Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития.
Именно это обстоятельство обусловливает актуальность публикуемого труда «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», состоящего из двух частей:
первая — воздействие мирового финансового кризиса на экономику Узбекистана и факторы, предупредившие и смягчившие его последствия;
вторая — поддержка банковской системы, модернизация, техническое обновление и диверсификация производства, широкое внедрение инновационных технологий — надежный путь преодоления кризиса и выхода Узбекистана на новые рубежи на мировом рынке.

Файлы: 1 файл

МИРОВОЙ ФИНАНСОВО.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня уровень  достаточности капитала банковской системы республики почти в три раза превышает установленные международные стандарты, определенные требованиями международного Базельского комитета по банковскому надзору.

В настоящее  время совокупная текущая ликвидность  банковской системы составляет в эквиваленте свыше 1,5 млрд. долларов, или в 10 раз превышает объем предстоящих платежей по внешним негосударственным заимствованиям. Это позволяет нам говорить, что проблем с ликвидностью у нас нет.

Важнейшим качественным достижением прошедшего года явилось получение банковской системой Узбекистана рейтинга «стабильный» от одного из влиятельных рейтинговых агентств мира «Мудис» сразу по трем позициям: стабильность банковско-финансовой системы; долгосрочный депозитный рейтинг в национальной валюте; долгосрочный депозитный рейтинг в иностранный валюте. Как отмечается в отчете агентства: «Положительная оценка для банковской системы отражает прочность среды банковского надзора, потенциальный рост банковской системы, структурные изменения в финансовой системе и рост национальной экономики».

Наряду с этим «Мудис» присвоило  положительный рейтинг кредитоспособности двум нашим банкам — Национальному  банку внешнеэкономической деятельности и «Галла-банку», а другое известное международное рейтинговое агентство «Фитч» присвоило рейтинг «стабильный» таким банкам республики, как «Пахта-банк», «Хамкорбанк», «Узпромстройбанк» и «Асака-банк».

Особого внимания заслуживает тот  факт, что совокупный внешний долг Узбекистана на 1 января 2009 года составляет 13,3 процента от ВВП и характеризуется по международной классификации как «менее чем умеренный».

Сегодня нет необходимости говорить много о том, насколько важно  в современных текущих условиях при определении важнейших приоритетных задач нашей экономической программы на 2009 год в достаточно полной мере учесть воздействие и последствия мирового экономического кризиса, который, как предсказывают авторитетные мировые эксперты, будет иметь свое продолжение и, возможно, дальнейшее углубление в текущем и в 2010 году.

Исходя из этого, само собой разумеется, что важнейшим нашим приоритетом в социально-экономическом развитии Узбекистана на 2009 год продолжит оставаться реализация принятой в стране антикризисной программы на 2009—2012 годы.

У нас есть сегодня все основания  заявить о том, что принятая нами модель перехода к социально ориентированной  свободной рыночной экономике, базирующейся на известных пяти принципах, с каждым годом нашего продвижения вперед оправдывает свою правильность и состоятельность.

В первую очередь такие принципы, как деидеологизация, прагматичность экономической политики, выраженной как приоритет экономики над  политикой, возложение роли главного реформатора  на государство, обеспечение верховенства закона, проведение сильной социальной политики, поэтапность и постепенность в реализации реформ — все это, особенно в экстремальных условиях разразившегося мирового финансового и экономического кризиса, доказывает свою актуальность и жизненность.

Реализуемая сегодня взвешенная, всесторонне продуманная политика по реформированию, либерализации и модернизации, в первую очередь экономики страны, диверсификации ее структуры создали достаточно мощный заслон, можно сказать, прочный и надежный буфер, предохраняющий нас от негативных воздействий кризисов и других угроз.

Подчеркнем в очередной раз: Узбекистан как часть интегрированного глобального экономического пространства уже испытывает и будет далее  испытывать негативные, все более  жесткие последствия мирового кризиса. Поэтому еще во второй половине 2008 года мы приступили к разработке Антикризисной программы мер с учетом конкретных условий и положения дел нашей экономики.

В настоящее время Антикризисная  программа мер по предотвращению и нейтрализации последствий  мирового экономического кризиса после апробирования и своего утверждения доведена до конкретных исполнителей как в отраслевом, так и в территориальном плане.

