Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - систематизация, обобщение и закрепление собранного теоретического материала, его углубленное изучение, выделение отдельных проблем и подготовка на этой основе антикризисных мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности организации.
Объектом исследования в курсовой работе является ДП «Черниговводоканал».
Предметом исследования являются технико–экономические и финансовые показатели предприятия и применение антикризисной стратегии, которая представляет собой программный документ, содержащий название целей (конечных и промежуточных), ресурсы и способы их вовлечения (персонал, фонды, отношения собственности), технологию решения задачи по выводу ее из кризиса (структура организации, формулы поведения персонала, правила производственно-финансовой и маркетинговой деятельности).
Основной акцент сделан на вопросы преодоления кризисного состояния внутрифирменными средствами без утраты качественной определенности, поскольку проблема «самовыживаемости» в настоящее время стоит особенно остро перед многими украинскими предприятиями
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЛИНГУ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ………………………………………
5
1.1 Понятие «антикризисное управление»……………………………………
5
1.2 Концепция контроллинга в системе менеджмента………………………
7
1.3 Контроллинг, как концепция эффективного управления предприятием.
9
1.4 Контроллинг в антикризисном управлении………………………………
11
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КП «ЧЕРНИГОВВОДОКАНАЛ» НА ОСНОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………………………………….
20
2.1. Организационная характеристика и направления деятельности КП «Черниговводоканал»…………………………………………………………
20
2.2 Анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия …………………………………………………………………..
29
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия………
32
2.4 Оценка финансового состояния…………………………………………..
36
2.5 Расчет вероятности банкротства предприятия…………………………..
37
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………
40
3.1. Необходимость внедрения контроллинга на предприятии……………..
40
3. 2. Выявление экономических проблем и недостатков……………………
44
3.3 Пути решения выявленных проблем………………………………………
49
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
55
Основные финансово-
Рис. 2.1. Основные финансово-экономические показатели предприятия.
Показатели свидетельствуют о следующем:
2.5. Расчет вероятности банкротства предприятия
Оценка риска потери платежеспособности непосредственно связана с анализом ликвидности активов и баланса в целом. Следовательно, фактором риска является нарушение ликвидности баланса, а его последствием — неспособность предприятия своевременно покрывать обязательства своими активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.
Тем самым риск потери предприятием платежеспособности характеризует его неспособность погасить в срок свои финансовые обязательства. Данный вид риска оценивается с позиций краткосрочной перспективы на основе абсолютных и относительных финансовых показателей.
Финансовая устойчивость характеризует стабильность финансового поло-жения предприятия, обеспечиваемого высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых средств. Тем самым финансовая устой-чивость дает возможность оценить уровень риска деятельности предприятия с позиций сбалансированности или превышения доходов над расходами. Одной из характеристик финансовой устойчивости является степень покрытия запасов и затрат определенными источниками финансирования. Фактор риска характери-зует несоответствие между требуемой величиной оборотных активов и возмож-ностями собственных и заемных средств по их формированию. Риск потери предприятием финансовой устойчивости характеризует нарушение соответствия между возможностями источников финансирования и требуемыми материальными оборотными активами для ведения предпринимательской деятельности.
Последствия риска — превышение расходов над доходами, приводящее к финансовой неустойчивости. Оценка риска осуществляется с позиций долгосроч-ной перспективы, и ее результаты должны ответить на вопрос: соответствует ли состояние активов и пассивов задачам хозяйственной деятельности предприятия?
Шестифакторная модель прогнозирования риска потери платеже-способности. Данная модель разработана для разных предприятий и предприни-мательских структур.
Особенности модели:
1. введен фактор капитализации предприятий для компенсации заниженного уровня балансовой стоимости активов;
2. учитывается фактор, характеризующий качество менеджмента;
3. при разработке модели распределение показателей по их важности осуществлялось на основе экспертного оценивания, а весовые коэффициенты — на основе метода линейного программировании.
Модель прогнозирования банкротства имеет следующий вид:
Z = 0,83Х1 + 5,83Х2 + 3,83Х3 + 2,83Х4 + 4,83Х5 + Хб, где
Х1 |
- |
коэффициент обеспеченности собственными средствами: собственные оборотные средства / общая сумма активов; |
Х2 |
- |
коэффициент текущей ликвидности; |
Х3 |
- |
рентабельность собственного капитала по чистой прибыли: чистая прибыль х 100% / стоимость собственного капитала; |
Х4 |
- |
коэффициент капитализации: рыночная стоимость собственного капитала / заемные средства; |
Х5 |
- |
показатель общей активов / сумма обязательств); |
Х6 |
- |
коэффициент менеджмента (выручка от реализации / краткосрочные обязательства). |
Проведем расчеты, относительно нашего предприятия:
Z = 0,83(13512,4/63178,5) + 5,83(3,69) + 3,83(32664,5/45255,9) + 2,83*(7514,8/13556,3) + 4,83(57514,8/3663,7) + (32664,5/200,0)=
= 0,18 +21,51+2,76+1,57+75,83+163,3=
Оценка вероятности банкротства осуществляется по следующему правилу: если Z < 50, то предприятие находится в зоне неплатежеспособности. Соответственно, наш показатель Z=189,32, т.е. предприятие платежеспособно.
