Разработка антикризисной стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 06:35, реферат

Описание работы

Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации.

Содержание работы

Введение
1. Роль стратегии в антикризисном управлении
2. Разработка антикризисной стратегии предприятия
3. Реализация выбранной антикризисной стратегии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

риск .docx

— 30.71 Кб (Скачать файл)

 

 

План:

Введение

 

1. Роль стратегии в  антикризисном управлении

 

2. Разработка антикризисной  стратегии предприятия

 

3. Реализация выбранной  антикризисной стратегии

 

Заключение

 

Список литературы

Классификация антикризисных  стратегий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аксиома предпринимательской  деятельности - на каждый проект предприятия  должен быть разработан серьезный, с  учетом перспектив развития фирм фирмы  и требований рынка бизнес-план. Он должен быть в порядке обычной  рыночной деятельности с сочетанием стратегических и тактических элементов  финансового обеспечения предпринимательства, управления денежными потоками и  нахождения оптимальных решений  расходов и доходов и обеспечения  прибыли. Сущность же антикризисного управления предприятием состоит в способности  руководства к анализу и регулированию  механизма планирования и распределения  прибыли. Основным проблемным вопросом в кризисном положении предприятия  является финансирование.

 

Определение целей развития организации является этапом управления, который оказывает колоссальное влияние. Ошибки в определении целей  развития могут обернуться банкротством для организаций. Постановка четких и правильных целей, помогающих перейти  от общей формулировки миссии к конкретным планам работы, является основой успеха организации.

 

Достаточно долгое время  большинство российских компаний развивалось  хаотично, прибегая к тактике примитивного сбережения и захвата ресурсов. Теперь же на первый план выходит осмысленное  и упреждающее определение целей  тех или иных действии.

 

В условиях углубления кризисных  явлений антикризисное управление предприятием занимает ведущее место  в системе государственного регулирования  рыночных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

Преодоление кризисного состояния  и повышение эффективности производства возможно за счет выявления реального  собственника активов предприятия, реформирования несостоятельных предприятий  и представляет сложный процесс  разработки и реализации комплекса  мероприятий экономического, правового, организационного и технического характера. Применение новых методов управления и антикризисных процедур обязательно, так как диктуется современными условиями.

 

Антикризисные стратегии - это  стратегии, оптимизирующие поведение  предприятия в условиях спада, устойчивого  снижения основных финансовых показателей  деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области  планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических  и других мероприятий с целью  обезопасить фирму от угрозы банкротства  или существенного спада и  создать условия для поворота к оздоровлению корпорации.

 

Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его  причины можно исследовать и  сделать соответствующие коррективы в страсти поведения, смягчающей последствия спада.

 

Реакцией на кризис может  быть выбор стратегии сокращения расходов, или стратегии поворота. Существуют следующие стратегии  сокращения расходов: организационные  изменения; финансовые стратегии; стратегии  снижения затрат; стратегии сокращения активов; стратегии создания прибыли. Стратегии поворота включают изменения  в общих усилиях по сбыту, переброску или перенацеливание существующих товаров (услуг) с одновременной  разработкой новых. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться  одновременно. Конкретные стратегии  поворота представляют собой стратегии  изменения ценообразования, переориентации на конкретных покупателей и на конкретные продукты, стратегия разработки нового товара или рационализации ассортимента товаров, сосредоточение на продажах и  рекламе.

 

Экономические мероприятия  наиболее эффективны, так как позволяют  предупредить несостоятельность и  банкротство при своевременном  анализе состояния предприятия  и в перспективе увидеть углубляющийся  экономический кризис на успешно  работающем предприятии. А это возможно благодаря применению системы внутреннего  контроля внешнего аудита, государственного финансового контроля и за расходом средств, распределением прибыли, отклонениях  от показателей бизнес-плана, нормативных  данных, перспективного планирования и прогнозирования на международном  рынке капиталов, товаров, сырья  и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль стратегии  в антикризисном управлении

 

Стратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную  на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной  деятельности путем определения  и прогнозирования результатов, необходимых ресурсов, средств и  методов управления.

 

Как показывает теория и  подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии  предприятия изменениям во внешней  среде. Любую ситуацию, в которой  предприятие не успевает подготовиться  к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым  экономика предприятия оказалась  в кризисе, и принять меры еще  до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

 

Таким образом, выход из кризиса  связан с устранением причин, вызвавших  его, а стратегия и тактика  в антикризисном управлении - это  сам процесс управления выходом  из кризиса.

 

Существуют факторы рискованного развития предприятия, которые могут  послужить причинами возникновения  кризисных ситуаций. Они подразделяются на две группы:

 

* внешние факторы, которые  не зависят от предприятия  или на которые предприятие  может повлиять в незначительной  степени .

