Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития.
Именно это обстоятельство обусловливает актуальность публикуемого труда «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», состоящего из двух частей:
первая — воздействие мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана и факторы, предупредившие и смягчившие его последствия;
вторая — поддержка банковской системы, модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке.

Файлы: 1 файл

МИРОВОЙ ФИНАНСОВО.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Следующий важнейший наш приоритет, которому необходимо особое внимание, — это реализация широкого комплекса  долгосрочных, глубоко взаимоувязанных  мер, направленных на кардинальное улучшение качества жизни и облика села, ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры, коренной пересмотр статуса, роли и значения собственника, предпринимательства и малого бизнеса, всемерную поддержку развития фермерского хозяйства.

Если учесть, что в утвержденной в 2009 году Государственной программе  «Год развития и благоустройства  села» четко определены суть, содержание, важнейшие направления и конкретные параметры этой программы, подкрепленные  источниками финансирования, очевидно, нет особой необходимости сегодня подробно останавливаться на этих вопросах.

Вместе с тем стоит подчеркнуть, что и приоритет, и программа  по его реализации рассчитаны не только на 2009 год, но и на среднесрочную  перспективу.

Приступая к выполнению этой исключительно важной государственной программы, предусматривающей изменить не только облик села и качество жизни на селе, глубину реформирования, суть и содержание производственных отношений в агропромышленном комплексе, но и в конечном итоге повысить общественно-политический и культурный уровень сельского населения, его сознание и гражданскую ответственность, наша задача в 2009 году поставить на прочные организационные рельсы всю нашу перспективную работу по ее реализации.

Хотел бы выделить следующие направления программы, имеющие для нас принципиально важное значение.

Во-первых, необходимо провести тщательную работу по дальнейшему совершенствованию и укреплению законодательной и нормативно-правовой базы, связанной с выполнением вышеуказанной программы, принять новые, внести изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты, Земельный кодекс. Особое внимание обратить на вопросы развития социальной и производственной инфраструктуры на селе, вопросы, регламентирующие рациональное использование водных ресурсов и улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель.

Во-вторых, принципиально важное, определяющее значение во всей программе имеет реализация комплекса мер по кардинальному повышению качества жизни на селе. Для этого необходимо коренным образом пересмотреть систему организации архитектурной планировки и застройки сельских населенных пунктов. Необходимо обеспечить разработку генеральных планов архитектурно-планировочной застройки территорий, разработать унифицированные типовые проекты сельских жилых домов и объектов социальной инфраструктуры с учетом климатических, демографических и других условий регионов. Для решения этих задач создан специализированный проектно-изыскательский институт «Кишлоккурилишлойиха». Необходимо ускорить его становление, укрепить грамотными кадрами и поставить перед ним четкие, конкретные задачи, чтобы уже в этом году мы работали по новым архитектурным генеральным планам и типовым проектам.

Очевидно, что новое строительство  немыслимо без применения новых, современных строительных материалов и конструкций. Необходимо шире внедрять индустриальные и сборные технологии строительства объектов на селе с использованием сборных, композиционных и мелкоблочных конструкций.

На селе мы должны иметь не только благоустроенные населенные пункты и современные дома, но и качественные дороги, бесперебойную систему энергоснабжения, обеспечения населения чистой питьевой водой, развитую сеть социальных объектов — сельских врачебных пунктов, школ, объектов детского спорта, телекоммуникации и почтовую связь, объекты сферы услуг и торговли и др.

Необходимо еще раз критически оценить и изыскать дополнительные средства и возможности по расширению инфраструктуры на селе. При этом мы не должны забывать, что это является одним из факторов повышения  занятости на селе, особенно молодежи.

Для реализации намеченных мер, видимо, целесообразно рассмотреть вопрос по созданию специализированного банка  по сельскому строительству с  сетью региональных отделений.

В-третьих, ключевая задача программы — это реализация мер по ускоренному развитию на селе промышленного производства и строительства, создание компактных предприятий по переработке плодоовощной и животноводческой продукции, оснащенных современной техникой и технологиями.