Данная модель учитывает реалии российского и украинского финансового рынка и уровень менеджмента, позволяет:
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Необходимость внедрения контроллинга на предприятии
В данном разделе курсовой работы рассмотрим почему предприятию необходимо внедрять у себя новые подходы к управлению финансами, в том числе контроллинг.
В настоящее время многие среднестатистических украинских предприятий (с Среднесписочная численность сотрудников от 1000 до 5000 человек) имеют типичную организационную структуру финансовой службы, в состав которой входят бухгалтерия, планово-экономический и финансовый отдел. Бухгалтерия занимается сбором, регистрацией и учетом информации об имуществе и источники имущества предприятия и составлением финансовых отчетов для их предоставления внешним пользователям. В функции планово-экономического отдела входят, главным образом, составление калькуляции продукции и планирования расходов. Финансовый отдел промышленного предприятия, как правило, отвечает за печать платежных поручений, выставление счетов и счетов-фактур, а также за отслеживание сумм дебиторской и кредиторской задолженности компании. Очень часто функции бухгалтерии и финансового отдела в части учета дебиторской и кредиторской задолженности пересекаются, и нередко бывают ситуации, когда остатки по дебиторам и кредиторам не совпадают.
Такая текущая ситуация
на отечественных предприятиях приводит
к следующим проблемам
1. Низкая оперативность
информации, как следствие, планирование
на предприятии растянуто во
времени. Как правило,
Кроме этого, низкая оперативность
информации вызвана слабой автоматизацией
многих предприятий. В 80% промышленных
компаний уровень автоматизации
пока недостаточен для получения
информации в режиме реального времени.
В большинстве предприятий
Планирование на предприятиях также характеризуется
слабой культурой, вызванной отсутствием
четкой постановки стратегических целей
и задач, а значит, невозможностью спланировать
конечные показатели деятельности по
центрам финансовой ответственности.
2. Процесс планирования на предприятиях начинается от производства, а не от сбыта продукции, соответственно, при планировании используется себестоимость произведенной, а не реализованной продукции. Одним из ключевых факторов системы контроллинга является необходимость калькуляции себестоимости реализованной, а не произведенной продукции. При организации управленческого учета калькуляция себестоимости должна идти от стоимости единицы реализованной продукции, ценообразование на которую зависит, главным образом, от изменений внешнего рынка. На украинских же предприятиях наблюдается обратный процесс. Так, если в компании колеблются остатки готовой продукции, и нет грамотно построенного взаимосвязи цепочки "сбыт, запасы и производство", то в отдельные периоды у предприятия наблюдаются сильные расхождения между стоимостью единицы произведенной и реализованной продукции. Следовательно, и цена на товарную продукцию, которую рассчитывают в планово-экономическом отделе, в определенные периоды может приводить предприятие к существенному ущербу. В данной ситуации руководство предприятия должно оперативно принять решение о регулировании объемов производства и сбыта, чтобы компания не понесла убытки. Поэтому для эффективных решений предприятию необходимо организовать реальный практический связь между сбытом, запасами и производством, основанную на расчете себестоимости реализованной продукции.
3. Отсутствие разделения
между управлением прибылью и
управлением денежными
В настоящее время на украинских предприятиях планирование денежных средств происходит крайне неэффективно. В большинстве компаний не налажена работа бюджетного комитета и отсутствует технология внесения корректировок в бюджет движения денежных средств.
4. Использование прямых и накладных расходов, а не переменных и постоянных. Не используется показатели "взноса на покрытие", "операционный рычаг". Как правило, на отечественных предприятиях в планово-экономических отделах традиционно используется калькуляция полной себестоимости, в основе которой лежит разделение затрат на основные и накладные. Для среднестатистических промышленных предприятий с большой номенклатурой выпускаемой продукции, наиболее целесообразным является ведение системы учета затрат по принципу директ-костинг с распределением затрат на переменные и постоянные, расчетом маржинального дохода, уровня операционного рычага и с использованием усеченной калькуляции себестоимости продукции.
5. Низкая культура
анализа достижения цели. Получение
прибыли часто является целью
компании. Одной из главных ошибок
на предприятиях является
Таким образом, в условиях отсутствия стратегии, грамотно поставленного учета, отчетности и планирования (в том числе финансового), учитывая слабый уровень менеджмента в целом, выраженный в отсутствие культуры принятия управленческих решений, контроля и ответственности, украинские предприятия в настоящее время являются неконкурентоспособными и не в состоянии принимать эффективные управленческие решения для выживания компании в жесткой конкурентной среде. Поэтому одним из главных решений существующих проблем для большинства компаний будет разработка и успешное внедрение системы контроллинга.
3.1. Выявленные экономические проблемы и недостатки.
Исходя из вышеизложенного выявим экономические проблемы и недостатки, характерные для предприятия КП «Черниговводоканал»