 

* внутренние факторы,  которые возникли в результате  деятельности самого предприятия.  Внутренние факторы усиливают  действие внешних.

 

Внешние факторы: изменения  технологий, изменение социальных ценностей  или моды, насыщение конкретных сегментов  рынка, действия конкурентов, изменения  в структуре отрасли производства, падение объемов продаж в отрасли.

 

Внутренние факторы: слабое управление, недостаточный финансовый контроль, недостаточные усилия в  области маркетинга, неудачные приобретения, слабое управление производством (операциями), чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности, вклады в крупные проекты.

 

Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса  на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние  два года.

 

Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается  не в самой продукции, а в оборачиваемости  оборотных средств. Если оборачиваемость  малая, проблема связана с большой  длительностью производственного  цикла. Необходимо выявить слабое звено  цикла. Это могут быть задержки с  оплатой отпущенных товаров. Тогда  причины кризиса связаны с  ценовой политикой и контролем  цен, с условиями договора на продажу  товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут  быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для  российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек - это  затраты на энергоносители.

 

При высокой оборачиваемости  средств, причины экономического кризиса  заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину  следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с  наличием запасов готовой нереализованной  продукции, потребительскими свойствами товара, Ценовой политикой и системой распределения и продвижения  товара, Ответы на которые могут  дать представление о причинах кризиса  предприятия.

 

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в  антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Разработка правильной стратегии позволяет  вероятность или смягчить характер протекания кризиса организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка антикризисной  стратегии предприятия

 

Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить  или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется  проблемам выхода из кризиса, все  усилия сосредоточиваются на путях  и средствах выхода из него.

 

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды  бизнеса, выделяются те компоненты, которые  действительно имеют значение для  организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту, и на основе оценки реального положения  предприятия выясняются причины  кризисного состояния. Таким образом, первый этап в разработке стратегии  антикризисного управления деятельностью  предприятия - точная, комплексная, своевременная  диагностика состояния предприятия.

 

При проведении анализа внешней  среды большой объем полученной информации может привести лишь к  путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы  сформировать четкую и понятную картину  развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько  этапов анализа:

 

* анализ макросреды, которую  условно можно поделить на  четыре сектора: политическое  окружение, экономическое окружение,  социальное окружение, технологическое  окружение;

 

* анализ конкурентной  среды по ее пяти основным  составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные  новые конкуренты, товары-заменители.

 

Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно  синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии - это реалистическое описание того, какие тенденции могут  проявиться в той или иной отрасли  в будущем. Обычно создается несколько  сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия  предприятия. Сценарии дают возможность  определить наиболее важные факторы  внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию, часть из них будет находиться под его  прямым контролем (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся  возможностью). При существовании  факторов, неподвластных контролю со стороны предприятия, разрабатываемая  антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально  использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.

 

Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое на выяснении, какие угрозы и какие  возможности таит в себе внешняя  среда. Довольно популярным способом, также применяемым дл анализа  внешней и внутренней среды, является метод SWOT-анализа подробно описанный  в литературе по стратегическому  управлению.

 

Наряду с анализом внешней  среды важно провести анализ состояния  предприятия, находящегося в кризисной  ситуации углубленное исследование его реального состояния. Вооруженный  знанием и видением того, каким  предприятие должно стать в менеджер может разработать достижимую антикризисную  стратегию для проведения необходимых  изменений.

 

Чем слабее настоящее положение  предприятия, тем более тщательному  критическому анализу должна подвергнуться  его стратегия. Кризисная ситуация на предприятии - признак или слабой стратегии, или ее плохой реализации, или того и другого вместе. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры  должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.

 

1. Эффективность текущей  стратегии. Сначала нужно попытаться  определить место предприятия  среди конкурентов, затем границы  конкуренции (размер рынка) и  группы потребителей, на которые  предприятие ориентируется; наконец,  функциональные стратегии в области  производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей сделает  более понятной картину стратегии  предприятия, испытывающего кризис.

 

Данный вид оценки проводится на базе количественных показателей. К  ним относятся:

 

доля предприятия на рынке;

 

размер рынка;

 

размер прибыли;

 

размер кредита;

 

объем продаж (уменьшается  или увеличивается по отношению  к рынку в целом) и т, д.

 

2. Сила и слабость, возможности  и угрозы для предприятия. Самый  удобный и апробированный метод  оценки стратегического положения  компании - SWOT-анализ. Название этого  метода представляет аббревиатуру  начальных букв терминов, характеризующих  объекты этого анализа: S - Strength (сильные  стороны организации); W - Weakness (слабые  стороны организации); O - Opportunity (возможности развития организации); Т - Treat (угрозы развитию организации).

 

Сильные стороны организации - это то, в чем организация  преуспела. Они могут заключаться  в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная  технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки).

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии предприятия