Региональное антикризисное управление: теоретико-методологические

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение региональных аспектов антикризисного управления. Объектом исследования являются процессы регулирования и преодоления кризисных проявлений циклов экономического развития в социальной сфере и экономике регионов России. Предмет исследования – деятельность регионов по выходу из кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные положения стратегии антикризисного управления в регионах ……………………………………………………………………….5
2. Критерии определения депрессивных регионов 8
3. Региональное антикризисное управление: теоретико-методологические аспекты……………………………………………………………………..…..12
Заключение 15
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

антикриз.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Кризисное положение  многих добывающих регионов связано  с истощением запасов природно-минерального сырья, низким уровнем технологий добычи полезных ископаемых, снижением спроса на некоторые виды сырьевых материалов и увеличением расходов на их транспортировку. Следствием этого явились рост безработицы, социальная напряженность, большой отток населения. К данной группе относятся многие северные регионы, ранее получавшие из федерального бюджета средства на дотирование производства и развитие социальной сферы, особенно на поддержку малочисленных народов Крайнего Севера. Некоторые специалисты выделяют группу остро кризисных (катастрофических) территорий, где сказывается влияние общеполитических и межнациональных конфликтов, природных и техногенных катастроф.

  1. Региональное антикризисное управление: теоретико-методологические аспекты

 

 

          Обеспечение стабильности регионального развития предполагает уточнение функций управления регионом с точки зрения реализации антикризисной деятельности, теоретико-методологические принципы которой могут основываться на использовании опыта построения антикризисных систем на микро- и макро- уровнях управления, а также на с помощью разработки специального инструментария. В настоящее время антикризисное управление или антикризисный менеджмент понимается как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию экономической системы.

Следует отметить, что  в теории регионального управления антикризисная деятельность органов управления рассматривается при анализе вопросов экономической безопасности региона. Однако, сопоставляя понятия экономической безопасности региона и антикризисного управления необходимо подчеркнуть, что первое относится к более широкому спектру региональной деятельности и некоторыми исследователями непосредственно увязывается с территорией региона. В то же время, антикризисная деятельность может осуществляться задолго до момента образования критичных для безопасности региона процессов и явлений. Также, в отличие от вопросов региональной безопасности, включающих широкий спектр не только экономических, но и технологических, социальных, экологических и других проблем, антикризисное региональное управление больше ориентировано на предупреждение и предотвращение проблемных ситуаций в производственной и инфраструктурной системах региона. Антикризисная деятельность региональных властей является одним из элементов системы обеспечения экономической стабильности экономики региона, которая должна функционировать в наиболее проблемных для региона областях.

Наибольшая практика и нормативно-правовая база антикризисного регулирования сложились на микроуровне предприятий, поэтому учет и использование этой базы необходим при разработке мер регионального антикризисного регулирования. Сам кризис на региональном уровне будет проявляться в масштабном появлении предприятий-банкротов, к которым должны быть применены антикризисные процедуры предусмотренных законом - как санационные, так и реорганизационных (ликвидация). Для региональной экономики такое состояние предприятий ведущих отраслей региона является опасной ситуацией, которой необходимо избежать, поэтому крайне значима профилактическая антикризисная работа по воздействию на проблемные предприятия.

Антикризисная деятельность на профилактическом уровне в значительной степени основывается на способности  выявлять сигналы грядущих кризисных  изменений и находить тот или  иной выход из кризисной ситуации. Значительную роль в этой работе могут сыграть региональные органы власти путем формирования информационных, кадровых, организационно-правовых условий, способствующих стабилизации деятельности предприятий. Для этого необходимо найти такие методы, формы и средства принятия решений, которые бы максимально ориентировали хозяйствующих субъектов на путь выживания в кризисной ситуации. Это означает, что речь идет не столько о выявлении условий для минимально допустимого равновесия в системе, при нарушении которого система перестает существовать, а о разработке стабилизирующих мер, рассчитанных на перспективу.

В этой связи необходима разработка содержания и современных методов системной организации антикризисных воздействий органов регионального управления, позволяющих концентрировать ресурсы и резервы участников экономической деятельности на решении ключевых проблем экономической системы путем выявления кризисных симптомов и своевременного реагирования на них. В конечном счете, речь идет о разработке принципов и методов стабилизационного механизма региональной экономики, в рамках которого и с помощью которого могут комплексно и целенаправленно решаться проблемы антикризисного управления предприятий и организаций региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономическая ситуация в России такова, что без объединения усилий по наиболее эффективному использованию финансовых ресурсов подъем российской экономики и достижение целей преобразований государства невозможны. Четкий контроль за использованием предоставляемых ресурсов, а также внутренний контроль финансовых потоков позволяет предприятиям осуществлять текущую деятельность без ущерба для контрагентов и партнеров по бизнесу.