Говоря коротко, Антикризисная  программа находится в действии, и итоги января месяца 2009 года свидетельствуют  о скромных, но достаточно убедительных результатах ее реализации.

Коротко хотел бы остановиться на конкретных разделах — комплексах мероприятий Антикризисной программы, направленных на решение следующих  ключевых задач.

В первую очередь, это дальнейшее ускоренное проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкое внедрение современных гибких технологий. Это прежде всего касается базовых отраслей экономики, экспортоориентированных и локализуемых производств.

Ставится задача ускорения реализации принятых отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения производства, перехода на международные стандарты качества, что позволит обеспечить устойчивые позиции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Во-вторых, реализация конкретных мер по поддержке предприятий-экспортеров в обеспечении их конкурентоспособности на внешних рынках в условиях резкого ухудшения текущей конъюнктуры, создание дополнительных стимулов для экспорта, в частности:

— выделение им льготных кредитов на пополнение оборотных средств сроком до 12 месяцев по ставке, не превышающей 70 процентов от ставки рефинансирования Центрального банка;

— продление до 2012 года освобождения от уплаты в бюджет всех видов налогов  и сборов, кроме налога на добавленную стоимость, предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на производстве готовой продукции;

— реструктуризация суммы просроченной и текущей задолженности по кредитам банков и списание пени по платежам в бюджет и предоставление других не менее важных льгот и преференций.

В-третьих, повышение конкурентоспособности предприятий за счет введения жесткого режима экономии, стимулирования снижения производственных затрат и себестоимости продукции. В 2008 году одобрены предложения хозяйствующих субъектов по реализации мер, направленных на снижение в текущем году себестоимости продукции не менее чем на 20 процентов в ведущих отраслях и сферах нашей экономики.

Предусмотрена разработка действенного механизма по стимулированию руководителей  и ответственных лиц за достижение намеченных параметров по снижению себестоимости.

Наряду с этим в Антикризисной  программе выработан механизм по ограничению в 2009 году повышения  цен на все виды энергоносителей  и основные виды коммунальных услуг  не более чем на 6—8 процентов, с безусловным обеспечением рентабельности их производства.

В-четвертых, реализация мер по модернизации электроэнергетики, сокращению энергоемкости и внедрению эффективной системы энергосбережения. Дальнейшее повышение конкурентоспособности нашей экономики, рост благосостояния населения во многом зависят от того, насколько бережно, экономно мы научимся использовать имеющиеся ресурсы и в первую очередь электро- и энергоресурсы.

В-пятых, в условиях падающего спроса на мировом рынке ключевую роль в сохранении высоких темпов экономического роста играет поддержка отечественных производителей путем стимулирования спроса на внутреннем рынке.

Большое место в реализации этой задачи играет расширение программы  локализации производства, объемы которой предусмотрено увеличить в 3—4 раза. 
В принятых программах по стимулированию расширения производства продовольственных и непродовольственных потребительских товаров предусмотрена широкая система стимулов для отечественных предприятий-производителей. В частности, на период до 1 января 2012 года предоставлены налоговые и таможенные льготы в виде:

— снижения ставки единого налогового платежа на 50 процентов микрофирмам  и малым предприятиям, специализирующимся на переработке мяса и молока, с  целевым направлением высвобождаемых средств на техническое перевооружение и модернизацию производства;

— освобождения предприятий, специализирующихся на выпуске отдельных видов готовых  непродовольственных товаров, от уплаты налога на прибыль и налога на имущество, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий.

Убежден, что при реализации принятой Антикризисной программы важное значение имеет поиск дополнительных стимулов для обеспечения максимальной заинтересованности каждого субъекта нашей экономики с тем, чтобы выполнение Программы стало его важнейшим делом.

Оценивая содержание и основные задачи, подлежащие решению в Антикризисной  программе, хотел бы заострить внимание на очень важном, на мой взгляд, принципиальном вопросе.

Речь идет о том, что сосредоточивая все внимание, силы и ресурсы на борьбе с последствиями мирового экономического кризиса, укреплении финансово-банковской системы, оказании помощи предприятиям реальной экономики, создании новых рабочих мест и реализации мер по социальной защите населения, мы ни в коей мере не должны забывать о перспективе.

Говоря другими словами, мы должны думать о посткризисном периоде  нашего развития, выработке глубоко  продуманной долгосрочной Программы  целевых проектов по модернизации и  техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Вот та задача, откладывать которую  мы не имеем права, если хотим жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем, если думаем о нашем будущем.

