Кризисы в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:23, контрольная работа

Описание работы

Организация - открытая система, на нее воздействуют различные факторы внешней среды. Это факторы внешней среды прямого воздействия, важнейшими из которых являются поставщики, потребители, конкуренты, ресурсы на рынке труда, учреждения государственного регулирования, а также факторы внешней среды косвенного воздействия - состояние экономики, уровень научно-технического прогресса, социально-культурные и политические реалии и перемены в них, и др. Также организации присуще определенное состояние в зависимости от факторов ее внутренней среды: структуры, решаемых задач, применяемых технологий, особенностей человеческих ресурсов организации, профессионализма управления.

Файлы: 1 файл

Кризисы в организации.rtf

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Виолентный этап описывает систему в зрелом состоянии, когда большинство её параметров развития достигло апогея, структура совершенна, борьба с прежними конкурентами закончилась победой, новые же ещё так слабы и неопытны, что не требуют особого внимания и значительных сил. Далеко не каждое предприятие достигает в своем развитии этого этапа. Предприятия-виоленты -- это предприятия с «силовой» стратегией, они действуют в сфере крупного стандартного бизнеса и характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции. Предприятие-виолент может выступать в трех видах:

    • национальный виолент или «гордый лев»;
    • интернациональный виолент (в ряде случаев перерастает в транснациональную корпорацию -- ТНК) или «могучий слон»;
    • деструктурирующийся виолент или «неповоротливый бегемот».

«Гордые львы» -- первая стадия в развитии гигантских предприятий-виолентов. Компания-лев быстро растет благодаря рыночному успеху своей продукции и почти не имеет побочных производств, т.е. слабо диверсифицирована. Как правило, она возглавляет технический прогресс в своей отрасли.

«Могучие слоны» -- вторая стадия развития виолента. Предприятия-слоны отличаются особо крупными размерами; средним по темпу, но очень устойчивым ростом; широкой диверсифицированностью и наличием сети зарубежных филиалов. В завидном состоянии предприятия-слона виолент при благоприятных обстоятельствах может пребывать многие десятилетия.

 

Таблица 3

Характеристика фирмы виолента

Параметр

Характерные свойства

Причины кризиса

Характер основной деятельности

Массовое производство, стабильная номенклатура

Затоваривание, слабая реакция на новые виды продукции

Производственные возможности

Наличие производственных мощностей и технологий

Устаревшее оборудование (морально)

Ресурсы

Значительные в целом

Ограниченность по критическим ресурсам

Финансовое состояние

Стабильная, высокая доходность

Нецелевое использование финансовых средств

Организационная структура

Сложная

Бюрократизация

Управление

Структурировано, большая численность управленческого персонала

Низкие темпы и количество управленческих решений

Социальные факторы

Высокая социальная защищенность

Утрата связи с результатами работы

Коллектив

Высокое качество кадрового состава

Низкая взаимозаменяемость и мобильность

Лидер

Коллегиальные лидеры

Возникновение оппозиции

Развитие

Захват новых сегментов рынка

Невосприимчивость к новому


 

 «Неповоротливый бегемот» -- завершающая стадия развития виолента. Предприятие-бегемот сохраняет большие размеры, но теряет динамичность развития. Для неё характерна излишняя диверсификация (распыление сил по разным направлениям), и, несмотря на это, постепенное нарастание технологического отставания.

Несколько слов об эффективности крупных предприятий. Как известно, спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент и для данной экономики уровня качества и цены товара. Дорогих товаров сверхвысокого качества или дешевых и плохих продуктов сбывается существенно меньше. Для предприятий-производителей эта закономерность имеет важное практическое значение. Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента товаров удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса. Это, в свою очередь, открывает объективную возможность для организации массового выпуска стандартных продуктов.

Трудами экономических историков многих стран на обширнейшем фактическом материале была прослежена следующая закономерность: появление в отрасли крупных предприятий и её переход в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности. (Олигополия -- господство небольшого числа крупнейших предприятий в производстве и на рынке).

