Оценка состояния и прогнозирование потребительского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
Цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и структуру.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНКА 5
1.1. Условия и причины возникновения рынка 6
1.2. Экономическое содержание понятия «рынок» 9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКА И ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Функции рынка 15
2.2. Преимущества и недостатки рыночной экономики 18
ГЛАВА 3. СТРУКТУРИЗАЦИЯ РЫНКА 21
3.1. Структура рынка и ее особенности 22
3.2. Виды рынка и его инфраструктура. Особенности рынков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ 42

Файлы: 1 файл

0261303_512BD_rynok_ego_sushnost_funkcii_i_struktura.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории  выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся.

Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить, кто основные субъекты и как возникают и развиваются отношения между ними?

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынки принимают самые  разные формы. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.

На экономическом рынке  постоянно совершаются революции. У потенциального продавца изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Можно дать несколько  определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Углубленное понимание  категории рынок требует учета  его места во всей системе общественного производства. Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности.

  1. производство,
  2. распределение,
  3. обмен,
  4. потребление.

Хотя конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.

За производством следует  распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает  сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным  при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, то есть рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется  общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Стало быть, развившийся  во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее расчленение рынка наглядно представлено на рис. 1. (См. графическую часть)

Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКА И ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Чтобы понять, как функционирует  рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов. Вот эти вопросы:

  1. В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы?
  2. Как их производить?
  3. Среди кого следует эту продукцию распределить?
  4. Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства?

Основное экономическое  преимущество рыночной системы заключается  в ее постоянном стимулировании эффективности  производства. Рыночная система функционирует  и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается  несколько критических аргументов:

  1. ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают,
  2. свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу,
  3. конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

 

 

2.1. Функции рынка

 

Сущность рынка раскрывается в его основных функциях. Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

  • Ценообразующая - определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации; В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

  • Репродуктивная - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства.
  • Стимулирующая - побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств.
  • Регулирующая - оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций; контролирующая рациональность производства уровнем цен. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь  регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического  регулирования ему подвластны. Это  проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

  • Конкурентная — формирующая отношения конкурентности между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства.
  • Санирующая — обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции. Это исключает или значительно уменьшает вероятность осуществления производства как самоцели, а значит, и затратного характера экономики; — информационно-корректирующая, с помощью которой можно оперативно вносить изменения в планы хозяйственной деятельности. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.3

Как свидетельствует  опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

Исходя из этого, рынок  следует рассматривать как определенную совокупность экономических отношений  между домашними хозяйствами, различными типами фирм и государством по поводу купли-продажи товаров и услуг, где происходит окончательное признание их стоимости и реализация, вследствие чего усиливается конкуренция между товаропроизводителями за снижение затрат производства и повышение общественной полезности товаров, улучшается пропорциональность развития народного хозяйства, обеспечивается непрерывность общественного воспроизводства и формирование целостной экономической системы, а также осуществляется опосредованный контроль потребителей за производством и санация экономической системы от неэффективных предприятий. Это совокупность положительных функций рынка, которые сочетаются с его негативными сторонами, «провалами» рынка.

Таким образом, рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, репродуктивную, стимулирующую, регулирующую, конкурентную, санирующую функции.

 

 

2.2. Преимущества и недостатки рыночной экономики

 

В условиях товарного  хозяйства рынок является регулятором  общественного производства. Через  рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.

Информация о работе Оценка состояния и прогнозирование потребительского рынка