Конкурентоспособность и финансовая устойчивость предприятия, их связь и взаимное влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:46, доклад

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Поэтому для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Понятие конкурентоспособности предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар (услуга) и его основные характеристики, а так же организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность и финансовая устойчивость предприятия (3).doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  институт машиностроения

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине Антикризисное управление

На тему:

«Конкурентоспособность и финансовая устойчивость предприятия, их связь и взаимное влияние»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы 5802

Васильева А.О.

 

Проверил

Бражников И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Поэтому для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние (финансовую устойчивость), как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Понятие конкурентоспособности  предприятия очень многогранно  и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как  товар (услуга) и его основные характеристики, а так же организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции. Так же конкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами

Финансовая устойчивость предприятия — это способность  субъекта хозяйствования функционировать  и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.

Даже при хороших  финансовых результатах предприятие  может испытывать трудности, если оно  нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность.

 

 

1. Сущность конкурентоспособности

Конкурентоспособность - это совокупность качеств субъекта (объекта), обеспечивающих превосходство  над аналогичными субъектами (объектами).1

Конкурентоспособность компании зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

1) технико-экономические;

2) коммерческие;

3) нормативно-правовые.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и прочее.

Коммерческие факторы  определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

1) конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

2) предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

3) рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

4) имидж компании (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы  отражают требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

С точки зрения объекта  можно говорить о конкурентоспособности продукта, создавшей его производственной системы: (фирмы, предприятия), каналов товародвижения и прочее.

Конкурентоспособность продукта (по М. Портеру) определяется величиной достающейся потребителям даром части его ценности.2 Она характеризуется степенью его притягательности, обусловленной как привлекательностью свойств, высоким качеством, так способностью обеспечивать экономию (за счет выгодных  условий продажи, низких цен, эксплуатационных расходов, затрат на ремонт и утилизацию) в сравнении с лучшими образцами.

 

Для того чтобы добиться конкурентоспособности, нужно улучшать потребительские свойства, минимизировать издержки; использовать менее дорогие  компоненты без потери общего качества, привести последнее в соответствие с запросами потребителя, создать оптимальные условия сервиса.

Сегодня конкурентоспособность  может быть обеспечена только совместными  усилиями всех фирм-участниц технологической (ценностной) цепочки, формирующей конечный продукт. Конкурентоспособность познается  только в сравнении, путем сопоставления данного и эталонного объекта. На основе полученных данных определяется стратегия конкурентной борьбы, а ее достижение становится целью стратегии наряду с доходностью.

Конкурентоспособность фирмы как производственной системы - характеристика ее жизнестойкости, показывающая, что та может создавать продукт, превосходящий другие, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем у соперников, уровне, противостоять их действиям, а, следовательно, обеспечить себе лучшее положение относительно них. Она основывается на конкурентоспособности всех видов ресурсов и умении их оптимально комбинировать, а также от конкурентоспособности продукта.

Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность, для компании бывают внешними и внутренними. Внешние, в свою очередь, можно разделить на макроэкономические (имеют значение для фирм, участвующих в международной конкуренции), отраслевые и территориальные.3

К внешним макроэкономическим факторам можно отнести:

• благоприятную социально-политическую обстановку;

• передовую структуру и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков;

• поддержку отечественного предпринимательства со стороны государства;

• наличие в стране необходимых производственных и финансовых ресурсов;

• развитую инфраструктуру (транспорт, связь и пр.) и финансово-кредитную систему.

К отраслевым факторам (мезо-экономическим) конкурентоспособности можно отнести:

- потенциально высокую емкость рынка для продуктов отрасли и его высокую адаптивность к новинкам; легкость доступа на него, низкий уровень входных барьеров;

-      возможность  экономии на масштабах производства;

-      прочность  конкурентных позиций на существующих  рынках.

К территориальным факторам конкурентоспособности (мезо-экономическим) можно отнести:

  • благоприятные естественные условия деятельности;
  • удобное местоположение, близость к основным коммуникациям;
  • высокую обеспеченность трудовыми ресурсами;
  • благожелательное отношение местных властей и населения и прочее.

Основными внутренними  для компании (микроэкономическими) факторами конкурентоспособности фирмы являются:4

  • передовой технический и технологический уровень оказания услуг;
  • высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на

всех стадиях производственного  цикла;

  • применение современных методов организации и управления,

информационных технологий;

  • квалифицированный персонал;
  • активная инновационная деятельность;
  • наличие финансовых ресурсов;
  • четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама,

широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);

Утрата конкурентоспособности  возможна в результате:

  • замедления инноваций, темпов создания и улучшения продукции, совершенствования производственной системы;
  • резкого изменение величины и структуры спроса;
  • невозможности осуществить технически и технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, отсутствия необходимых инвестиций;
  • утраты доверия со стороны покупателей;
  • потери гибкости;
  • ухудшения факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);
  • ослабления внутренней конкуренции, ведущего к медленному разложению фирмы.

Мерами по усилению конкурентоспособности  являются:

  • постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
  • обеспечение его превосходства над заменителями;
  • нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
  • творческое использование полезного опыта конкурентов;
  • умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
  • интенсивное использование рекламы и прочее.

Также на уровень конкурентоспособности  предприятия важнейшее воздействие  оказывают научно-технический уровень  и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение  современных средств автоматизации производства.5

Искусство конкуренции сегодня  в большей мере, чем раньше, состоит  в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается  в острую конкурентную борьбу, а  тот, кто, выбрав верную позицию, умеет  избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.6

 

2. Финансовая устойчивость предприятия и основные проблемы ее обеспечения

В условиях рыночной экономики перед  предприятиями стоит задача самостоятельного планирования, контроля, оценки и анализа  своей деятельности. Одними из важнейших характеристик финансово-экономической деятельности предприятия является платежеспособность и финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет преимущества перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и подборе квалифицированных кадров. Кроме того, такое предприятие не вступает в конфликт с государством и обществом по перечислению налогов и неналоговых платежей, по выплате заработной платы, дивидендов, возврату кредитов и процентов по ним.7

Финансовая устойчивость – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов  и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

Она характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволит определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выбрать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.

Финансово устойчивым является предприятие, которое характеризуется8:

  1. высокой платежеспособностью (способностью отвечать по своим обязательствам);
  2. высокой кредитоспособностью (способностью платить по кредитам, выплачивать проценты по ним и погашать их точно в срок);
  3. высокой рентабельностью (прибыльностью, позволяющей фирме нормально и устойчиво развиваться, разрешая при этом проблему взаимоотношения акционеров и менеджеров за счет поддержания на достаточном уровне дивидендов и курса акций предприятия);
  4. высокой ликвидностью баланса (способностью покрывать свои пассивы активами соответствующей и превышающей срочности превращения их в деньги).

Информация о работе Конкурентоспособность и финансовая устойчивость предприятия, их связь и взаимное влияние