Содержание внутреннего антикризисного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я поставила следующие задачи:
-проанализировала различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне конкретного предприятия;
- выявила основные причины кризиса на предприятии;
-описала критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, а также дать описание практических шагов, которые должен использовать антикризисный управляющий в своей работе.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    1. Основные  причины  возникновения  кризисной  ситуации  на  предприятии.

     Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы: 7

  1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
  2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения  кризиса можно в свою очередь  подразделить на: 8

  1. Социально-экономические факторы общего развития страны
    • Рост инфляции;
    • Нестабильность налоговой системы;
    • Нестабильность регулирующего законодательства;
    • Снижение уровня реальных доходов населения;
    • Рост безработицы.
  2. Рыночные факторы
    • Снижение емкости внутреннего рынка;
    • Усиление монополизма на рынке;
    • Нестабильность валютного рынка;
    • Рост предложения товаров-субститутов.
  3. Прочие внешние факторы
    • Политическая нестабильность;
    • Стихийные бедствия;
    • Ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы возникновения  кризиса: 9

  1. Управленческие
    • высокий уровень коммерческого риска;
    • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
    • неэффективный финансовый менеджмент
    • плохое управление издержками производства;
    • отсутствие гибкости в управлении;
    • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  2. Производственные
    • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
    • Устаревшие и изношенные основные фонды;
    • Низкая производительность труда;
    • Высокие энергозатраты;
    • Перегруженность объектами социальной сферы.
  3. Рыночные
    • Низкая конкурентоспособность продукции;
    • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

      Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый фактор - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в не денежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину - это низкая производительность труда.10

Именно неэффективность  управления следует отнести к  наиболее характерной для современных  предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в  условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

  • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
  • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

     Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

Итак, можно сделать следующий  вывод, что несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии в  большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

 

 

 

2.  Антикризисное   управление:  цели  и  содержание.

2.1. Правовые  основы  антикризисного  управления.

       Базовыми понятиями служат определения: неплатежеспособности и экономической несостоятельности (банкротства), платежных обязательств, обязательных платежей и денежных обязательств.

       Неплатежеспособность – это неспособность субъекта хозяйствования удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

       Экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями закона.

       Обязательные платежи – налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан оплатить в соответствии с законодательством, в том числе, экономические  
(финансовые) санкции, примененные к должнику.

        Денежное обязательство – обязанность уплатить кредитору определенную денежную сумму по договору и в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательствам.

        Должник – неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

         Основанием для подачи заявления  должника о своем банкротстве  является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый  характер.

         Предприятие считается устойчиво  неплатежеспособным в том случае, когда имеется неудовлетворительная  структура бухгалтерского баланса  в течение 4-х кварталов, предшествующих  составлению баланса.     

         Банкротство является самым жестким действием по прекращению предпринимательской деятельности юридических и физических лиц и поэтому требует особого правового регулирования. Требование специального регулирования обусловлено тем, что экономическая несостоятельность (банкротство) любого предприятия оказывает отрицательные последствия не только на собственников имущества, но и на трудовой коллектив, кредиторов, партнеров и других участников социально-экономической среды. Вот почему до прекращения деятельности предприятия в результате признания его банкротом необходимо принимать все доступные меры по его финансовому оздоровлению. И только после этого правомерно и необходимо осуществлять его ликвидацию с максимальным учетом интересов всех заинтересованных участников.

       Применение законодательства об  экономической несостоятельности  (банкротстве) формирует единую  правовую базу. Кроме того, оно  создает дополнительные стимулы  для повышения эффективности  хозяйственной деятельности предпринимателей (юридических и физических лиц), улучшает и дисциплинирует экономическую  среду путем ликвидации несостоятельных  и неконкурентоспособных предприятий,  создает определенные гарантии  для защиты прав имущественных  интересов кредиторов.

       Законодательство (банкротство) базируется  на толковании основных терминов  и понятий, относительно которых  определены конкретные судебные  и внесудебные процедуры, соответствующие  нормативные требования, обязанности  и права участников системы  и процесса банкротства, процедуры  его предотвращения и ликвидации  последствий.

       С дореволюционных времен любое банкротство промышленного предприятия находилось под полным контролем государства, что имело целью охрану национальной промышленности.

      Масштабная государственная поддержка крупных предприятий тяжелой промышленности дореволюционной России, проявлявшаяся прежде всего в кредитовании структурообразующих производств и в разработке законодательной базы антикризисного управления, способствовала расширению их производственных мощностей, а не вхождению предприятий в состояние кризиса.

      Как правило, кредитный процесс на таких предприятиях организовывался царским правительством либо был подконтролен ему. В части антикризисного управления такая политика носила больше практико-экономическую, чем юридическую, направленность .

      Целью антикризисного управления является устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране в настоящее время процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».11

       В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. 12

       Понятно, что кредиторы и налоговые органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (т.е. как раз случай, когда собственный капитал должника истрачен и стоимость обязательств превышает обоснованную рыночную стоимость активов);

       Отметим, что если обращение кредиторов добровольное, то тут идет речь об обязанности, причем если такое заявление вовремя не предъявлено, то это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим через месяц после того как это заявление должно быть подано, т.е. фактически по всем новым обязательствам взятым на себя должником.

        При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

       Процедура внешнего управления вводимая в рамках судебного разбирательства дела о банкротстве предприятия как нельзя ближе соответствует духу антикризисного управления.

Согласно Федеральному закону №6-ФЗ от 08.01.98г. "О несостоятельности (банкротстве)" статья 2 главы I "внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему".13 В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия успех внешнего управления должен определятся не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением производства.

      Присутствует и жесткое ограничение по времени. Так Статья 68 Главы V гласит : "Внешнее управление вводится на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом."14

      Таким образом, действия внешнего управляющего в рамках процедуры внешнего управления можно смело назвать антикризисным управлением.

Рассмотрим остальные  судебные процедур банкротства:

      Так, "наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника", т.е. это фактически вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника от растаскивания и подготовки решения арбитражного суда о возможности санации предприятия.15

Информация о работе Содержание внутреннего антикризисного менеджмента