Задача ставится шире — за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции создать мощную сырьевую базу и широкое поле деятельности для формирования на селе новых, современных перерабатывающих предприятий, оснащенных компактными технологиями. Такие производства должны быть созданы в каждой области, районе и селе. Мы должны четко понимать, что это не только новые объемы производства и рост ВВП, это прежде всего наращивание производства продовольствия, на которое всегда имеется устойчивый спрос, и этот спрос, я уверен, будет расти в будущем.

Самое важное, создавая перерабатывающие предприятия, мы решаем проблему трудозанятости молодежи, прежде всего на селе, где  всегда есть большая потребность  в рабочих местах.

В-четвертых, особое внимание должно быть обращено на последовательную реализацию системы мер по улучшению мелиоративного состояния земель, предусмотренных Государственной программой мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008—2012 годов, обеспечению надлежащего технического состояния действующих ирригационно-мелиоративных объектов, укреплению материально-технической базы специализированных водохозяйственных, строительных и эксплуатационных организаций, оснащению их современной техникой.

В 2009 году приоритетной остается задача дальнейшего ускоренного развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора обеспечения занятости, повышения качества жизни населения.

Думаю, что нет необходимости  еще раз повторять, какое значение придается развитию малого бизнеса  и сферы услуг в нашей социально-экономической  политике. Хочу только еще раз обратить внимание, что мобильный характер малого бизнеса, его способность относительно легко приспосабливаться к изменениям конъюнктуры рынка и запросов потребителей, делает его незаменимым инструментом создания новых рабочих мест и повышения доходов населения в период мирового экономического кризиса.

В текущем году как никогда остро  стоит задача дальнейшей поддержки  малого бизнеса, который создает  новые рабочие места и в  наших условиях формирует доходы более 70 процентов занятого населения.

По этой причине в Антикризисной  программе особое внимание уделено  стимулированию развития малого бизнеса. Эти меры включают как налоговые  и кредитные льготы, так и дальнейшее углубление институциональных реформ в целях создания более благоприятного бизнес-климата для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В частности, предусмотрено двукратное увеличение ресурсной базы Фонда  льготного кредитования для поддержки  вновь создаваемых малых и  частных предприятий, продлен срок действия предоставленных льгот, увеличен максимальный срок выдачи кредитов под пополнение оборотных средств с 12 до 18 месяцев.

С 1 января текущего года ставки единого  налогового платежа для малых  предприятий, работающих в сфере  промышленности, снижены с 8 до 7 процентов, а микрофирмы и малые предприятия, оказывающие финансовые, бытовые и прочие услуги, освобождены сроком на три года от уплаты единого налогового платежа. При этом дивиденды учредителей микрофирм и малых предприятий, негосударственных хозяйствующих субъектов в части средств, направляемых на инвестиции и расчеты за ранее полученные кредиты, освобождены от налогообложения сроком на пять лет. Антикризисной программой предусмотрено также сокращение в 2009 году количества проверок хозяйствующих субъектов еще не менее чем на 30 процентов.

Особо необходимо подчеркнуть огромную значимость углубления проводимой нами работы по дальнейшему ускоренному  развитию сферы услуг.

Необходимо коренным образом пересмотреть территориальные программы по развитию сферы услуг и принять дополнительные меры по их ускоренному развитию в сельской местности как важнейшему фактору занятости людей, особенно молодежи, и повышения качества жизни на селе.

Главная задача здесь — определить ситуацию с  позиции предпринимателя: что ему  мешает и какая помощь от государства нужна для развития своего дела. Особое внимание следует уделить созданию условий, необходимых частному сектору для расширения видов оказываемых услуг в сельской местности.

Следующий важнейший приоритет — дальнейшее развитие производственной и социальной инфраструктуры как важнейшего фактора модернизации страны и увеличения занятости населения.

Хотел бы особо  обратить внимание на этот приоритет, так как ему мы придаем исключительно  важное значение.