Конкретные знаменитые примеры. Создание Дж.Д.Рокфеллером гигантского нефтяного треста «Standart Oil» привело к росту эффективности, благодаря которому удалось достичь 6-кратного снижения цены 1 галлона керосина (с 2,5 до 0,4 центов) всего за 6 лет.

Точно так же и олигополизация черной металлургии вызвала стремительное сокращение издержек и цен. Основанный Э.Карнеги гигант продавал в 1889г. 1т рельсов за 29 долл., тогда как ещё в 1880г. она стоила 68 долл.

Формирование доныне остающегося лидером германской химической промышленности концерна «Байер» вызвало падение цены 1 кг анилиновых красителей с 200 до 9 марок.

Век спустя столь же драматическим ростом производительности труда и падением цен сопровождалось вторжение крупнейших электронных предприятий на рынок персональных компьютеров и вытеснение с него мелких предприятиий-изобретателей этой популярной разновидности вычислительных машин.

Имеет смысл привести высказывание современного американского экономиста, лауреата Пулитцеровской и Бэнкрофтовской премии Альфреда Д.Чендлера. «Не изобретения новых технологий меняют мир, а инвестиции и их широкое использование». Трудно не согласиться с этим высказыванием.

Россия создала один из первых паровозов, который сгнил где-то на Урале, не оказав никакого влияния на развитие страны. Радио изобретено А.Поповым, однако оно считается во всем мире детищем Г.Маркони. Нашими учеными и изобретателями разработана «сухая» технология производства цемента, непрерывная разливка стали и др., которые также уплыли из страны.

Тот же А.Чендлер показал, что для достижения успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:

  1. создание крупного производства;
  2. создание общенациональной (а затем и интернациональной) сбытовой и маркетинговой сети;
  3. создание дееспособного управленческого аппарата.

Вслед за масштабными инвестициями в эти три важнейших сферы, собственно и превращающими компанию в виолента, обычно следует этап быстрого роста. Обычно это уже предприятия с четким производственным профилем и мало диверсифицированные (диверсификацией называют проникновение в смежные отрасли и производства). Но в выпуске «своего» массового товара «львы» относятся к числу технических лидеров.

Так, «Филипс» развивался с победным шествием электроламп, «Нестле» -- растворимого кофе и шоколада, «Тойота» -- компактных автомобилей, а СП «Хруничев - Локхид» -- ракетоносителей для тяжелых коммерческих спутников.

Итак, сила «льва» сконцентрирована на узком круге товаров, но товары эти очень массовые и перспективные. В стадии «гордого льва» виоленты создают у себя мощнейшие научно-исследовательские структуры, которые в дальнейшем не исчезают, какие бы перемены не испытывала корпорация. Крупные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) -- неотъемлемая черта виолентов всех разновидностей.

Активная эволюция крупного предприятия обычно заканчивается позицией «могучего слона». Компании этого типа утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность. Устойчивость предприятия обеспечивается большими её размерами, диверсификацией и наличием широкой международной сети филиалов.

Часто «слоны» применяют тактику «ловкого второго», суть которой состоит в том, что предприятию вовсе не обязательно быть первым, чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. Открытие имеет преимущественно научное значение, коммерчески же выгодным оно становится лишь при массовом тиражировании и применении в разных областях. Благодаря широко диверсифицированному и массовому производству именно «слон» извлекает наибольшую пользу от применения новинки в самых разных областях.

Тенденция перерождения «львов» в «слонов» действует независимо от желания руководства предприятия. Потенциал роста того сегмента рынка, оседлав который динамично развивался «лев», рано или поздно иссякает. Защита от этого неблагоприятного развития связана с проникновением на смежные рынки и в другие страны. Тем не менее, бизнес «слона», если и не так динамичен, как прежде, всё равно вполне перспективен, а накопленная предприятием мощь страхует его от большинства опасностей.

