Майкопский редукторный завод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 10:51, доклад

Описание работы

Майкопский редукторный завод, в прошлом ничем не выдающееся советское предприятие с отсталыми технологиями, сумел выжить в 90−х, поставил инновации на поток и успешно освоил внутренний рынок. В 2007 году темпы роста компании составили 34%, в первом квартале 2008−го — уже 40. От 6 типоразмеров технически простых редукторов — ассортимента советского времени, предприятие перешло к выпуску более 300 изделий и каждый месяц добавляет в этот перечень по несколько новых освоенных образцов техники. Заметно вырос и тоннаж редукторов: от 2,5−тонных — рекорда конца 80−х — завод дошел до 8— и 9−тонных и уже подступается к 15— и 20−тонным экземплярам.

Файлы: 1 файл

майкопский редукторный завод.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

«Были случаи, когда мы считали, что это невозможно сделать, что наше оборудование этого не позволяет. Например, редуктор для сталеплавильного цеха весом в 15 тонн — для него нужно было нарезать колеса очень большого диаметра. Но мы не отказались, взялись, оборудование немного модернизировали, скооперировались с другими предприятиями и в итоге сделали, — рассказывает Аскарбий Шаов. — Благодаря таким заказам, когда мы проходим на грани, мы знаем, какое оборудование приобретать на следующем этапе. Докупаем все что нужно, осваиваем этот тип редуктора и потом спокойно берем подобные заказы».

Чтобы выполнять индивидуальные заказы быстро и с высоким качеством, «Зарем» обзавелся некоторыми элементами натурального хозяйства. Так, в одном из цехов нам показали мини-кузницу с полным технологическим циклом. Для предприятия, ориентированного на производство единичных образцов техники, это экономически оправдано: ковать отдельные детали самим, как правило, и дешевле, и быстрее. «Вот видите — заготовки для зубчатых колес, — показывает Сергей Шепеленко на три металлических блина-болванки разной толщины и диаметра. — Их нужно было каждой по одной. Если мы их будем заказывать где-то на стороне и ждать, пока привезут, — мы ничего не успеем».

Качество  майкопских спецредукторов удовлетворяет  самых требовательных заказчиков. «Мы  поставляли редукторы для Ленинградской  АЭС и для атомных электростанций, строящихся в Индии. К этим редукторам предъявлялись особые требования. Сейчас они работают в составе насосов второго контура и кранов на разгрузочных площадках», — рассказывает Сергей Шепеленко, пытаясь перекричать лязгающий и грохочущий цех.

«Зарем» производит уже не только комплектующие, каковым является редуктор, но и конечный продукт — комплексные приводы, которые помимо редуктора включают тормоза, электродвигатель и соединительные муфты. Самое, пожалуй, интересное изделие предприятия из этой линейки — привод для перемешивания золотого песка, разработанный по заказу компании «Полюс Золото». Технологический процесс добычи золота предусматривает использование особых бактерий, которые поедают пустую породу, а само золото не трогают. Эти бактерии очень капризны: «пищу» они поглощают только при строго определенной температуре, если она падает или повышается — бактерии засыпают. Кроме того, смесь нужно постоянно перемешивать.

Спроектированный  в Майкопе привод внешне напоминает большой лодочный мотор. Он устанавливается сверху на бак с породой и бактериями, и электродвигатель медленно вращает лопасти венчика. Этот агрегат нужно было рассчитать так, чтобы выдерживать постоянный температурный режим с отклонениями не более одного градуса и не допустить протечек масла в бак. Заказчик остался доволен — новая мешалка бактериям понравилась. Такого экземпляра нет ни у кого из конкурентов.

Станки для дерзости

На сегодняшний день «Зарем» занимает 35–40% рынка средних и тяжелых редукторов в России и странах СНГ — Украине, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. В некоторых секторах этого рынка майкопский завод узнали только в последние годы. К примеру, с «Уралмашем», «Сызраньтяжмашем», «Электростальтяжмашем» и другими предприятиями тяжелого машиностроения «Зарем» работает с 2005 года. В прежние времена эти заводы сами производили для себя редукторы, но в условиях высокой конкуренции им оказалось выгоднее комплектовать свои прессы, мельницы, грохоты, прокатные станы, дробилки и т. п. редукторами «Зарема» — так их конечная продукция получается дешевле.

Объем этого рынка, по оценкам специалистов завода, — 3,5–4 млрд рублей. Основные конкуренты майкопского завода — западные фирмы. Тройку лидеров представляют германские компании Flender (входит в концерн Siemens), SawEuroDrive и Danfoss. Активно работают также две итальянские фирмы — Bonfiglioni и Brevini. Все они пришли на российский рынок со своей «вылизанной» эвольвентой. Однако вытеснить «Зарем» им не под силу — предприятие успело заработать репутацию производителя качественной техники и установить индивидуально-дружеские отношения с постоянными клиентами. Многие покупатели майкопских редукторов, с которыми мы общались, признались, что при прочих равных предпочтут работать с «Заремом».

