Применение основополагающих теорий и методов управления финансами на уровне предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Для принятия правильного решения, как правило, требуется знать, каким образом его реализация отразится на стоимости предприятия. Актуальность темы исследования связанна с либерализацией внутренних рынков, процессами глобализации мировой экономики, на фоне постоянного роста на фондовых рынках отклонения рыночной капитализации предприятий от стоимости их реальных активов: зданий, сооружений, оборудования, материальных запасов - предприятиям требуется эффективная система управления предприятием - это концепция управления стоимостью компании.

Файлы: 1 файл

курсовая по анти.docx

— 58.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для принятия правильного решения, как правило, требуется знать, каким образом  его реализация отразится на стоимости предприятия. Актуальность темы исследования связанна с либерализацией внутренних рынков, процессами глобализации мировой экономики, на фоне постоянного роста на фондовых рынках отклонения рыночной капитализации предприятий от стоимости их реальных активов: зданий, сооружений, оборудования, материальных запасов - предприятиям требуется эффективная система управления предприятием - это концепция управления стоимостью компании.

Одна  из важных проблем российской практики управления предприятиями - эта проблема управления стоимостью компании. Она  опирается на современную зарубежную концепцию управления предприятием - концепцию управления стоимостью. В основу концепции положено понимание  того факта, что, показатель стоимости  компании является важнейшей комплексной  финансовой оценкой, отображающей экономическую  эффективность предприятия, его  финансовое благополучие и ожидания перспектив деятельности. Он реагирует  на любое изменение ситуации: снижение рентабельности выпуска, ухудшение  платежеспособности, увеличение инвестиционного  риска - все это вызывает уменьшение стоимости предприятия. По этой причине  во многих зарубежных компаниях стоимость  бизнеса стала важнейшим объектом управления. Практически все важнейшие  управленческие решения (от смены поставщика до полной реструктуризации производства и ликвидации целых подразделений) принимаются с целью увеличения рыночной стоимости компании.

При этом стоимость понимается, как конкурентное преимущество, которое позволяет  компании, расти быстрее других, привлекать все большее число  инвесторов. Постоянное развитие компании, рост является основой для стабильного  бизнеса. Развитие предполагает все  новые и новые вложения, но очень  мало видов бизнеса, которые способны генерировать такой возврат средств, который позволил бы им очень быстро развиваться. Эффективный же рост только за счет собственных источников не возможен хотя бы потому, что конкуренты могут прибегнуть к помощи внешнего финансирования, получив тем самым  преимущества.

Таким образом, перед любой компанией стоит  задача выбора способа финансирования, определения структуры капитала, как одного из рычагов управления рыночной стоимостью компании.

Целью данной работы –  ознакомится с практическим применением основополагающих теорий и методов управления финансами на уровне предприятия.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе управления стоимостью предприятий.

Объект исследования – производитель сладкой продукции «Красный Октябрь»

 

 

 

 

 

 

1 глава Стоимость бизнеса

1.1.Содержание концепции  управления стоимостью компании

В последние  годы в российскую практику управления постепенно внедряется одна из современных  концепций менеджмента - концепция  управления стоимостью. В ее основе лежит понимание того, что для  акционеров (владельцев) предприятий  и организаций первостепенной задачей  является увеличение их финансового  благосостояния в результате эффективной  эксплуатации объектов владения. При  этом рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных  мощностей, количеством нанятых  сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.

Содержание  концепции управления стоимостью компании заключается в том, что управление должно быть нацелено на обеспечение  роста рыночной стоимости компании и ее акций.

В настоящее  время концепция управления стоимостью принята специалистами по экономике  в качестве базовой парадигмы  развития бизнеса.

Концепция управления стоимости базируется на следующих принципах:

    • наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, - поток денежных средств, генерируемый компанией;
    • новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность вложений выше затрат на привлечение капитала;
    • в изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный профиль) также должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

Концепция управления стоимостью позволяет объяснить  причины перелива капитала из одной, отрасли, страны в другую. Капитал - самовозрастающая категория, поэтому  его стоимость должна постоянно  увеличиваться. Если стоимость капитала не возрастает, то его собственники принимают решение о новой  сфере его приложения, в которой  эта стоимость будет создаваться.

Внедрение концепции управления стоимостью - достаточно продолжительный процесс, западные специалисты оценивают  его продолжительность в 2-3 года.

Рассмотрим  основные этапы внедрения концепции  управления стоимостью на предприятии (см. таблицу).

Таблица 1.1.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Определение точки отсчета - оценка рыночной стоимости предприятия

Составление схемы факторов стоимости  компании

Создание системы оценки оперативных  и стратегических управленческих решений

Анализ вклада подразделений в  стоимость компании

Периодическая оценка. Подготовка отчетов  с позиции управления стоимостью

 

Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов

 
 

Подготовка кадров

 

 

Можно отметить, что применение концепции управления стоимости не только способно дать результаты, связанные с улучшением финансового состояния компании, но и одновременно поддерживает ее надежный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов.

