Контроллинг в антикризисном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - систематизация, обобщение и закрепление собранного теоретического материала, его углубленное изучение, выделение отдельных проблем и подготовка на этой основе антикризисных мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности организации.
Объектом исследования в курсовой работе является ДП «Черниговводоканал».
Предметом исследования являются технико–экономические и финансовые показатели предприятия и применение антикризисной стратегии, которая представляет собой программный документ, содержащий название целей (конечных и промежуточных), ресурсы и способы их вовлечения (персонал, фонды, отношения собственности), технологию решения задачи по выводу ее из кризиса (структура организации, формулы поведения персонала, правила производственно-финансовой и маркетинговой деятельности).
Основной акцент сделан на вопросы преодоления кризисного состояния внутрифирменными средствами без утраты качественной определенности, поскольку проблема «самовыживаемости» в настоящее время стоит особенно остро перед многими украинскими предприятиями

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЛИНГУ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ………………………………………
5
1.1 Понятие «антикризисное управление»……………………………………
5
1.2 Концепция контроллинга в системе менеджмента………………………
7
1.3 Контроллинг, как концепция эффективного управления предприятием.
9
1.4 Контроллинг в антикризисном управлении………………………………
11
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КП «ЧЕРНИГОВВОДОКАНАЛ» НА ОСНОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ…………………………………………….
20
2.1. Организационная характеристика и направления деятельности КП «Черниговводоканал»…………………………………………………………
20
2.2 Анализ основных результатов хозяйственной деятельности предприятия …………………………………………………………………..
29
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия………
32
2.4 Оценка финансового состояния…………………………………………..
36
2.5 Расчет вероятности банкротства предприятия…………………………..
37
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………
40
3.1. Необходимость внедрения контроллинга на предприятии……………..
40
3. 2. Выявление экономических проблем и недостатков……………………
44
3.3 Пути решения выявленных проблем………………………………………
49
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
55

Файлы: 1 файл

Контролинг.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

Важно также обеспечить функциям контроллинга институциональную  поддержку, т.е. создание такой его  системы, которая при наличии соответствующих полномочий позволит менеджменту решать заранее определенные комплексы задач. Важным инструментом достижения высоких рыночных результатов, а также профилактики управленческих рисков является аудит, который выступает в качестве одной из основных составляющих концепции контроллинга. Сотрудники предприятия, которым поручена реализация контроллинга на практике, обычно очень тесно взаимодействуют с работниками, осуществляющими внутренний аудит на предприятии.

1.3. Контроллинг  как концепция эффективного управления предприятием

Анализ различных подходов к применению контроллинга ведущими мировыми и отечественными специалистами, позволяет выделить основные постулаты  концепции контроллинга, как концепции  эффективного управления предприятием.

Контроллинг - это функционально и организационно обособленное направление экономической деятельности предприятия, выражающееся в информационно-аналитической поддержке процесса управления и связанное с определением, согласованием, управлением и достижением целей предприятия. При этом основой формирования контроллинга является: отказ от устаревших правил и подходов, использование особых методов и техники анализа; пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами, а также радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; системное формирование информации, используемой в контроллинге; коммуникация между отдельными его участниками.

Система управления многих современных предприятий в сфере  производства товаров и услуг  характеризуется отсутствием централизованной координации управленческой деятельности, отсутствием общей информационной системы управления капиталом, отождествлением управленческого учета с бухгалтерским, вследствие чего принятие управленческих решении осуществляется на основании данных предыдущих периодов при отсутствии оперативной информации.

В результате этого финансовое планирование и анализ имеют низкий уровень эффективности, при котором  структура и качество капитала не получают должной оценки, при котором  используются старые принципы и формы руководства, основанные на анализе учетных, а не денежных показателей, при котором финансовая и иная информация блокируется в местах ее возникновения и не доходит до потенциальных потребителей, в результате чего управленческие решения принимаются в условиях неопределенности. В настоящее время задача выработки решения рассматривается в области управления и диагностирования деятельности экономических субъектов.