При ослаблении финансового  контроля возникают перебои с  поступлениями финансовых средств  и, как следствие, с погашением долгов предприятия. В этой ситуации возникает угроза банкротства и признания предприятия несостоятельным, что, в свою очередь, грозит осложнением социально-политической ситуации в стране.

Проблемы антикризисного управления актуальны в настоящее  время не только для предприятий, но и для муниципалитетов. При этом, общепринятое определение потери долговой и текущей платежеспособности как «банкротства» психологически оцениваются как оскорбляющее честь и достоинство руководителей местного самоуправления.

Учитывая, что в РФ нет законодательства о банкротстве  муниципальных образований, то сам  процесс антикризисного управления носит либо более общий характер предвидения кризисных тенденций  и разработке соответствующих стратегий  по их определению, либо выливаются в кризис власти с применением чрезвычайных мер вмешательства федеральной власти.

В рамках федерального бюджета  создается Фонд оздоровления финансов субъектов РФ, из средств которого будет оказываться помощь тем  регионам, власти которых проделают  предварительную работу по проведению антикризисных мер – по нормализации управления бюджетом, т.е. выполняют добровольно до 50 разных рекомендаций Министерства финансов РФ. В бюджетах регионов 2003 года, которые не имеют серьезных проблем платежеспособности, тоже могут появиться целевые бюджетные Фонды, средства которых будут направляться на санацию бюджетов муниципальных образования. Логика, по которой будут выделяться дополнительные средства на санацию, строится на предоставлении преимуществ тем, кто готов сам исправить свое положение. Таким образом, антикризисное управление муниципальными образованиями вводится без его законодательного оформления как такового.

Проблема значительно  осложняется, когда банкротству  подвергаются муниципальные унитарные  предприятия, эксплуатирующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, такие как предприятия водоканала, электрических и тепловых сетей, газового хозяйства.

В существующем законе о  несостоятельности (банкротстве) имеет  существенные проблемы в части правового  обеспечения процедуры банкротства муниципальных коммунальных предприятий. Представляется правомерной и своевременной постановка вопроса о необходимости создания особого правового режима для этой собственности в рамках процедур банкротства.

Разработка в рамках закона о несостоятельности особого режима проведения процедур банкротства коммунальных предприятий – лишь первый шаг для формирования системы антикризисного управления в муниципальных образованиях.

При этом федеральным  органам основной акцент имеет смысл  сделать на совершенствовании системы местного налогообложения. Причем в данном случае вариант с введением каких-либо дополнительных местных налогов или увеличение ставок уже существующих платежей является неприемлемым. Не менее важную часть работы в области укрепления местного самоуправления предстоит сегодня выполнить органам государственной власти субъектов РФ. Их основная задача видится в разработке реальных практических механизмов наделения органов местного самоуправления прочной материально-финансовой базы. В качестве таких механизмов могут выступать: эффективные способы наделения органов местного самоуправления доходообразующей муниципальной собственностью, меры по совершенствованию практики внутри региональных межбюджетных отношений, комплекс мер по стимулированию деловой активности на местах и т.п.

В последнее время  в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному управлению. Практически все авторы сходятся во мнении, что антикризисное  управление должно занять свою "нишу" в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное управление они трактуют по-разному. Автор показал, что наиболее верным является системный подход к этому понятию, когда антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежания и преодоления. Исходя из этого определения деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления.

Процесс финансового  оздоровления является универсальным  механизмом повышения качества финансового  состояния. Несостоятельные регионы имеют возможность своевременной диагностики причин несостоятельности и финансовой стабилизации. Управленческие решения по антикризисному управлению будут более обоснованы, если им предшествует экономический анализ возможностей и анализ прогнозов.

Список  литературы

 

  1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ  - Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/
  2. Попов Р. А. Антикризисное управление: учеб. пособие. – М.: Высшее образование, 2009. – 305 с. – (Основы наук).
  3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – 495 с.
  4. Баринов В. А. Антикризисное управление: Учебное пособие. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 488с.
  5. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620с. – (Высшее образование).

 

 


Информация о работе Региональное антикризисное управление: теоретико-методологические