Риск банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 05:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена наличием проблем как теоретического (трудности в определении признаков несостоятельности), так и практического характера (быстроменяющееся законодательство, недостаточный статистики банкротств, возможности фиктивного банкротства). Определение вероятности банкротства имеет большое значение для оценки состояния самого предприятия (возможность своевременной нормализации финансовой ситуации, принятие мер для восстановления платежеспособности), и для при выборе контрагентов (оценка платежеспособности и надежности контрагента). Целью данной работы является изучение института банкротства (понятие, признаки, причины несостоятельности) и рассмотрение различных моделей оценки вероятности банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Институт банкротства в современной российской экономике……....5
1.1 Понятие и признаки банкротства…………………………………………….5
1.2 Причины и виды банкротства………………………………………………..8
1.3 Процедуры банкротства……………………………………………………..11
Глава 2. Риск возникновения банкротства предприятия……………………17
2.1 Понятие риска и классификация……………………………………………17
2.2 Методы оценки риска………………………………………………………..21
2.3 Методы снижения риска…………………………………………………….23
2.4 Методы диагностики вероятности банкротства…………………………...24
2.5 Зарубежный и российский опыт управления риском……………………..30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Риск банкротства.docx

— 59.91 Кб (Скачать файл)

5. Плохая клиентура предприятия,  которая платит с опозданием  или не платит вовсе по причине  банкротства, что вынуждает предприятие  самому залезать в долги. Так  зарождается цепное банкротство.

6. Отсутствие сбыта из-за  низкого уровня организации маркетинговой  деятельности по изучению рынков  сбыта продукции, формированию  портфеля заказов, повышению качества  и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

7. Привлечение заемных  средств в оборот предприятия  на невыгодных условиях, что ведет  к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной  деятельности и способности к  самофинансированию.

-   использование предприятием стратегии, которая не адаптирована к внешним факторам макросреды;

-   разбалансированность  экономического  механизма воспроизводства капитала предприятия;

-   снижение рентабельности продукции.

 

 

 

 

1.3 Процедуры банкротства

     Можно дать общее понятие процедур банкротства как определенных стадий развития отношений банкротства.

Закон о банкротстве в  ст.27 дает перечень применяемых процедур:

При рассмотрении дела о  банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры  банкротства:

1. наблюдение;

2.финансовое оздоровление;

3. внешнее управление;

4. конкурсное производство;

5.мировое соглашение.

     Наблюдение.

Наблюдение — процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого  собрания кредиторов.

Последствия вынесения арбитражным  судом определения о введении наблюдения

С даты вынесения арбитражным  судом определения о введении наблюдения наступают следующие  последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника - выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

     Финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии с  графиком погашения задолженности.

Последствия введения финансового  оздоровления (ст.81)

С даты вынесения арбитражным  судом определения о введении финансового оздоровления наступают  следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим Федеральным законом;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника - выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

     Внешнее управление.

Внешнее управление - процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Последствия введения внешнего управления

С даты введения внешнего управления:

- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

- внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законом о банкротстве.

     Конкурсное производство.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Последствия открытия конкурсного  производства (ст.126).

С даты принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

- прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

- исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящей главой.

     Мировое соглашение.

Мировое соглашение - процедура  банкротства, применяемая на любой  стадии рассмотрения дела о банкротстве  в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

     Общие положения о заключении мирового соглашения:

1. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

2. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

3. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником - гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

4. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.  Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих  в мировом соглашении, с даты его  утверждения арбитражным судом  и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих  в мировом соглашении. Односторонний  отказ от исполнения вступившего  в силу мирового соглашения не допускается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Риск возникновения  банкротства предприятия

2.1 Понятие риска  и классификация

     Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход), резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, острое затруднение, тяжелое положение.

     Банкротство  (от итал. banco - скамья, банк и rotto - сломанный), несостоятельность, отсутствие средств у должника (физического или юридического лица) и отказ в связи с этим платить по своим долговым обязательствам. Факт банкротства устанавливается решением суда, арбитражного суда и влечет определенные юридические последствия. В Российской Федерации вопросы несостоятельности (банкротства) предприятий регулируются в соответствии с существующим законодательством.

     Масштабы кризисного состояния предприятия определяются на основе проведенной дифференцированной или интегральной оценки угрозы банкротства с целью выбора соответствующего финансового механизма защиты от нее.

     Практика финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного состояния предприятия три принципиальных характеристики:

а) легкий кризис;

б) тяжелый кризис;

в) катастрофа.

     При необходимости каждая из этих характеристик может получить более углубленную дифференциацию). В таблице 1. приведены критерии формирования таких характеристик, а также наиболее адекватный им способ реагирования (включения защитных финансовых механизмов).

Таким образом, идентификация  масштабов кризисного состояния  предприятия позволяет определить принципиальное направление используемых форм и методов его финансового  оздоровления.

Таблица 1. Масштабы кризисного состояния предприятия  и возможные пути выхода из него

Вероятность банкротства  по результатам оценки

Масштаб кризисного состояния  предприятия

Способ реагирования

Возможная

Легкий кризис

Нормализация текущей  финансовой деятельности

Высокая

 

Тяжелый кризис

 

Полное использование  внутренних механизмов финансовой стабилизации

Очень высокая

Катастрофа

 

Поиск эффективных форм санации ( при неудаче-ликвидация)


 

     Анализ наиболее часто встречающиеся видов рисков, возникающих в процессе производственно - хозяйственной деятельности предприятий, показал что, наиболее характерными рисками для предприятий являются отраслевые, региональные и макроэкономические риски.

     Отраслевые риски:1.Риски, связанные с рынками сырья - возможность резкого изменения цен на сырье, изменение цен на комплектующие детали, цены на продукцию естественных монополий (электроэнергия, тепло, водоснабжение); 2.Риски ЛПК, возникающие при реализации выпущенной продукции и некоторых ее видов.

     Региональные риски связаны с высоким износом основных фондов, низким процентом использования производственных мощностей, слабой инфраструктурой и ее защищенностью.

     Макроэкономические риски возникают в связи с несовершенством системы налогообложения и государственных гарантий, снижением деловой активности в национальной экономике, нестабильной ситуацией на финансовых и товарных рынках, инфляцией, изменениями банковских процентов, налоговых ставок.

Информация о работе Риск банкротства