Это вызвано  рядом причин:

во-первых, развитие инфраструктуры создает необходимые благоприятные условия для размещения новых предприятий и развития экономики в целом, расширяет доступ к освоению богатых минерально-сырьевых ресурсов страны;

во-вторых, развитая система производственной инфраструктуры, прежде всего автомобильных и железных дорог, эффективное их функционирование служит важнейшим условием и фактором снижения общих издержек производства, что повышает конкурентоспособность производимой продукции и в целом нашей экономики;

в-третьих, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение населения чистой питьевой водой, системой энергообеспечения, строительство объектов социальной сферы в конечном итоге направлено на повышение качества жизни населения;

в-четвертых, развитие инфраструктуры является обширной сферой приложения труда, что позволяет создать новые рабочие места и обеспечить занятость населения, особенно молодежи, повысить уровень доходов и благосостояния людей.

В целях  обеспечения опережающего развития современной производственной и социальной инфраструктуры, создания на этой основе благоприятных условий для устойчивого и динамичного развития экономики принята и взята под контроль специальная программа «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию производственной и социальной инфраструктуры на 2009 год».

Особое  значение мы придаем развитию транспортной инфраструктуры, в первую очередь  автомобильных и железных дорог. Реализация Программы развития автомобильных  дорог общего пользования на 2007—2010 годы уже сегодня обеспечивает круглогодичную надежную транспортную связь между всеми регионами республики, создает условия для бесперебойной, не пересекая территории сопредельных стран, транспортировке грузов и перевозке пассажиров, значительно увеличивает транзит грузов по нашей территории.

Для еще  более надежного транспортного  обслуживания предусматривается в  текущем году вместе с принятыми  дополнительными мерами модернизировать  более 400 км автомобильных дорог  общего пользования международного значения, в том числе строительство 4-полосной международной автомобильной дороги по маршруту Бейнеу — Бухара — Самарканд — Ташкент — Андижан, а также стратегических участков дорог Бухара — Алат и Самарканд — Гузар. Наряду с этим ставится задача расширить масштабы реконструкции и капитального ремонта дорог местного значения за счет средств местных бюджетов и Республиканского дорожного фонда.

Большое значение для нас имеет и дальнейшее продолжение строительства железнодорожных  полотен. В текущем году необходимо завершить работы по благоустройству  на новой железнодорожной линии Тошгузар — Байсун — Кумкурган. Осуществить строительство новой железнодорожной ветки к перерабатывающему комплексу Дехканабадского завода калийных удобрений. Реализовать дополнительно предусмотренные меры по строительству двухпутной электрифицированной линии Джизак — Янгиер и однопутной электрифицированной линии Янгиер —Фархад.

Большие перспективы  открываются в связи с принятием  решения о создании свободной  индустриальной экономической зоны на базе аэропорта г. Навои, а также  передаче в управление международному оператору — корейской компании «Кореан Эйр» вновь построенного аэродрома в г. Навои. Создание международного интермодального центра логистики позволит не только использовать его в качестве трансконтинентального транспортно-экспедиционного узла, соединяющего Юго-Восточную Азию с Европой, но и содействовать созданию новых высокотехнологичных производств в Навоийской области и соседних регионах.

Особое  место в наших планах занимают вопросы ускоренного развития объектов социальной инфраструктуры, кардинального улучшения благоустройства населенных пунктов, создания за счет этого дополнительных рабочих мест.

В рамках предусмотренных  мер намечено в 2009 году ввести более 2 тыс. км водопроводных сетей и  около 700 км газовых, кардинально улучшить обеспечение сжиженным газом отдаленных районов.

Важным  фактором создания дополнительных рабочих  мест и удовлетворения растущих потребностей населения должны стать меры по расширению масштабов подрядных работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству жилья. Для этого предусмотрено создание в городах и районах частных специализированных ремонтно-строительных организаций, осуществляющих на условиях «под ключ» работы по планировке, дизайну, строительству, реконструкции и ремонту объектов жилищного фонда.

В 2009 году приоритетной остается и задача по дальнейшему  совершенствованию банковского  дела, стимулированию привлечения свободных  средств населения и хозяйствующих  субъектов на депозиты в коммерческие банки.

Развитию  и укреплению банковской системы в Узбекистане постоянно уделяется самое пристальное внимание, и это дает свои положительные результаты. Однако эту работу необходимо еще более углубить и расширить, имея в виду, что именно банки являются той, образно говоря, кровеносной системой, которая питает всю нашу экономику, от состояния которой зависит финансово-экономическая стабильность в стране.

Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана