Содержание и организация государственного антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятия из данного состояния.

Файлы: 1 файл

аку кр гос ак рег.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

4) Научно-технический прогресс.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

- попадание в кризисную фазу  неизбежно заставляет руководителей  применять антикризисные меры  управления;

- антикризисное поведение предприятий  зачастую противоположно тем  действиям, которые эффективны в  условиях экономического роста  или стабилизации экономики;

- в промышленности стихийно  формируются различные антикризисные  модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать  и сознательно использовать на  практике.

5) Перераспределение дохода.

 Социально-экономический кризис  сопровождается массированным и  неэффективным размещением труда  и капитала, резким падением объемов  производства в государственном  секторе экономики. А ведь из  этого сектора в государственный  бюджет поступала основная часть  доходов, в этом же секторе  очень медленно сокращаются государственные  расходы. В результате расходы  на социальные цели государство  снижает тогда, когда потребность  в социальной защите, напротив, резко  возросла.

Достаточно большое количество организаций разоряются из-за неэффективного управления ими. В этом случае основными мерами финансового оздоровления таких организаций является реконструкция процедур управления с целью поиска путей и возможностей использования в первую очередь внутрихозяйственных резервов.

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы антикризисного управления.

 

В условиях кризисной ситуации антикризисное управление осуществляется поэтапно.

I этап. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался  по результатам диагностики банкротства  масштаб кризисного состояния  предприятия, самой неотложной задачей  в системе мер его стабилизации  является восстановление способности  к осуществлению платежей по  своим неотложным финансовым  обязательствам с тем, чтобы предупредить  возникновение процедуры банкротства, наладить поставку материально-технических  ресурсов для нормализации процесса  производства.

II этап. Восстановление финансовой  устойчивости. Неплатежеспособность  организации может быть устранена  в течение короткого периода  за счет осуществления ряда  аварийных финансовых операций, но если сами причины, генерирующие  неплатежеспособность, будут оставаться  неизменными, то вскоре организация  снова может оказаться неплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить  негативные причины или резко  ограничить их влияние на финансовую  устойчивость организации. Это позволит  устранить угрозу банкротства  не только в коротком, но и  в относительно более продолжительном  промежутке времени.

III этап. Обеспечение финансового  равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация  достигается только тогда, когда  организация обеспечила длительное  финансовое равновесие в процессе  своего функционирования, создала  условия для своего самофинансирования, развития производства и устранения  старых и возникающих новых  угроз улучшению финансовых результатов  деятельности организации.

Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих действий, наиболее характерными для большинства российских организаций.

В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий.

Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства - структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую систему экономики западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны.

Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инвестиционной политики, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.

Мероприятия по поддержке малого предпринимательства создают условия для более быстрого и менее болезненного развития рынка в России, действия рыночных механизмов, в том числе конкуренции.

Рассматривая банкротство в качестве инструмента институциональных преобразований, Правительство РФ предусматривает комплекс мер по совершенствованию действующей законодательной базы. Одновременно с усовершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных предприятий из числа действующих с использованием механизмов законодательства, будет осуществляться санация предприятий.

Особое внимание со стороны государства уделяется активной подготовке и поддержке деятельности профессиональных антикризисных управляющих, в т.ч. конкурсных и арбитражных менеджеров.

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

-восстановление платежеспособности  и поддержание эффективной хозяйственной  деятельности предприятий;

-финансирование реорганизационных  и ликвидационных мероприятий, в  том числе мероприятий, направленных  на предотвращение негативных  социальных последствий банкротства.

Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:

-финансирование непроизводственной  деятельности, связанной с содержанием  объектов социально-культурного  и коммунально-бытового назначения;

 -возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;

-финансирование издержек по  восстановлению платежеспособности  предприятий, принимаемых на полное  бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

-финансирование ликвидационных  процедур при недостаточности  средств от продажи имущества  должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:

-наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия  по восстановлению платежеспособности  и (или) поддержанию эффективной  хозяйственной деятельности, согласованного  и утвержденного в установленном  порядке;

-наличие поданных в установленном  порядке документов на приватизацию  для предприятий, подлежащих обязательной  приватизации в соответствии  с Государственной программой  приватизации, утвержденной Указом  Президента РФ от 24.02.1993 г. № 2284;

-безусловное соблюдение целевого  характера использования ранее  предоставленной государственной  финансовой поддержки;

-наличие согласованного с Федеральным  управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения  запланированных санационных мероприятий;

 -наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.

Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

Органами, осуществляющими от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать: Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ; федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом).

 В случае если установлено не целевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступлений средств, а также невозможность достижения поставленной цели, Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий.

Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние производства на всех этапах промышленного цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени.

Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система налоговых льгот.

Сегодняшние льготы, предоставляемые инвесторам, включают в себя:

а) освобождение от уплаты НДС предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам, и прошедших регистрацию в установленном порядке;

б) освобождение от всех видов налогов:

  1. средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных торгов;
  2. средств, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации;

 в) освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.

При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не может быть значительным.

Прежде всего, эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. Ведь по существу льготы по средствам, переданным ему в результате инвестиционного конкурса, есть ни что иное, как исправление глубокой деформации самого налогового законодательства. Последнее рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами.

Информация о работе Содержание и организация государственного антикризисного управления