1.2. Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса

 

             Эффективное управление стоимостью компании во многом зависит от выбранных стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей информацией о результатах работы их менеджеров. Успех здесь зависит во многом от того, насколько правильно руководство сможет расставить приоритеты и определить факторы стоимости. 

Основными факторами,  определяющими стоимость  (ценность)  бизнеса являются:

•  рыночная конъюнктура;

•  будущие  выгоды от владения оцениваемым бизнесом;

•  затраты  на создание аналогичных предприятий;

•  риск получения доходов;

•  степень  контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов;

•  ликвидность  бизнеса.

     Спрос определяется предпочтениями потребителей,  которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса. Спрос на предприятие наряду с полезностью зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовый рынок.  Важным фактором,  влияющим на спрос и стоимость бизнеса,  является наличие альтернативных возможностей для инвестиций.

           Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы,  такие,  как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность.

Будущие выгоды,  которые может получить собственник объекта, зависят от характера операционной деятельности и возможности получить доход от продажи объекта после использования. Чаще всего под будущими выгодами понимается чистый денежный поток. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования,  и другое дело,  если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.

На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.

Одним из важнейших факторов,  влияющих на стоимость,  является степень контроля,  которую получает новый собственник.  Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права,  как право назначать управляющих,  определять величину оплаты их труда,  влиять на стратегию и тактику работы предприятия,  продавать или покупать его активы;  реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие;  принимать решение о поглощении других предприятий, определять величину дивидендов и т.д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.

Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.

Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения,  которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

Первостепенное  значение в системе факторов стоимости принадлежит будущим выгодам от владения бизнесом.  Показателями являются: 

1) темп  роста потока доходов; 

2) доход  на вновь инвестированный капитал. 

Компания,  которая зарабатывает более высокий доход на каждый доллар (рубль), вложенный в бизнес, будет стоить больше, чем аналогичная компания, зарабатывающая меньший доход на инвестированный капитал. Аналогично, быстро растущая компания будет стоить больше, чем компания с низкими темпами роста, при условии, что обе компании обеспечивают одинаковый доход на капитал.

Итак,  говоря об управлении стоимостью,  следует учитывать, что речь идет об управлении системой факторов стоимости. 

В крупных  компаниях такая система может включать множество факторов, управление которыми требует больших затрат. Поэтому первостепенной задачей является определение ключевых,  наиболее значимых факторов,  на которые должны быть направлены основные усилия по управлению стоимостью.

Ключевыми факторами стоимости (драйверами стоимости) являются те 20% факторов, которые, согласно хорошо известному «принципу Паре-то», определяют 80% стоимости компании. Драйверы стоимости присутствуют во всех элементах компании – корпорации в целом,  бизнес-единицах, бизнес-процессах,  функциональных подразделениях, региональных филиалах, проектах и т.д. КФС бывают внутренние и внешние  (по отношению к компании),   финансовые и нефинансовые, количественные и качественные и т.д.

Финансовыми драйверами  является, например, объем продаж в де-нежном выражении или размер дебиторской задолженности. Нефинансовым количественным – дневной объем производства в натуральном выражении.  Примером качественного драйвера является степень удовлетворенности клиента уровнем сервиса в компании. Внешним КФС может являться объем потребности того или иного целевого рынка (в натуральном или денежном выражении) в продуктах той категории, которые производит или продает компания. 

Основополагающим  достоинством системы драйверов стоимости по сравнению с любой другой системой показателей, используемых в управлении бизнесом, является то, что с помощью стоимостных моделей можно оценить влияние любого фактора – финансового и нефинансового, количественного и качественного – на создание стоимости в компании с точностью,  вполне достаточной для того, чтобы ставить финансовые задачи операционным менеджерам,  а также контролировать и стимулировать максимальную финансовую эффективность операционной деятельности.

Факторы стоимости могут быть распределены по нескольким уровням:

•  общие  факторы –  в первую очередь  рентабельность1 инвестированного капитала; 

•  показатели операционной прибыли и объема инвестированного капитала; 

•  факторы, которыми определяется прибыль компании (доход и издержки); направления инвестирования капитала (различные виды активов); 

• уровень специфических факторов  (клиентская база,  эффективность использования ресурсов и т.п.) 

•    уровень  оперативных факторов (цены на отдельные виды ресурсов,  платежная политика,  наличие поставщиков,  дефицит ресурсов, стоимость ремонта основных средств и т.д.). 

Информация о работе Применение основополагающих теорий и методов управления финансами на уровне предприятия