Отчет по практике в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:35, отчет по практике

Описание работы

Целью прохождения преддипломной практики является освоение той суммы теоретических знаний, которые получены при изучении базовых дисциплин, осознание своей профессиональной принадлежности и практической пригодности, а также усвоения внешних атрибутов поведения.
Основными задачами преддипломной практики являются:
1. осуществление деятельности в качестве квалифицированного специалиста;
2. формирование устойчивого интереса к профессии менеджера-экономиста и потребности в дальнейшем самообразовании и саморазвитии;

Содержание работы

Введение 2
Задание 1. 4
Задание 2. 9
Задание 3. 10
Задание 4. 13
Задание 5. 15
Задание 6. 16
Задание 7. 22
Задание 8. 31
Задание 9. 38
Заключение 39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

отчет по ППС.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности  выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и  целесообразности предоставления ему  ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют: финансовые коэффициенты, анализ денежного потока, оценку делового риска.

В США для оценки кредитоспособности потенциального заемщика и, следовательно, минимизации кредитного риска используют подход, получивший название 6 «С», в основе которого лежат следующие критерии оценки риска:

  • репутация клиента – Customercharacter;
  • платежеспособность – Capacitytopay;
  • капитал – Capital;
  • обеспечение ссуды – Collateral;
  • экономическая конъюнктура и ее перспективы – Currentbusinessconditionsandgoodwill.
  • контроль – Control

В Великобритании также распространена практика анализа кредитоспособности заемщика, известная под названием  «Parts»:

  • назначение, цель кредита – Purpose;
  • размер ссуды – Amount;
  • погашение задолженности – Repayment (основного долга и процентов);
  • срок – Term;
  • обеспечение ссуды – Security.

Наиболее приемлемыми  являются методы оценки кандидата в  заемщики Parser и Campary, используемые в английских клиринговых банках, которые позволяют наиболее полно изучить многоплановый характер заемщиков.

Parser расшифровывается следующим образом:

  • информация о персоне потенциального заемщика, его репутации – Person;
  • обоснование суммы испрашиваемого кредита – Amount;
  • возможность погашения – Repayment;
  • оценка обеспечения – Security;
  • целесообразность кредита – Expediency;
  • вознаграждение банка (процентная ставка) за риск предоставления кредита – Remuneratoin.

Campary расшифровывается так:

  • репутация заемщика – Character;
  • оценка бизнеса заемщика – Ability;
  • анализ необходимости обращения за ссудой – Means;
  • цель кредита – Purpose;
  • обоснование суммы кредита – Amount;
  • возможность погашения – Repayment;
  • способ страхования кредитного риска – Insurance.

В зарубежной экономической  литературе широко используется метод  анализа SWOT (S-strong, W – weak, O-opportunities, T-threat), который позволяет выявить сильные и слабые стороны заемщика, его потенциальные возможности и риски. Таким образом, основными целями анализа информации, характеризующей уровень кредитоспособности заемщика, являются:

  • определение сильных сторон ситуации заявителя;
  • выявление слабых сторон потенциального заемщика;
  • определение специфических факторов, являющихся наиболее важными для продолжения успеха заемщика;
  • возможные риски при кредитовании.

Анализ банкирами финансовых отчетов клиентов может быть внутренним и внешним. Внешний анализ включает сравнение данного заемщика с  другими; внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение  определенного периода времени  в динамике. Внутренний анализ нередко  называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два  важных недостатка: 1) не дают информации о том, как протекают операции клиента; 2) представляют прошлую информацию, в то время как кредиты будут предоставляться в будущем. Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой «сложной» информации (взглядов, оценок, прогнозов и т. д.). Кредитная заявка клиента может быть отвергнута, если, скажем, предоставление ссуды будет нарушением кредитной политики банка. [6, 127]

Однако нередко требуется  более полный анализ, например, на основе оценки движения денежных средств заемщика, т. е. в процессе анализа денежного потока. Денежный поток – это измеритель способности заемщика покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами. Подобного рода анализ проводят с использованием отчета о движении денежных средств заемщика.

Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:

  • обеспечивает ли заемщик себя денежными средствами для дальнейшего роста финансовых активов;
  • является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;
  • располагает ли заемщик избыточными средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.

Отчет о движении денежных средств заемщика целесообразно  использовать для анализа перспектив погашения ссуды.

Важной особенностью кредитования клиентов в индустриально развитых странах Запада является то, что  в Центре любого процесса предоставления кредита заемщику (физическому или  юридическому лицу) стоит человек. Например, в Германии независимо от вида предоставляемого кредита, т. е. от выдачи потребительского или, скажем, инвестиционного фирменного кредита, заемщик должен представить ряд документов, свидетельствующих о его личных качествах и личной кредитоспособности.

Информация, интересующая немецкий банк при решении вопроса о  предоставлении кредита, включает следующие  сведения.

  1. Характеристика личных свойств предпринимателя: характер, манеры, поведение, внешность, выразительность речи, хобби.
  2. Общее образование, квалификация, склад ума, отношение к риску (азартность).
  3. Техническая квалификация: ход профессионального развития, опыт.
  4. Физическое состояние: состояние здоровья, занятия спортом.
  5. Имущество: степень участия в делах предприятия, личное имущество, владение недвижимостью, другие источники дохода.

