Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.
В задачи курсовой работы входят:
Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;
Определение границ и направлений государственного регулирования развитых стран мира и России;
Ознакомление с наиболее интересными методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования опыта регулирования экономики для России.

Файлы: 1 файл

doklad.docx

— 25.21 Кб (Скачать файл)

Тема курсовой работы: Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России

Цель данной курсовой работы – это изучение сущности государственного регулирования  экономики и социальных процессов  на примере таких стран, как США, Швеция, Япония и Россия.

В задачи курсовой работы входят:

Характеристика государственного регулирования, его основных функций, методов и инструментов;

Определение границ и направлений  государственного регулирования развитых стран мира и России;

Ознакомление с наиболее интересными  методами регулирования зарубежных стран и возможность заимствования  опыта регулирования экономики  для России.

 

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству, которое на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики. В современных  условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства.

Поскольку рыночная экономика не гарантирует  трудящимся право на труд, стандартное  благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту малоимущих, инвалидов, пенсионеров, то возникает необходимость  проведения государством социальной политики. Осуществляя перераспределение  национального дохода через бюджет, государство реализует систему  социальных программ. В любой экономической  системе государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения государственного законодательства [10].

существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление последствий внешних эффектов и многое другое . Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер . К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО) , кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов , принятие регулирующих законодательных актов . К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение , стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные . Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов , находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке . Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям

  • 2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере США

  • Последние десятилетия лидером  в мировой экономике остаются США. В США быласоздана эффективная модель взаимодействия государства и бизнеса, в которой государство не вмешивается непосредственно в экономику, а ограничивается чисто регулирующими функциями. Основные меры регулирования государства можно разделить на четыре группы:

    1. Налоговое регулирование. 

    2. Регулирование через  государственные рынки.

    3.Регулирование внутренних  рынков и формирование на каждом  рынкеконкурентной среды.

    4.Внешнеэкономическое регулирование [2].

     

    Налоги собираются на трех уровнях - федеральном, штатном и  местном. Федеральные налоги в США  являются главным источником формирования бюджетных средств для финансирования расходных статей, а также мощным и гибким средством государственного экономического регулирования.

    При регулировании внутренних рынков в США основной упор делается на создание конкурентной среды и борьбу с  монополизацией. Государственное регулирование затрагивает преимущественно те параметры деятельности данных отраслей, которые влияют на интересы потребителя: уровень цен, объем производства, границы рынков сбыта, требования к качеству производимых товаров и услуг [2].Основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей. Основным таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их регулирования состоит в том, что цены на товары и услуги, поставляемые корпорациями, находящимися в частной собственности, устанавливаются государственными органами.

    Социальное обеспечение  в США предусматривает обязательное страхование по безработице; программы  медицинской помощи нуждающимся, детям, престарелым, инвалидам; помощь из средств федерального бюджета детям, живущим в малообеспеченных семьях или с одним из родителей или родственников; денежную помощь из средств федерального бюджета слепым,  инвалидам; финансовую помощь штатам на охрану материнства и детства;  пенсионное страхование по старости и инвалидности[2].

    2.2 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Швеции

     

    Швеция выделяется среди  других стран высокими экономическими и социальными достижениями и  принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных стран. Существующая в  Швеции экономическая система обычно характеризуется как “смешанная экономика, соединяющая основные формы  собственности: частную, государственную, кооперативную”. Около 95% всех шведских компаний принадлежат частному капиталу.

    Основные методы регулирования  экономики в Швеции – правовые и экономические. Государство разрабатывает  необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или  иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям. Главный  инструмент проведения такой политики - государственный бюджет.Государственный  сектор, имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство  и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое. Для реализации этих полномочий государственные органы используют часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Поэтому уровень  налогов в Швеции довольно высок.Налоговая  система Швеции включает множество  прямых и косвенных налогов и  сборов. Наиболее важными прямыми  налогами являются государственный  и местный подоходные налоги, и  государственный налог на собственность. Все доходы от непрямого налогообложения, поступающие в государственную  казну, имеют два основных источника  – налог на добавленную стоимость  и акцизные сборы. Шведский парламент  определяет уровень государственных  и местных налогов. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога [4].

    По объему социальных услуг  Швеция занимает одно из первых мест в  мире. По уровню жизни она опережает  почти все государства мира. В  связи со становлением Швеции как  одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств, возник термин «шведская модель», Результатом  данной модели является «государство благосостояния», характеризующееся созданием высокоэффективной экономики, обеспечением занятости всего трудоспособного населения, ликвидацией бедности, развитой системой социального обеспечения, высоким уровнем грамотности, образованности и культуры населения [10].

    2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования экономики и социальных процессов на примере Японии

     

    Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава.

    «Японская модель государственного регулирования экономики характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения от роста производительности труда. Благодаря этому достигается  снижение себестоимости продукции  и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке»[3]. Существование такой модели возможно при высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека. Для Японии характерно централизованное планирование социально-экономического развития страны. Японская индустрия не выступает в одиночку. Она прочно опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи через Министерство Внешней Торговли и Промышленности (МВТП). В функции этого министерства входит определение особо приоритетных отраслей и оказание им помощи в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [16]. В экономических достижениях Японии заслуга государственного регулирования такая же весомая, как и заслуга предпринимателей. Сейчас в правительственном аппарате фактически концентрируется интеллектуальная элита нации, которая становится мозговым центром экономической системы[3].

    Японская модель управления характеризуется рядом отличительных  особенностей:

        1. Система пожизненного найма,
        2. Оплата труда.
        3. Стимулирование трудовых усилий.

    Государственное регулирование экономики и социальных процессов в России

     «Главным источником дохода государственного бюджета являются налоги, поэтому особого внимания заслуживает налоговая политика государства» [10].Перед налоговой политикой российского государства стоят следующие задачи:

    1) обеспечение государства  финансовыми ресурсами; 

    2)сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения; 

    3)создание условий для  регулирования экономики; 

    4)снижение налогового  бремени»[3].

    Не менее важным инструментом регулирования  экономических процессов России является антимонопольная политика [15].

     «Пожалуй, самыми важными из  всех мер антимонопольной политики  для России оказались ограничительные  меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции".

    Российский монополизм проявляет  свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию.

    Особого внимания заслуживает  социальная политика государства, включающая в себя всевозможные программы и  услуги.

    Одной из главных проблем  российского общества является безработица. И в связи с этим в стране существует целый ряд мероприятий  по борьбе с ней.(обучение, переквалификация)

    Что касается программ по социальному  страхованию, гос-во делает выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком .Если говорить о пенсионных фондах, то благополучно все выглядит только с обязательным пенсионным страхованием (ОПС), где фондам удалось привлечь рекордное число «молчунов». На рынке добровольного страхования, напротив, наблюдается стагнация: число участников выросло незначительно, основной прирост пенсионных резервов был обеспечен за счет инвестиционных доходов НПФ.

    государственное вмешательство в  рыночную экономику необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой  степени и какими методами это  вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка  должно контролировать только те отрасли  экономики, в развитии которых частные  фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические  отрасли). Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в  российских условиях.


    Информация о работе Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в развитых странах мира и России