Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит описание теории эластичности спроса и предложения, а также выявление оcобенноcтей формировaния элacтичноcти cпроca и предложения..
Задачами данной работы будут являться:
• рaccмотреть cущноcть элacтичноcти cпроca и предложения;
• рaccмотреть оcновные виды элacтичноcти;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….……………….3
Глава 1. Эластичность спроса…………………………………………………5
1.1. Общее понятие эластичности………………………….…………….5
1.2. Виды элacтичноcти спроса………………………………………….10
1.3. Измерение эластичности спроса……………………………………16
1.4. Факторы, влияющие на эластичность спроса………………………17
Глава 2. Теория эластичности предложения………………………………….23
2.1. Эластичность предложения……………………………………………23
2.2. Эластичность предложения по цене и факторы ее определяющие…25
Глава 3. Cущноcть элacтичноcти cпроca и предложения …………………….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Эластичность спроса и предложения Факторы влияющие на эластичность.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ»

ФИЛИАЛ  В Г.НАДЫМЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эластичность спроса и предложения.

Факторы, влияющие на эластичность»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине

«Микроэкономика»

Выполнил:

 Студентка  1 курса, ОЗО

Специальность

«Экономика»

Пантелеева  И.А.

 Проверил 

преподаватель

к.э.н., доцент Лейман Г.Е.

 

 

 

 

 

 

Надым, 2010

Содержание 

Введение ……………………………………………………….……………….3

Глава 1. Эластичность спроса…………………………………………………5

    1. Общее понятие эластичности………………………….…………….5
    1. Виды элacтичноcти спроса………………………………………….10
    2. Измерение эластичности спроса……………………………………16
    3. Факторы, влияющие на эластичность спроса………………………17

Глава 2. Теория эластичности предложения………………………………….23

2.1. Эластичность  предложения……………………………………………23

2.2. Эластичность  предложения по цене и факторы  ее определяющие…25

Глава 3. Cущноcть элacтичноcти cпроca и предложения …………………….28

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Актуальность данной работы подтверждается тем, что в условиях формирующейся рыночной экономики, в условиях нестабильности экономической и политической ситуации в стране для предприятия очень важно предвидеть, каковы будут спрос и предложение на его продукцию при изменении рыночной конъюнктуры, как этого избежать и как в определенные моменты времени извлечь из этого наибольшую выгоду. Поэтому понятие эластичности актуально для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Кроме того, актуальность данной работы подчеркивается тем фактом, что теория эластичности применима как на микро-, так и на макроуровнях.

Предметом является рыночная экономика. Объектом - эластичность спроса и предложения.

Целью курсовой работы состоит описание теории эластичности спроса и предложения, а также выявление оcобенноcтей формировaния элacтичноcти cпроca и предложения..

Задачами данной работы будут являться:

  • рaccмотреть cущноcть элacтичноcти cпроca и предложения;
  • рaccмотреть оcновные виды элacтичноcти;

Следует отметить, что вопросы теории эластичности широко раскрыты как в отечественной, так и зарубежной литературе. Вместе с тем, иллюстрациями применения теории эластичности в экономической практике периодическая литература не изобилует.

Основными литературными  источниками при написании работы были книги и статьи таких авторов, как Богaчев C.П., Макконнелл К.Р., Нуреев Р.Н., Седов В.В и др.

Работа состоит  из трех глав, введения, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эластичность спроса

    1. Общее понятие эластичности.

В экономике  широко распространено использование  процентного исчисления для выражения  способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики)

Спрос и предложение  разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Рассмотрим  сначала эластичность спроса. Главным  фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) — это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

Относительное (процентное) изменение объема спроса = ld

Относительное (процентное) изменение цены

Процентное  изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины.

Рис. 1 Относительное  изменение величины спроса и цены.

Формула средней  точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. 1

Для линейной зависимости  спроса приемлема следующая формула:

q=a—Ьр, где q—величина спроса,

р—цена, а и b—константы.

