Понятие, цели и задачи процедуры финансового оздоровления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ и методологического инструментария механизма финансового оздоровления неплатежеспособных организаций. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретически основ финансового оздоровления предприятий;
- исследование методологического инструментария финансового оздоровления неплатежеспособных организаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические основы процедуры финансового оздоровления
1.1 Понятие процедуры финансового оздоровления…………………………..4
1.2 Цели и задачи финансового оздоровления …………………………….…..5
1.3 Процедура финансового оздоровления………………………………….….7
2 Методика процедуры финансового оздоровления (санации)
2.1 План санации………………………………………………………………..10
2.2 Модели восстановления платежеспособности……………………………13
2.3 Финансовое оздоровление предприятия методом реструктуризации задолженностей…………………………………………………………………16
3 Основные проблемы финансового оздоровления
3.1 Основные направления и способы финансового оздоровления
российской экономики………………………………………………………….19
3.2 Результат процедуры финансового оздоровления…………………….....19
Заключение …………………………………………………………….………..22
Список использованных источников…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет экономики и управления

Кафедра управления бизнесом

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правовые основы проведения процедуры банкротства»

 

 

Понятие, цели и задачи процедуры финансового оздоровления

 

ФГ БОУ ОГУ 080503.65.7012.06 ОО

 

                                         

 

                  

 

 

 

 

Руководитель работы

доцент, кандидат юр. наук

_____________ Дорноступ И.П.

“____ “  _____________ 2012 г.

Исполнитель

Студент группы 09АКУ

_____________ Замятин И.В.

“____ “  _____________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2012 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…3

1 Теоретические основы  процедуры финансового оздоровления

1.1 Понятие процедуры финансового  оздоровления…………………………..4

1.2 Цели и задачи финансового  оздоровления …………………………….…..5

1.3 Процедура финансового оздоровления………………………………….….7

2 Методика процедуры финансового оздоровления (санации)

2.1 План санации………………………………………………………………..10

2.2 Модели восстановления платежеспособности……………………………13

2.3 Финансовое оздоровление предприятия  методом реструктуризации задолженностей…………………………………………………………………16

3 Основные проблемы финансового  оздоровления

3.1 Основные направления и способы финансового оздоровления

российской экономики………………………………………………………….19

3.2  Результат процедуры финансового  оздоровления…………………….....19

Заключение …………………………………………………………….………..22

Список использованных источников…………………………………………..24

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Практически все бизнес-процессы на предприятии связаны с финансами, и, как правило, пик кризиса в  любой области проявляется в  финансовой дестабилизации. Финансовый менеджмент предполагает эффективную организацию финансовой деятельности, тогда как кризис может лишь проявляться в финансовой дестабилизации, а причины вызваны неправильной организацией различных бизнес-процессов. Антикризисное управление же предполагает систему управления предприятием, которая имеет комплексный системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений.

Предприятие, неспособное  вовремя осуществлять текущие платежи, считается неплатежеспособным. Одним из инструментов антикризисного управления, восстанавливающим платежеспособность, является финансовое оздоровление. Определение финансового оздоровления содержится в Законе о несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Однако данное определение подразумевает процедуру банкротства в отношении предприятия-должника. Эффективность антикризисных мер зависит от стадии развития кризиса. Предпочтительнее превентивное антикризисное управление, позволяющее не допускать кризис или уменьшить его последствия. В широком смысле «финансовое оздоровление» означает систему мер, направленных на устранение неплатежеспособности, стабилизацию финансового состояния предприятия.

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ и методологического инструментария механизма финансового оздоровления неплатежеспособных организаций. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение теоретически  основ финансового оздоровления  предприятий;

- исследование методологического  инструментария финансового оздоровления  неплатежеспособных организаций.

Теоретической, методологической и информационной базой исследования являются труды отечественных ученых, опыт российских и зарубежных предприятий  в области менеджмента, антикризисного управления, стратегического управления, финансового менеджмента, а также Федеральные законы, Кодексы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ.