Наряду с использованием анкет клиентов для анализа их кредитоспособности банки могут  получить информацию из местных кредитных  бюро. Эту информацию также используют для анализа кредитоспособности клиента. В западных странах закон  предусматривает возможность для  клиента проверять информацию, которая  касается его финансового положения  и находится в кредитном бюро. При выявлении ошибки клиент заявляет о ней в бюро для ее исправления. А бюро в свою очередь сообщает об этом всем кредиторам, получившим ошибочную  информацию о клиенте.

Необходимо также оценить  репутацию заемщика. Один из возможных  методов ее оценки – метод кредитногоскоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуры, с учетом характера банковского законодательства и традиций страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Д. Дюран выделил группу факторов, позволяющих, по его мнению, с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику.

Применяя определенные коэффициенты, Д. Дюран определил границу, разделяющую «хороших» и «плохих» клиентов. Клиент, набравший более определенного количества баллов, считался кредитоспособным, а набравший менее – нежелательным для банка.

Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.

Задание 8.

Чтобы обезопасить себя от заведомо безвозвратных ссуд, банк должен строить свою работу с клиентами, используя две аксиомы, проверенные  временем:

1) заниматься кредитованием  преимущественно тех направлений,  в кредитовании которых у банка  уже накоплен значительный опыт;

2) не выдавать ссуды  за пределы обслуживаемого региона.

Отсутствие понимания  необходимости тщательного анализа  качества ссудной задолженности (особенно предварительного анализа возвратности ссуды) во многом объясняет неустойчивое положение многих отечественных  банков. Отчасти низкое качество ссудного портфеля определяется общим кризисным  состоянием общества. Основными отличительными чертами кредитных портфелей  российских банков можно считать: краткосрочность  кредитов, формирующих портфель, и  повышенную рискованность портфеля. Краткосрочность большой части  кредитов обусловлена отсутствием  благоприятной инвестиционной среды  на российском рынке.

Ограничивать подверженность банков портфельным рискам призваны также экономические нормативы, установленные Банком России для  всех кредитных организаций в  Инструкции № 110-и от и других нормативных актах. В соответствии с этими документами классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного реального обеспечения, а также длительности просроченной задолженности. В результате кредитный портфель банка разбивают на группы кредитов (стандартные, нестандартные, сомнительные, безнадежные), ранжированных по их качеству в зависимости от степени кредитного риска.

При невозможности погашения  ссуды непосредственно заемщиком  и поручителем банк списывает  ссуду на убытки. Для этих целей  в банках создаются специальные  резервные фонды на покрытие кредитных  рисков. Резервы на покрытие убытков  по кредитным операциям создаются  в размере страхового возмещения, необходимого для покрытия рисков по каждой группе кредитов. Таким образом, чем более рисковую кредитную  политику проводит банк, тем больший  резерв он должен создать, использовав для этого средства из прибыли. Зарубежные коммерческие банки в настоящее время, например, создают резервы на покрытие убытков по кредитам, предоставляемым по кредитным картам, в размере 2–3 % от сумм предоставленных кредитов.

В российской банковской практике своеобразным амортизатором кредитного риска служит резервный фонд, создаваемый  коммерческими банками для компенсации  потерь по выданным кредитам.

Современные банки проявляют  глубокую заинтересованность в качественной оценке степени кредитного риска  и снижении его влияния на финансово-хозяйственную  деятельность с применением соответствующего комплекса мероприятий. Но реальная оценка кредитного риска банка возможна при проведении детального анализа  совокупности факторов, приводящих к  возникновению риска при кредитовании.

Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической  системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической  среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих  клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной  поддержки и опоры. В этих условиях профессиональное управление банковскими  рисками, оперативная идентификация  и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.

Кредитные операции – основа банковского бизнеса, поскольку  являются главной статьей доходов  банка. Но эти операции связаны с  риском невозврата ссуды (кредитным  риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому  кредитный риск как один из видов  банковских рисков является главным  объектом внимания банков. Кредитная  политика банка должна обязательно  учитывать возможность кредитных  рисков, предварять их появление и  грамотно управлять ими, то есть сводить  к минимуму возможные негативные последствия кредитных операций. В то же время, чем ниже уровень  риска, тем, естественно, меньше может  оказаться прибыль банка, так  как большую прибыль банк обычно получает по операциям с высокой  степенью риска. Таким образом, основной целью банка является нахождение «золотой середины», т. е. оптимального соотношения между степенью риска и доходностью по кредитным операциям при помощи грамотного управления кредитным риском, что реализуется посредством анализа основных способов управления кредитным риском, разработки практических мероприятий по снижению риска неплатежа по ссудам.

Основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере  внутренней политики банка. Самыми основными  из них являются: диверсификация портфеля ссуд, анализ кредитоспособности и  финансового состояния заемщика, квалификация персонала.

Наиболее распространенным в практике банков мероприятием, направленным на снижение кредитного риска, является оценка кредитоспособности заемщика.

Под кредитоспособностью  банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние  предприятия, которое дает уверенность  в эффективном использовании  заемных средств, способность и  готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.

Информация о работе Отчет по практике в банке