«Зарем» между тем продолжает наверстывать технологическое отставание — оттачивает технологию изготовления эвольвентного зацепления на сравнительно простых редукторах небольших габаритов и переносит технические решения на все более крупные, мощные и сложные изделия. Уже почти четверть производимых предприятием цилиндрических редукторов изготавливается на основе шлифованной эвольвенты.

Овладев технологиями производства обоих типов  зацеплений, «Зарем» сможет сочетать в одном редукторе зубчатые передачи на основе новиковского зацепления и эвольвенты. Пока такие гибридные редукторы предприятие обкатывает на российских потребителях. На рынке, в первую очередь на мировом, возможность комбинировать два типа передач станет конкурентным преимуществом «Зарема». Но на мировой рынок можно выходить только с эвольвентным зацеплением высокого технологического уровня. А для этого заводу недостает еще очень многого из необходимого парка оборудования. Именно оборудование оказалось критическим фактором для реализации стратегии сокращения технологического разрыва. «Мы отстали от Запада не по интеллектуальному потенциалу, а по промышленным технологиям, главным образом, по технологическому оборудованию. Некоторые высокотехнологичные типы редукторов мы просто физически не можем делать — у нас нет для них всей технологической цепочки, — отмечает Сергей Шепеленко. — Когда у нас будут новые станки, это добавит нам гибкости и дерзости».

Однако  провести глубокую технологическую  модернизацию только на собственные средства не под силу ни одному машиностроительному предприятию. Даже растущие объемы производства не позволяют заводу аккумулировать достаточные средства для обновления мощностей. «По нашим оценкам, у нас есть еще максимум пять лет, чтобы выйти на тот же уровень, что и они. Иначе нас на рынке не будет», — задает временнЫе ориентиры Шамсудин Пшизов.

Эффективные инструменты для быстрого обновления производственной базы уже придуманы и давно практикуются в мире. «У меня есть знакомый чешский предприниматель, который приобрел старое редукторостроительное предприятие и провел его полное перевооружение — купил самое современное оборудование, — рассказывает Пшизов. — Я его спрашиваю: Маркос, откуда у тебя такие деньги? А мне, говорит, государство дает возможность получить кредит на 25 млн евро на 15 лет всего под 4 процента годовых». Наш бизнес давно ждет от своего государства подобных финансовых механизмов. Но государство явно не торопится ему их предоставлять. Остается один путь: брать «обычные» дорогие коммерческие кредиты, доукомплектовывать станочный парк.

В своих планах экспортной экспансии «Зарем» нацелился на ту же нишу редукторов специального назначения, в которой он работает на рынке внутреннем. По мнению топ-менеджеров предприятия, именно область специального машиностроения, где требуется разрабатывать индивидуальную технику под особые требования, — слабое место западных производителей, даже самых именитых, на которых мы привыкли смотреть снизу вверх. «Они однозначно выигрывают у нас, когда нужны крупносерийные партии относительно небольших редукторов. А по специсполнению у них дела идут иногда хуже, чем у нас: заявки не рассматриваются месяцами, сроки не выдерживаются, очереди большие и цены выше в разы, — развенчивает миф о безупречности западных производителей Аскарбий Шаов. — Они с неохотой берутся за сложные единичные заказы, часто говорят: если хочешь, бери стандартный редуктор, а специальный мы тебе делать не будем, нам некогда».

На «Зареме» полагают, что смогут отобрать часть рынка у своих именитых конкурентов вроде Flender и SawEuroDrive, поскольку в Маякопе, во-первых, готовы браться за любые индивидуальные заказы и, во-вторых, выполнять их в короткие сроки. «Чтобы получить от Flender стандартный редуктор, надо ждать по полгода, иногда — по девять месяцев. У нас сроки освоения даже абсолютно новых для нас изделий не превышают трех месяцев. В исключительных случаях, когда заказчику нужен редуктор, очень сложный по конструкции или очень большой по габаритам, мы берем пять месяцев», — говорит Сергей Шепеленко.

А третьим — и главным — своим козырем в долгосрочной перспективе «Зарем» намерен сделать кадровый ресурс. Для этого майкопцы планируют расширить свое СКТБ в два раза, создав на его базе мощное инженерно-конструкторское подразделение, и открыть филиал СКТБ в Санкт-Петербурге — чтобы стать ближе к внешним научным школам.


Информация о работе Майкопский редукторный завод