Располагает ли Узбекистан для этого  необходимыми возможностями и какой  потенциал для реализации этих проектов уже создан?

Надо подчеркнуть, что серьезная  подготовка к реализации подобной масштабной программы у нас уже велась в течение последних лет, а разразившийся мировой кризис, на мой взгляд, еще более подстегивает этот процесс, требует его всемерного ускорения.

Предварительная проработка проекта  Программы по реализации важнейших приоритетных проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление и кардинальное повышение конкурентоспособности и рост экспортного потенциала экономики, показывает, что этот проект может включить в себя около 300 инвестиционных проектов в топливно-энергетической, химической и нефтегазоперерабатывающей, металлургической отраслях, легкой и текстильной промышленности, промышленности строительных материалов и машиностроении и других отраслях экономики на общую сумму свыше 24,0 млрд. долларов США, из них проекты нового строительства — около 18,5 млрд. долларов, проекты модернизации, реконструкции, технического и технологического перевооружения — примерно 6,0 млрд. долларов.

Источниками финансирования объектов, находящихся на стадии проектирования и реализации, предусматриваются: собственные средства компаний и предприятий на общую сумму 8,2 млрд. долларов, кредиты Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан — 2,5 млрд. долларов и иностранные инвестиции и кредиты — 13,5 млрд. долларов.

Необходимо принять во внимание, что отдельная часть из этих проектов уже охвачена строительством в 2007—2008 годах, некоторые предусматривается  начать в 2009 году.

Как показывают расчеты, реализация указанных  проектов позволит за счет внедрения инновационных и энергосберегающих технологий, освоения новых видов востребованных на мировом рынке товаров обеспечить производство дополнительной продукции в объеме 10,4 млрд. ежегодно, рост годового экспорта — на 6,5 млрд. долларов, существенно поднять объемы ВВП.

Главная задача сегодня — в кратчайшие сроки завершить окончательную  проработку и согласование со всеми  заинтересованными структурами, в  первую очередь с зарубежными  инвесторами, все детали по каждому  отдельному проекту и принять эту стратегически важную программу, рассчитанную на 2009—2014 годы.

Исходя из этого, второй важнейший приоритет нашей экономической программы на 2009 год — продолжение структурных преобразований и диверсификация экономики.

Это направление реформирования и обновления, принятое еще в 2000 году, не теряет и не будет терять своей актуальности и злободневности все последующие годы, прежде всего потому, что только благодаря реализации этой сквозной задачи мы можем обеспечить конкурентоспособность нашей экономики и страны на мировой арене.

Как бы парадоксально это ни звучало, но мировой экономический кризис еще больше обостряет настоятельность  постоянного обновления и модернизации производства, требует для этого  сосредоточения всех наших сил и  ресурсов.

Приведу только один пример.

Сегодня мы работаем над проектами  по строительству на трех тепловых электростанциях —Ташкентской, Навоийской и Талимарджанской — современных  парогазовых установок вместо существующих неэкономичных газовых установок. Для реализации этих проектов необходимы серьезные инвестиции.

Однако сам факт, что достигаемый  эффект от снижения удельного энергопотребления  на производство тепловой энергии до уровня мировых стандартов вполне окупит себя во всех отношениях, настоятельно требует ускорить реализацию этих проектов.

Поиск больших и малых проектов по техническому и технологическому обновлению производства для обеспечения  конкурентоспособности продукции, а также средств и источников для этого должен стать в первую очередь важнейшим делом и  обязанностью руководителя и инженерно-технического персонала каждого предприятия.

Абсолютно недопустимо, когда на местах под прикрытием решения задачи по обеспечению занятости населения  руководители местных органов и  отраслевых структур всеми мерами, правдой и неправдой пытаются сохранить убыточные предприятия с изжившей себя техникой и технологией, в результате чего выпускаемая некачественная и ненужная никому продукция только складируется. Число таких предприятий, как показывает анализ, составляет сегодня свыше 200.

Как ни парадоксально, большинство  таких предприятий сохраняется  в легкой и пищевой промышленности, где быстро меняющийся спрос рынка  требует обновления техники и  технологии практически каждые 5—7 лет, а в развитых государствах в  еще более короткие сроки.

Такое положение дел надо менять в корне путем банкротства  подобных предприятий.

Информация о работе Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана