Оценка рынков молочной продукции с применением SWOT - анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение возможностей SWOT-анализа на примере ОАО «Смолевичский молочный завод»
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты SWOT-анализа;
Изучить методы проведения SWOT-анализа;
Рассмотреть возможности SWOT-анализа на примере ОАО «Смолевичский молочный завод».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы SWOT-анализа на предприятии………...……5
1.1 Общая характеристика понятий SWOT-анализа на предприятии…………5
1.2 Методика проведения SWOT-анализа………………...………………….…7
1.3 Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны…….………….11
1.4 Элементы внешней среды: возможности и угрозы…………….………….13
Глава 2. Общие сведения о производственно-хозяйственной
деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод»…………………….….15
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………….…………15
2.2 История создания предприятия……………………………………………..16
2.3 Характеристика выпускаемой продукции ……………………...……….....19
Глава 3. Анализ производственно - хозяйственной деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод» с применением SWOT-анализа…………..23
3.1 Анализ производственно - хозяйственной деятельности
выявление слабых и сильных сторон………………………………………..…23
3.2 Матрица SWOT ……………………………………..…………………....…25
3.3 Мероприятия по улучшению продукции ОАО «Смолевичский
молочный завод» …………………………………………………………….….34
Заключение………………………………………………………………….…....36
Список используемых источников и литературы……………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая по антикризисному.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Как можно воспользоваться  открывающимися возможностями, используя  сильные стороны предприятия?

Какие слабые стороны  предприятия могут в этом помешать?

За счет каких сильных  сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, следует больше всего опасаться?

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется матрица SWOT,которая имеет следующий вид (рис. 3). Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и  возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.

Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается  степень влияния возможности  на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается  вероятность того, что организация  сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

1.3 Элементы  внутренней среды: сильные и  слабые стороны

     Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

- Маркетинг

- Продукт

- Ценообразование

- Продвижение

- Маркетинговая информация/разведка

- Сервис/персонал

- Распределение/дистрибьюторы

- Торговые марки и позиционирование

Инжиниринг и разработка новых продуктов. Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь  между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

- Оперативная деятельность.

- Производство/инжиниринг

- Сбыт и маркетинг

- Обработка заказов/сделки

- Персонал

- Исследования и разработки

- Дистрибьюторы

- Маркетинг

-  Сбыт

- Послепродажное обслуживание/сервис

- Обслуживание/сервис покупателей

Сюда входят навыки, заработная плата  и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть  кадров. Все эти элементы имеют центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии.

Менеджмент. Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений  структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе.

Ресурсы компании. Ресурсы  определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

 1.4 Элементы внешней среды: возможности и угрозы

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться  как внешние, относящиеся к элементам  рыночной среды. Анализ среды, который  к данному моменту уже должен быть проведен, может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа. Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя:

законодательные/регулирующие/политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;

общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда  недовольные покупатели оказывают  давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;

технологические силы. Технологические  способности, помогающие компании достигать  своих целей, влияют на продукты, которые  предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;

экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;

конкуренция. Природа  и масштаб конкурентной угрозы. Особого  внимания заслуживают следующие  моменты:

- Интенсивность конкуренции

- Угроза появления новых конкурентов

- Потребности покупателей на рынке

- Рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков

- Конкурентоспособность

-Давление со стороны товаров-заменителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общие  сведения о  производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод»

2.1 Общая характеристика  предприятия

Открытое акционерное  Общество «Смолевичский молочный завод» создано решением Минского областного исполнительного комитета от 26 июня 1998 года (выписка № 6 из протокола №6) и приказом Минскоблимущества № 29 от 8 августа 1999 г. и № 63 от 27 декабря 1999 г. путем преобразования государственного предприятия «Смолевичский молочный завод» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Общество перерегистрировано решением Минского исполнительного  комитета от 29 июня 2001 г. № 480 в Едином государственном реестре юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей за № 6001265111. Учредителем Общества от имени Государства является Минский областной исполнительный комитет.

Цель деятельности Общества - хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Основной вид деятельности – производство молочных продуктов.

Юридический адрес: 222201, г. Смолевичи, ул. Социалистическая, 12а.

Вышестоящая организация  – Государственное Учреждение

В установленном законодательством  порядке Общество осуществляет внешне-экономическую  деятельность.

Другие виды деятельности, осуществляемые на предприятии:

—     организован участок по ремонту и техническому обслуживанию холодильных и молочных установок в хозяйствах района;

—     организована сторожевая охрана предприятия;

—     организован  транспортный участок по вывозу молока из хозяйств и доставке продукции  в торговые предприятия;

—     организована фирменная торговля;

—     принята  на баланс предприятия столовая.