Однако традиционные методы разработки экономико-математических моделей в данной сфере деятельности имеют следующие недостатки: не учитывают неопределенность проявления дестабилизирующих факторов, носящих, как правило, нестатистический характер; базируются на частных моделях контроля деятельности хозяйствующих субъектов, что приводит к значительным затратам временных и программных ресурсов на разработку долгосрочного информационного обеспечения по традиционной технологии автоматизации; делают необходимым постоянное участие разработчиков программно-информационного обеспечения контроллинга для пополнения (уточнения) диагностических данных формализованной модели функционирования предприятия. В этих условиях нечетко-множественный подход к решению задач менеджмента может быть ответом на непреодолимые трудности, связанные с использованием вероятностей при учете исходной информационной неопределенности.

1.4. Контроллинг  и антикризисное управление

Контроллинг — это  создание такой системы управления, которая позволила бы «отслеживать»  движение предприятия к намеченной стратегической цели своего развития. Для этого необходимо, в первую очередь, установить качественные и количественные цели предприятия (первая задача стратегического контроллинга. Установление стратегических целей начинается с анализа информации о внешних и внутренних условиях его функционирования.

Учитывая, что на этапе  стратегического управления прогноз  экологических, социальных, политико-экономических  условий играет важнейшую роль, анализ внешней и внутренней сферы предприятия  должен включать следующие направления. Качественные и количественные формулировки цели показывают направление, в котором движется фирма. Качественная цель (руководящая) рассчитана на близкие и дальние перспективы. Она должна выполнять функцию фильтра, через который просеиваются решения, вписывающиеся и не вписывающиеся в общую стратегию. Цель, определенная количественно и выраженная конкретными показателями, — это то, что фирма должна достичь за определенный период времени.


 

Решение проблем конкретного  предприятия существенно зависит  от выбора путей антикризисного управления, между которыми находится конкретный путь финансового оздоровления предприятия, на основе которого будет строиться его восстановительная тактика:

1. После реструктуризации (отсрочки) накопленной задолженности  предприятие получает возможность нормально функционировать (имеется в виду, что задолженность возникла в связи с отдельными ошибочными действиями руководства предприятия или некоторыми негативными проявлениями внешней среды, вероятность появления которых вновь оценивается как незначительная).

2. Переход на принципиально  новую продукцию (перепрофилирование) происходит в крайней форме:  полная замена оборудования и  перестройка пассивной части  основных фондов, замена или переподготовка  кадров, полная смена рынков сбыта  и снабжения и проч. (имеется в виду полная замена всех элементов предпринимательства).

С целью систематизации полученных аналитических данных для  разработки программы выхода из кризисной  ситуации разработана, а затем дополнена  система классификации антикризисных  преобразований на уровне предприятия.

Цели. В зависимости  от ситуации на предприятии осуществляются мероприятия краткосрочного (обеспечение  выживания на короткий срок и восстановление платежеспособности) и долгосрочного (восстановление конкурентоспособности  на длительный срок) характера.

Уровень преобразований. Изменения могут рассматриваться  с точки зрения внутренних и внешних  факторов. Внутренние изменения основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных (внутренние резервы) и заемных источников финансирования; внешние — на реструктуризации предприятия, реорганизации видов деятельности и структуры предприятия путем: расширения (слияния, присоединения); сокращения (разделения, выделения); замещения активов (подобный подход описан в ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Функциональные сферы  преобразований. Антикризисное управление можно представить как совокупность преобразований в следующих структурах:

- производственной (составляющие  производственно-технической базы);

- организационной (экономико-правовые  формы и принятое на предприятии  распределение прав и обязанностей);

- кадровой (профессиональный  и квалификационный состав работников);

- финансовой (активы и  пассивы).

Наступательная и оборонительная стратегия осуществления антикризисных преобразований. Наиболее часто предприятия, находящиеся в кризисном состоянии, выбирают оборонительную стратегию. Она выражается в том, что предприятие, испытывающее в течение определенного времени трудности, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, соответственно сократив численность работников предприятия, распродав излишние производственные мощности, виды бизнеса, чтобы выправить свое финансовое положение. Наступательная стратегия заключается в том, что предприятие выходит на рынок с новыми видами продукции по более низким ценам, приобретает новые бизнес-единицы, предприятия.

Революционные и эволюционные преобразования. Изменения в стратегии, производственных процессах, структуре и культуре могут осуществляться в виде мелких шагов или же радикально в виде крупных скачков. В этой связи соответственно говорят об эволюционных или революционных моделях изменений.

