * 0.6) /    / все активы +  (объем продаж * ) / все активы.

Если после произведенных расчетов окажется, что «Z-счет» равен или меньше 1,8, то вероятность банкротства этого предприятия очень высока, при значении «Z-счета» от 1,8 до 2,7 — вероятность; высокая; от 2,8 до 2,9 — банкротство возможно; от 3,0 и выше — вероятность банкротства очень низкая.

В Российской Федерации для выявления государственных предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для выявления признаков их банкротства используется методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 498 от 20.05.94 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. К этому постановлению имеется Приложение № 1 «Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. В соответствии с этим приложением определяются следующие три финансовых коэффициента и устанавливаются их критерии (нормативы).

1. Коэффициент текущей  ликвидности КТЛ — отношение оборотных активов к сумме срочных обязательств:

КТЛ  = A0 / Н+М ≥ 2,

где A0 — оборотные активы;

Н — кредиторская задолженность;

М — краткосрочные кредиты и займы.

2. Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами К0 — отношение величины собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств:

К0 = Ес / А0 ≥ 0,1,

где Ес — величина собственных оборотных средств;

А0 — общая величина оборотных средств.

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности Kв.п.:

Кв.п. = Кт.л.t2 + У/Т (Кт.л.t2 - Kт.л.t1) / 2 ≥ 2,

где Кт.л.t2, Kт.л.t1 — коэффициент текущей ликвидности соответственно на конец и на начало отчетного периода;

У — период восстановления (утраты) платежеспособности;    ......

Т — продолжительность отчетного периода.

Если у государственного предприятия после составления бухгалтерского баланса значения указанных расчетных коэффициентов ниже установленных, то это предприятие попадает под действие Закона о банкротстве со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, сущность антикризисного управления предприятием состоит в умении его приспособиться к изменению материально-технических, экономических и организационных факторов — это гарантия не только его выживания, но и процветания.

 

Глава 2 Правовые основы банкротства и антикризисного управления

 

2.1 Арбитражный  процесс по делам о несостоятельности 

(банкротстве) предприятий

Арбитражная практика исходит из положения, что если возможно поддержать и оздоровить деятельность должника, то целесообразно применить не ликвидацию, а другие предусмотренные законом меры.

Основаниями для возбуждения производства по делу в суде являются заявление самого должника, его кредитора или кредиторов, а также прокурора.9

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может принять решения:

  1. О признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
  2. Об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника, требования кредиторов могут быть удовлетворены, а интересы их соблюдены с применением обычных норм гражданского законодательства, регулирующих вопросы имущественной ответственности должника при невыполнении им своих обязательств, в том числе и при недоимках по обязательным платежам;
  3. О приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и проведении внешнего управления имуществом должника или санации, если суд придет к выводу, что должник при прежнем ведении своих дел не решит свои финансовые проблемы. Эти меры в Законе определены как реорганизационные процедуры.

Некоторые особенности предусмотрены для возбуждения производства в арбитражном суде дел о несостоятельности (банкротстве) коммерческих банков или иных кредитных учреждений. Такие дела могут быть начаты только после отзыва лицензии на совершение банковских операций Банком Российской Федерации (ст. 11 Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий).

 

2.2 Реорганизационные процедуры

Среди мер, применяемых для финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия Закон о банкротстве выделяет реорганизационные процедуры, к которым относит санацию и внешнее управление имуществом должника. Эти меры применяются к должнику по решению и под контролем арбитражного суда. Кроме того, должник может заключить с кредиторами мировое соглашение на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Особенностью российского законодательства о банкротстве является участие государства в финансовом оздоровлении неплатежеспособной организации.

Основным способом вывода предприятия из состояния неплатежеспособности является санация, т.е. реорганизационная процедура, при которой собственниками предприятия-должника, его кредиторами или иными лицами ему оказывается финансовая помощь.

Круг лиц, которые могут оказывать финансовую помощь предприятию-должнику, законодательно не ограничен. Однако ходатайство о проведении санации может быть подано только должником, собственником предприятия-должника и кредитором (п. 1 ст. 13 Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий).

Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия. Однако, если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности предприятия, арбитражный суд не имеет права выносить определение о проведении санации.

Преимущественное право на участие в проведении санации предоставлено членам трудового коллектива данного предприятия, его собственникам и кредиторам.

В том случае, если желание участвовать в санации выразили члены трудового коллектива предприятия-должника и / или его собственник, конкурс на участие в санации не объявляется, санация проводится данными лицами. В конкурсе на проведение санации наряду с резидентами могут также участвовать иностранные юридические лица (см. Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.1994г. № 498 « Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий»).

В 7-дневный срок со дня вынесения определения о проведении санации участники санации обязаны выработать соглашение, в котором должны содержаться обязательство об удовлетворении требований всех кредиторов предприятия-должника в согласованные с ними сроки, предполагаемые сроки проведения санации и другие условия. Ответственность за исполнение обязательств перед кредиторами участники санации несут солидарно, если в соглашении не предусмотрено иное.

Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает, что санация должна проводиться в период не более 18 месяцев.10

По ходатайству участников санации этот срок может быть продлен судом, но не более, чем на 6 месяцев. В случае несостоятельности государственных или муниципальных предприятий срок санации продлению не подлежит.

По истечение 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов.

Контроль за проведением санации в соответствии с требованиями Закона о неплатежеспособности (банкротстве) предприятий осуществляет арбитражный суд, который вынес решение о проведении санации.

Так, арбитражный суд рассматривает заявления членов трудового коллектива предприятия-должника, его собственника либо кредитора о неэффективности санации или о действиях участников санации, ущемляющих права и интересы собственника предприятия-должника, его кредиторов либо членов трудового коллектива.

Арбитражный суд на основании проверки заявления может принять решение вплоть до прекращения санации. В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Если санация привела к положительным результатам: обязательства перед кредиторами выполнены, восстановлена платежеспособность предприятия, то арбитражный суд выносит определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Для ряда неплатежеспособных предприятий Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает особые реорганизационные процедуры (ст. 14). К данной категории предприятий относятся государственные и муниципальные предприятия, а также те предприятия, в которых доля (вклад) государства или органов муниципального самоуправления составляет не менее 50% уставного капитала Указанные предприятия в трехдневный срок со дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) обязаны уведомить об этом орган, уполномоченный управлять имуществом предприятия, а в случае, если предприятие получает дотацию из соответствующего бюджета, также финансовый орган.

 

2.3  Внешнее  управление имуществом должника

Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

Ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника может быть подано в арбитражный суд самим должником, собственником предприятия, кредиторами. Такое заявление может быть подано до принятия судом решения о несостоятельности (банкротстве). В заявлении обосновываются необходимость и целесообразность назначения арбитражного управляющего, может быть предложена конкретная кандидатура. К заявлению прилагается письменное согласие кандидата на осуществление им внешнего управления имуществом должника. Необходимо также приложить бухгалтерский баланс или заменяющие его документы на последнюю отчетную дату. Кроме того, необходимо согласие на осуществление внешнего управления имуществом должника всех кредиторов, т.к. на период внешнего управление вводится мораторий на удовлетворение их требований к должнику.

Информация о работе Способы управления предприятиями на стадии банкротства