2.2 История создания предприятия

ОАО «Смолевичский молочный завод» был построен в 1998 году как специализированное предприятие по выпуску цельномолочной продукции. В июле 1999 года завод стал самостоятельной производственной единицей. В тот же год была заказана проектная документация на реконструкцию старого завода с технико-экономическим обоснованием. За этот период была построена действующая котельная на газовом топливе, подведён газопровод, построена новая электроподстанция, корпус бытовых помещений с залом заседаний.

Введён в эксплуатацию 40-квартирный жилой дом. Построен новый  типовой склад с мастерской, цех  пастеризации молока, в марте 2001 г. открылся магазин фирменной торговли и кафетерий «Фантазия». В том же году для расширения ассортимента и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса были установлены три автомата для фасовки сметаны и молока в полиэтиленовые пакеты АО - 111, в 2000 г. установлен универсальный упаковочно-фасовочный автомат «Паспак-Р».

В 2002 г. была применена  новая технология химической промывки котлов, бойлерных установок. Снабжение  холодом осуществляется собственной  аммиачно-холодильной установкой.

В 2004 г. начато перевооружение завода, устанавливается современное энергосберегающее оборудование: произведена замена воздушного компрессора, установлен энергосберегающий компрессор марки CSA – 8 – 20, установлено три компрессора марки П – 110.

В 2004 г. был произведен ремонт маслокамеры и отстроен новый холодильник готовой продукции с использованием энергосберегающих фрионовых охлаждающих агрегатов.

Во втором квартале 2005 г. был приобретен автомат по фасовке  творога и масла в брикеты. Налажена фасовка творога 9%-ной жирности, сладкой творожной массы нежирной с изюмом и масла крестьянского.

В 2005 г. введена в эксплуатацию артезианская скважина, с установкой энергосберегающего регулятора.

В 2006 г. предприятием был  подписан договор совместной деятельности с ООО «Ньювента» по производству полутвердых сыров. В этом же году начато строительство нового цеха на имеющихся недостроенных площадях. В 2007 г. этот цех был введен в эксплуатацию. Необходимо отметить, что цех построен за счет собственных средств завода.

ОАО «Смолевичский молочный завод» относится к отрасли пищевая промышленность. В настоящее время эта отрасль представлена множеством предприятий, выпускающих аналогичную продукцию повседневного спроса. ОАО «Смолевичский молочный завод» занимает незначительный удельный вес во всей отрасли, так как его производство ориентировано в основном на удовлетворение потребностей в молочной продукции населения Смолевичского района, г. Жодино и небольшого процента населения г. Минска и г. Борисова.

ОАО «Смолевичский молочный завод» является открытым акционерным обществом, и его деятельность регулируется Уставом, утвержденным на общем собрании акционеров.

Акционерное общество расположено  в г. Смолевичи Минской области. На сегодняшний момент в состав предприятия  входят основной цех, здание котельной, компрессорной, складские помещения, административное здание.

          Производственные мощности предприятия ОАО «Смолевичский молочный завод» составляют 83,8 т сырья в смену.

Переработка молока составляет 75 т в смену или мощности загружены  на 89,5 %.

Целью предприятия является удовлетворение потребностей потребителя  качественной и полезной продукцией. Предлагаемый ассортимент продукции  постоянно расширяется в соответствии с требованиями рынка.

Миссию предприятия  можно сформулировать следующим  образом: деятельность направлена на завоевание прочного и ведущего положения на рынке.

Главная ключевая цель предприятия  – получение как можно больше прибыли от производства и реализации продукции. Достижение этой цели невозможно без выделенных подцелей. Подцелью маркетинга является увеличение объема продаж продукции за счет повышения конкурентоспособности и поиска новых рынков сбыта. Подцелью сферы производства является увеличение объема производства в результате эффективного использования мощностей и применения нового универсального оборудования.

Одной из главных подцелей является увеличение производительности работы персонала предприятия, это  можно достичь за счет мотивации  к труду (премии и другие поощрения), а также за счет создания принципиально  новых отношений между подчиненными и руководителями. Современная организация не может игнорировать и инновационные процессы, она должна постоянно работать с научно-техническими организациями, следить за изменениями на рынке новых технологий.

В качестве основной стратегической цели предприятие ставит – повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение ее продаж на отечественном и зарубежных рынках.

Стратегия – направление  развития организации в соответствии с поставленной целью. Стратегия  развития ОАО «Смолевичский молочный завод» направлена на:

Информация о работе Оценка рынков молочной продукции с применением SWOT - анализа