Для революционного метода управления изменениями характерны радикальное переосмысление, реструктуризация предприятий и производственно-хозяйственных процессов. Эволюционные изменения осуществляются в рамках организационного развития, которое определяется как долгосрочный, тщательный, непрерывный, всеобъемлющий процесс изменения и развития предприятия.

На базе системы классификаций  антикризисных преобразований разрабатывается  программа антикризисного управления, в ней выделяются два блока  — оперативное и стратегическое антикризисное управление. Это обусловлено  тем, что для обеспечения комплексности антикризисного управления предприятием необходимо разработать программу преобразований, исходящую из двух основных целей:

- восстановление платежеспособности  предприятия; 

- восстановление конкурентоспособности  на продолжительное время.

Четвертый этап — внедрение (сопровождение программных мероприятий). На данном этапе возможны варианты, когда:

- консалтинговая компания  по договору с предприятием (оказание  консалтинговых услуг) проводит  комплексную диагностику предприятия,  разрабатывает стратегию развития и программу выхода из кризисной ситуации, реализует же эту программу само предприятие;

- управляющая компания  по договору с предприятием  «О передаче функций исполнительного  органа» проводит комплексную  диагностику предприятия, разрабатывает стратегию развития и программу выхода из кризисной ситуации, а также реализует эту программу.

Отслеживание и сопровождение  антикризисных мероприятий наиболее эффективно проводить с внедрением и использованием системы контроллинга на предприятии.

В настоящее время  наиболее полно функции прогнозирования  будущих кризисных ситуаций и  антикризисного управления может выполнять  система контроллинга, под которой  в данном случае понимается механизм «управления управлением». Контроллинг  представляет собой синтез постоянного мониторинга значимых изменений, контроля, экономического анализа и диагностики финансового состояния, планирования, организации информационных потоков для принятия управленческих решений. Контроллинг направлен на ускорение процесса обработки информации и принятия решений. Задачами контроллинга являются концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание системы управления, а также подготовка аналитической информации для принятия управленческих решений.

В целях прогнозирования будущих кризисных ситуаций и антикризисного управления целесообразно разработать и внедрить две системы: стратегический и оперативный контроллинг.

Стратегический контроллинг  обычно рассматривается как часть  стратегического управления, он направлен на прогнозирование возможных кризисных ситуаций и их предотвращение. Его целью является создание продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращению кризисных ситуаций. В задачи стратегического антикризисного контроллинга входят: разработка модели рыночного поведения фирмы, обеспечивающей приемлемое для нее соотношение «риск — доходность»; определение зон мониторинга внешней и внутренней среды предприятия, от которых может исходить опасность его финансовых затруднений; определение критериев наступления финансового неблагополучия предприятия (количественного уровня показателей, характеризующих финансовый кризис); разработка системы антикризисной профилактики, антикризисного сопровождения, инструментария реагирования на признаки финансового неблагополучия, включающего построение внутреннего (управленческого) учета, создание системы информационных потоков для руководителей всех уровней, формирование набора стандартных алгоритмов по финансовому оздоровлению; создание программ поведения в конкурентной среде, цель которых противодействие и срыв активных программ других участников рынка, направленных против данной фирмы или на завоевание сектора рынка, представляющего для нее интерес.

Рассмотренные задачи стратегического  антикризисного контроллинга относятся к так называемым программам активного контроля — технологиям, направленным на отслеживание развития кризисных процессов и реализацию мер по качественным изменениям возникших негативных ситуаций.

Оптимальное построение системы стратегического контроллинга должно обеспечивать наилучшее соотношение «затраты — результат» т. е-, с одной стороны, в целях экономии нет смысла отслеживать все изменения, а следует сосредоточиться лишь на зонах опасности; с другой стороны, очень важно не исключить из сферы наблюдения какие-либо потенциальные очаги опасности (зарождение кризиса).

Оперативный контроллинг  в антикризисном управлении предполагает подготовку решений по быстрому реагированию на негативные изменения внешней  и внутренней среды. Он позволяет выявить нарушения стандартов деятельности, сформулированных в процессе стратегического контроллинга, и подготовить информацию для принятия корректирующих решений путем адаптации стандартных алгоритмов к конкретной ситуации.

Информация о работе Контроллинг в антикризисном менеджменте