Закат виолента связан с состоянием «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, корпорация постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причины такого развития событий обычно бывают связаны как со стратегическими ошибками предприятия, выражающимися в распылении активности по слишком широкому кругу направлений, и/или общим упадком отрасли, приводящим к омертвлению значительной части капитала в утративших перспективы производствах.

Выход из создавшегося положения состоит, как правило, в безжалостном избавлении от убыточных производств и снижении издержек на сохраняемых предприятиях. Уменьшившись по объему, корпорация финансово здоровеет и может вновь вернуться к статусу «слона», но дело не всегда кончается благополучно. «Бегемот» может, например, расплатиться за свою неповоротливость утратой самостоятельности.

Находившийся некоторое время назад на грани банкротства Московский шинный завод смог менее чем за год расплатиться с долгами, вдвое увеличить зарплату, вложить значительные средства в новое оборудование (это в условиях инвестиционного кризиса 1995г.) и разработал новую качественную модель шины. Вит как рссказал об этом директор МШЗ А.В.Рассардиев :«Прежде всего, я доказал, что мы, фигурально выражаясь, ходим по деньгам, -- я резко снизил затраты. Для этого мы избавились от домов отдыха, от детских садов, от пионерских лагерей, от всего соцкультобоза. Одним словом, мы очистили от балласта производство, задача которого одна -- делать шины лучше и дешевле. И такая политика принесла плоды: мы снова стали конкурентоспособными».

Резюмируя сказанное, кратко повторим, что этой стратегии придерживаются предприятия в сфере крупного стандартного производства товаров (услуг). Основной источник силы этой стратегии заключен в том, что такое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими затратами, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями. Виоленты, как уже было сказано, опираясь на свою гигантскую силу, стремятся доминировать на обширном рынке, по возможности смещая с него конкурентов. Виоленты привлекают потребителей дешевизной и качеством своих изделий.

Виоленты вместе с коммутантами лежат в отличной от эксплерентов и патиентов плоскости, получившей название «стандартный бизнес» (рис.2, с.19). Виоленты отличаются глобальным масштабом деятельности в отличие от коммутантов, характеризуемых локальным масштабом деятельности.

Национальные виоленты почти всегда организовывают венчурные (в том числе эксплерентные) предприятия, занятые разработкой нового дизайна на продукт, новыми организационными структурами продажи и производства и т.п.

Интернациональный виолент будучи национальным  виолентом развивается также и за рубежом за счёт открытия филиалов, осваивая другие национальные рынки сбыта. Интернациональные виоленты вынуждены действовать по правилам мирового рынка. Для России в этом плане встает специфическая проблема, ибо развитые в экономическом и технологическом отношениях страны стремятся перенести в Россию экологически грязные производства (захоронение радиоактивных отходов АЭС, позиция же Минатома по переработке иностранных отходов и размещению их на территории страны ни для кого не является тайной), что в конечном итоге, ставит под угрозу национальную безопасность страны.

Основными условиями создания виолента-льва являются:

  1. возможность освоения определенного сегмента рынка с полным его насыщением;
  2. наличие специалистов, заинтересованных в совершенствовании системы производства и сбыта;
  3. наличие возможности в получении прибылей.

Условиями создания интернационального виолента-слона являются:

  1. образование первого филиала за рубежом;
  2. наличие специалистов, желающих осваивать другие национальные рынки;
  3. наличие зарубежных рынков, имеющих потребность в данных товарах;
  4. наличие возможностей повысить эффективность работы материнского предприятия.

Заканчивая рассмотрение виолентного этапа, упомянем о закономерностях, обнаруженных в результате наблюдения за долговременными изменениями списков крупнейших корпораций:

    • новые крупные предприятия чаще всего появляются в новых отраслях или подотраслях, а в международных масштабах -- в новых, динамично развивающихся странах;
    • компании-неудачницы не деградируют, медленно смещаясь вниз по списку, а совсем исчезают из него в результате захвата более мощным конкурентом.

Информация о работе Кризисы в управлении организацией