Правовое обеспечение антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Антикризисное управление: цели и содержание…………………..
5
Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии………………………………………………………….

8
Правовое обеспечение антикризисного управления предприятием………………………………………………………...

11
Заключение………………………………………………………………….. 21
Список литературы…………………………………………………………. 22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по АУ.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

     В-третьих, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это обстоятельство также облегчает положение внешнего управляющего, предоставляя ему "передышку" для финансового оздоровления предприятия.

     Статья 70 Закона "О несостоятельности (банкротстве) раскрывает условия моратория:

     Во-первых, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили  до введения внешнего управления.

     Во-вторых, в течение срока действия моратория  на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам:

  • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты;
  • на сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     В-третьих, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также  на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

     В мировой практике существуют несколько  концепций моратория. По одной из них к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции  предъявляются в полном объеме. В  нашей стране это было бы неприемлемо из-за огромного долгового бремени, которое весит на предприятиях, значительную часть которого составляют именно финансовые санкции (пени, штрафы и т.д.). По другой концепции выплата долгов приостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого момента никакие штрафные санкции и проценты не начисляются. Это естественно наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в условиях высокой инфляции. Наш же закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнего управления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка.

     Рассмотрим  как регламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры внешнего управления:

     Права:

     Согласно  п.1 ст.74 главы V с момента своего назначения внешний управляющий вправе:

     "самостоятельно  распоряжаться имуществом  должника с ограничениями,  предусмотренными  Федеральным законом  о несостоятельности (банкротстве); заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника".

     Право самостоятельно распоряжаться имуществом должника закрепляет переход управления имуществом должника к внешнему управляющему, т.е. внешнему управляющему дано право "нормального" управления предприятием. Права же заключать мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника фактически говорят о передаче прав на чрезвычайные действия, т.е. внешнему управляющему даются права на осуществления антикризисного управления.

     Отказ от исполнения договоров должника регламентируется ст.77 главы V Закона о банкротстве:

     "Внешний  управляющий в трехмесячный срок  с момента введения внешнего  управления вправе отказаться  от исполнения договоров должника.

     Отказ от исполнения договоров  должника может быть заявлен только в  отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств:

     если  исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению  с аналогичными договорами, заключаемыми при  сравнимых обстоятельствах;

     если  договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;

     если  имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.

     Контрагент  должника вправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника.

     Положения, предусмотренные  настоящей статьей, не применяются в  отношении договоров  должника, заключенных  в ходе наблюдения с согласия арбитражного управляющего".

     Эта мера является вынужденной, так как, как уже упоминалось выше, часто  руководство должника заключает  крайне невыгодные для предприятия  контракты преследуя личные цели. Однако, часто эти сделки оформлены  в соответствии с существующим законодательством и поэтому невозможно признать их недействительными и истребовать все полученное контрагентом по такой сделке13.

     Однако, некоторые виды сделок внешний управляющий  все же вправе признать недействительными, что регламентируется ст.78 главы  V Закона о банкротстве:

  • Сделки совершенные должником с заинтересованным лицом в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки;
  • Сделки должника, влекущие предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, заключенные или совершенные должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом;
  • Сделки должника, связанные с выкупом акций (паев) у собственников предприятия, совершенные после возбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом".

     Мировое соглашение может быть заключено  в том случае, если кредиторы согласятся на реструктуризацию своих долгов (прекращения долга выплатой его части, переоформление долга на других условиях (новация), прощение долга).

     Обязанности:

  • Согласно п.2. ст.20 главы I и п.2 ст.74 главы V с момента своего назначения внешний управляющий обязан:
  • принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
  • анализировать финансовое состояние должника;
  • анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;
  • разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
  • вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  • принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

     Описывая  обязанности внешнего управляющего законодатели, как бы лишний раз подталкивают его к совершению действий в рамках антикризисного управления предприятием. Это обязанности анализа состояния должника и планирования действий по выходу из кризиса (план внешнего управления).

     В итоге можно сделать следующие выводы, что в существующем законодательстве проблема антикризисного управления в рамках судебных процедур банкротства достаточно хорошо освещена и проработана. Арбитражный управляющий в рамках процедуры внешнего управления обладает всеми необходимыми полномочиями для восстановления платежеспособности предприятия, причем законодатели максимально постарались облегчить его задачу предусмотрев такие меры как мораторий на выплату по денежным обязательствам, возможность отказа от невыгодных договоров и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Нынешнее  состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.

     Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.

   На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых  административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:

  • антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;
  • антикризисную поддержку приоритетных производств;
  • обеспечение критического импорта при государственном контроле за
  • экспортом стратегических товаров.

   По  мере смягчения кризисных процессов  должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к  экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.

   Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к

осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков.

     Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

     Список  литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989.

2. Богачев В.Ф. и др. "Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. - СПб.: Издательский дом "Коврус", 1996. - 352с.

3. Стратегия  и тактика антикризисного управления  фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.:"Специальная литература", 1996. - 511с.

4. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - 469с.

Информация о работе Правовое обеспечение антикризисного управления предприятием