Классификация кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, комплексно исследовать классификацию кризисов и причины их возникновения. Для достижения поставленной цели мы будем рассматривать следующие задачи: а) Определение понятия кризиса и причин его возникновения;
б) Анализ видов и классификаций кризисов;
в) Изучение кризисов в государственном управлении;
г) Изучение кризисов на предприятии.

Файлы: 1 файл

на печ анти криз.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 В России  доминировала точка зрения, что  кризисы свойственны только капиталистическому  способу производства и не  могут возникать при социалистическом, для которого характерны только  «трудности роста». Другие ученые-экономисты  считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

Для любой социально-экономической  системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.

Развитие –  это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим  образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.

Экономический кризис - это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Это, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, комплексно исследовать классификацию кризисов и причины их возникновения.

Для достижения поставленной цели мы будем рассматривать следующие задачи:

  1. Определение понятия кризиса и причин его возникновения;
  2. Анализ видов и классификаций кризисов;
  3. Изучение кризисов в государственном управлении;
  4. Изучение кризисов на предприятии.

 Работа состоит  из трех глав, каждая и которых  разделена на параграфы, введения, заключения и списка использованных источников.

 

1. КРИЗИСЫ В  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

 

1.1 Понятие,  функции и причины кризисов

 

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

   Первой причиной кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь и поэтому не было условий для экономического кризиса. Возможность для них появилась и расширилась по мере развития товарного производства и обращения. После того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок – стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко увеличился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.

      Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность  кризиса существует всегда и его  необходимо предвидеть и прогнозировать.

Также причины  можно подразделять на следующие группы:

а) экономические – кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, монополизация рынка. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства;

б) социальные – рост безработицы; сокращение зарплат бюджетникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; увеличение дифференциации доходов населения; кадровый кризис; сокращение минимального уровня заработной платы; кризис политики социального и медицинского страхования; интеллектуальный кризис; рост социальных конфликтов и нравственная деградация общества. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.;

в) политические – политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;

г) демографические – численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения;

д) усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

Кризисы могут  оказывать различное влияние  на развитие социально-экономических  систем. Возможно разрушение или обновление организации, ее оздоровление или возникновение  нового, более разрушительного кризиса.

Кризис переживает несколько стадий в своей динамике:

а) латентный, скрытый период, когда его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу;

б) период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения всех показателей динамики. В этот период набирают силу, открыто проявляются и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

 в)  период смягчения кризиса, создания предпосылок для его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие между потерявшей свою былую силу системой и утвердившейся, показавшую свою силу новой.

   Кризисы, обусловленные цикличной динамикой социально-экономического развития, поддаются прогнозированию. Менеджмент с помощью разнообразных управленческих воздействий может смягчать кризисные проявления, уменьшать и минимизировать потери. Всякий кризис, если он не явно летального характера, включает и антикризис, т. е. момент выздоровления

   Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике движения систем три важнейшие функции:

  • резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
  • расчистка дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;
  • испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать  не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса  определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее  же зависит от профессионализма, системы  мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

 

1.2 Классификация  кризисов

 

а) По масштабам  проявления:

  1. общие;
  2. локальные.

Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее.

б) По проблематике кризиса:

 1) макро кризисы;

2) микро кризисы;

 Макрокризису  присущи довольно большие объемы  и масштабы проблематики. Микрокризис  захватывает только отдельную  проблему или группу проблем.  Особенностью кризиса является  то, что он, будучи даже локальным  или микрокризисом, как цепная  реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности.

в ) По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития:

    1. экономические;
    2. социальные;
    3. организационные;
    4. психологические;
    5. технологические.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных; преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических  кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов. Социальные кризисы возникают при обострении и противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например пo поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.

В свою очередь  экономические кризисы можно  тоже разделить на несколько типов:

  • регулярные (циклические);
  • периодические, которые повторяются с определенной закономерностью;
  • не регулярные.

Регулярные  кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующих кризисов. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

К нерегулярным кризисам относятся:

  • промежуточные;
  • частичные;
  • отраслевые;
  • структурные.

   Промежуточные кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-то сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой  кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Такие кризисы бывают национальными и международными.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой.

Особое положение  в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Информация о работе Классификация кризисов