В процессе изучения теоретической, методологической и информационной базы исследования выявлены и классифицированы мероприятия финансового оздоровления, они же являются эффективными методами организации различных бизнес-процессов либо специфичными инструментами антикризисного управления, например реструктуризация задолженности, реорганизация предприятия. 
1 Теоретические основы процедуры финансового оздоровления

1.1 Понятие процедуры финансового оздоровления

 

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

В ходе наблюдения должник  на основании решения своих учредителей, органа, уполномоченного собственником  имущества должника - унитарного предприятия, учредители должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, или к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Временный управляющий  обязан предоставить кредиторам возможность  ознакомления с указанными документами.

Решение об обращении  к первому собранию кредиторов с  ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия.

По согласованию с  должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового  оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться  срок финансового оздоровления, а  также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два  года.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

-требования кредиторов  по денежным обязательствам и  об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил  на дату введения финансового  оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику;

-отменяются ранее  принятые меры по обеспечению  требований кредиторов;

-аресты на имущество  должника и иные ограничения  должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

-приостанавливается  исполнение исполнительных документов  по имущественным взысканиям, за  исключением исполнения исполнительных  документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

-запрещается удовлетворение  требований учредителя должника  о выделе доли в имуществе  должника в связи с выходом  из состава его учредителей,  выкуп должником размещенных  акций или выплата действительной стоимости доли;

-запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

-не допускается прекращение  денежных обязательств должника  путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения требований кредиторов;

-не начисляются неустойки  (штрафы, пени), подлежащие уплате  проценты и иные финансовые  санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение денежных  обязательств и обязательных  платежей, возникших до даты введения  финансового оздоровления.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты.

Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

 

1.2 Цели и задачи финансового оздоровления

 

Основная цель финансового  оздоровления предприятия в ходе процедур банкротства - восстановление платежеспособности и создание условий  для расчетов с кредиторами. Если должник не может в установленный законом срок процедуры восстановить свою платежеспособность, если его продукция (услуги) не востребована рынком, нет возможности его перепрофилирования, то он признается банкротом и вводится процедура конкурсного производства

Это попросту означает его  ликвидацию как юридического лица. При этом требования кредиторов удовлетворяются  в той мере, в какой позволяют  результаты деятельности арбитражного управляющего по продаже имущества  должника и взыскания дебиторской  задолженности.

Процедура преследует следующие  цели:

а)   обеспечение  сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом  решения по существу дела;

б)   проведение анализа  финансового состояния должника;

в)   составление  реестра требований кредиторов;

г) проведение первого  собрания кредиторов. Выполнение указанных  задач возлагается на временного управляющего, назначаемого арбитражным  судом. При этом руководитель организации-должника не отстраняется от должности; не прекращаются полномочия и иных органов (в частности, общего собрания участников). Однако для реализации первой из названных целей их полномочия существенно ограничиваются. Эти ограничения состоят в следующем.

Если есть возможность  восстановления платежеспособности, в  отношении предприятия вводится процедура внешнего управления. Проводятся мероприятия по перепрофилированию производства, налаживанию выпуска продукции, реализации невостребованной в производстве части имущества, ликвидации дебиторской задолженности, сдаче помещений и оборудования в аренду.

Однако к моменту  окончания срока внешнего управления складывается парадоксальная ситуация: сохранено основное производство, предприятие  погашает свои текущие обязательства, погашена задолженность по заработной плате, но при этом для погашения  требований всех кредиторов (а это основная сумма задолженности перед бюджетом и коммерческими кредиторами) средства у предприятия по-прежнему отсутствуют. Это связано с тем, что размер накопившейся за годы кризиса кредиторской задолженности большинства предприятий значительно превышают размер его годовой прибыли.

У внешнего управляющего имеется ограниченный набор вариантов  дальнейших действий, которые он может  предложить собранию кредиторов:

-заключить с конкурсными кредиторами мировое соглашение, т.е. произвести рассрочку платежей по долгам перед ними;

-перейти к процедуре конкурсного производства - это самый нежелательный вариант, поскольку он влечет за собой: во-первых, возникновение социальной напряженности (из-за неизбежного увольнения трудового коллектива); во-вторых, ликвидацию бизнеса;

-разработать с привлечением консультантов и предоставить на утверждение собрания кредиторов план внешнего управления, предусматривающий мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия.

В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Британская модель рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредиторам, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. В американской модели реабилитация компании идет путем восстановления ее платежеспособности.

Информация о работе Понятие, цели и задачи процедуры финансового оздоровления