Оценка состояния и прогнозирование потребительского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
Цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и структуру.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНКА 5
1.1. Условия и причины возникновения рынка 6
1.2. Экономическое содержание понятия «рынок» 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКА И ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Функции рынка 15
2.2. Преимущества и недостатки рыночной экономики 18
ГЛАВА 3. СТРУКТУРИЗАЦИЯ РЫНКА 21
3.1. Структура рынка и ее особенности 22
3.2. Виды рынка и его инфраструктура. Особенности рынков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ 42

Файлы: 1 файл

0261303_512BD_rynok_ego_sushnost_funkcii_i_struktura.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу  предпринимательства, свободу перемещения  ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

Рыночная экономика  характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе  выбора и конкуренции, которая опирается  на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает:

  • множество покупателей и продавцов,
  • однородность товаров и услуг,
  • отсутствие ценовой дискриминации,
  • полную мобильность всех ресурсов,
  • абсолютную информированность о ценах.

В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно  отклоняющиеся от идеальных и  превращающие совершенную конкуренцию  в несовершенную. Это означает, что  экономическая свобода существует как потенция, как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и, в конечном счете, уровнем экономического развития.

Основу рыночной экономики  составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства  в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определивший правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий  назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым  доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание  цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д.

Наличие у рыночного  механизма существенных недостатков  приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

 

 

ГЛАВА 3. СТРУКТУРИЗАЦИЯ РЫНКА

 

Структура рынка —  это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются  сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.

Политико-экономическое  определение структуры рынка  предусматривает выявление не только основных его объектов, но и главных субъектов.

Основными субъектами внутреннего  рынка являются население (в частности, домашние хозяйства); фирмы (предприятия); государство. Среди населения, в свою очередь, выделяются социальные классы, слои и прослойки. Второй важный субъект внутреннего рынка — фирмы (предприятия). Существуют разные подходы к классификации фирм. Так, выделяют частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации и государственные фирмы, потребительскую кооперацию, некоммерческие организации, фирмы с самоуправлениеми и др.

Что касается структуры  мирового рынка, то господствующее положение в нем занимают гигантские ТНК. Так, в начале 90-х гг. 600 наиболее могущественных промышленных ТНК производили около 25 % условно чистой продукции капиталистического мира.

 

 

3.1. Структура рынка и ее особенности

 

Рынок имеет сложную  структуру и охватывает своим  влиянием все сферы экономики. Экономическая  структура определяется:

  • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
  • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
  • особенностями сферы товарного обращения;
  • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
  • видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают  своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические  черты.

По структуре рынки  можно подразделить по следующим критериям. Наглядно эти критерии рассмотрены в схеме 1 (См. графическая часть).

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    • рынки благ и услуг;
    • рынки средств производства;
    • рынки научно-технических разработок;
    • рынки ценных бумаг;
    • рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров  на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и так далее.

  1. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
    • рынки товаров производственного назначения;
    • товаров народного потребления; продовольственных товаров;
    • рынки сырья и материалов и т. д.

Так на рынке сельскохозяйственного  сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в  продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

  1. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
    • внутрирегиональные;
    • межрегиональные;
    • республиканские;
    • межреспубликанские;
    • международные (мировые).

Формирование таких  рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

  1. По степени ограничения конкуренции различают:
    • монопольный;
    • олигопольный;
    • межотраслевые рынки.
  2. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
    • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
    • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
    • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и так далее.

Оптовая торговля существует в двух видах.4

Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и  потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка.

Второй вид оптовой  торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

      • обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения,
      • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
  1. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
    • легальные, официальные;
    • нелегальные, «теневые», «черные» и так далее.

 

 

3.2. Виды  рынка и его инфраструктура. Особенности рынков

 

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. (См. графическая часть, схема 2)

  1. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:
  • товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары);

Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.

  • рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные);

Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений  по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей.

Особенностью услуг  как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.

Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и другое), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и другое).

  • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
  1. Рынки факторов производства. В их состав входят:
  • рынки недвижимости;
  • орудий труда;
  • сырья и материалов;
  • энергетических ресурсов;
  • полезных ископаемых.

Информация о работе Оценка состояния и прогнозирование потребительского рынка