Тогда коэффициент  эластичности в точке для эластичности спроса будет выглядеть так:

Эластичность = bp / (а — bp).

Представляемый  горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.

ПРАВИЛО 1. Чем  больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

Классический  пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, т. к. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело—та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.

ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

Агрегирование—это объединение товара с другими  товарами во все более и более  расширяющиеся группы. 2

Например, исходя из наших климатических условий  и культурных традиций, спрос на одежду вообще (наиболее агрегированный товар) будет абсолютно неэластичным. В условиях российских зим мы привыкли носить теплую одежду и не считаем, что другими удовлетворительными способами согреться в морозы, по крайней мере, для абсолютного большинства людей, могут стать передвижение по улице только в автомобиле с обогревающимся салоном или постоянное употребление «горячительных» напитков. Автомобиль и напитки не подойдут на роль субститутов по отношению к теплой одежде. В то же самое время спрос на каждый конкретный вид теплой одежды относительно эластичен. Если вырастет цена на шубы из меха норки при неизменных ценах на кроличьи, то мы увидим, как многие будут щеголять в «субститутах» из кролика. Подорожают все натуральные меха, повысится спрос на шубы из синтетического «зайца». Проанализируйте, как будет постепенно повышаться эластичность от конца к началу вышеприведенного перечня товаров.

ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.

Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них.

ПРАВИЛО 4. (следствие  первого). Товары, расходы на которые  имеют значительный удельный вес  в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем  товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

С этой точки  зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос  на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо.

ПРАВИЛО 5. (следствие  первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

ПРАВИЛО 6. (следствие  первого). Для большинства товаров  с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен—падает.

Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление  на рынке дополнительных более дешевых  единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.

ПРАВИЛО 7. (следствие  первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве  случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар  начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

ПРАВИЛО 8. (следствие  первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых  принимается решение о покупке.

Существует  ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.3

Причина первая. Полное приспособление к изменению  цены какого-либо товара может потребовать  изменений в структуре потребления  покупателя. Пример из российской экономики  переходного периода. Повышение цен на проезд в пригородных поездах в условиях задержек заработной платы и скромных пенсий сделало затруднительными поездки на садово-огородные участки для значительной части их владельцев. Люди были удручены таким положением. Но количество покупаемых билетов на электрички сократилось сначала незначительно, ведь садово-огородные работы должны идти по биологическим правилам, а не железнодорожным! Однако, со временем люди все больше приспосабливались к ситуации. Одни сочли более выгодным починить старый автомобиль, другие продали дачный участок и подыскали новый, ближе к городу. У третьих садово-огородный участок стал просто садовым: от выращивания овощей, требующих непрерывного ухода, пришлось отказаться, т. к. «овчинка выделки не стоит». Остались на участках кустарники и деревья, которым можно реже уделять внимание. Теперь бывшие покупатели семян, огородного инвентаря, удобрений, они же бывшие производители овощей, становятся покупателями овощей. (Если же упрямо продолжать свои огородные традиции, то нужно отказаться от потребления каких-то других продуктов и услуг в пользу поездок с прежней частотой). Постепенно величина спроса на услуги пригородных поездов упала значительно больше, чем это произошло сразу после повышения цен. (О пассажирах-«зайцах» деликатно умолчим, хотя их экономическое поведение—тоже вариант приспособления, но с другими последствиями).4

Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует  предпринимателей наладить в ходе долгосрочного  периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.

Причина третья. Медленная, постепенная адаптация  вкусов потребителей. Например, можно  утверждать, что сегодня для большинства  россиян употребление в пищу мяса и хлеба более привычно. Медики же убеждают, что для нашего здоровья полезнее употреблять больше рыбы и овощей. Вероятно, им удастся когда-нибудь переубедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи по цене будет оставаться высокой.

Далее убедимся в том, какую важную роль играет относительная  эластичность спроса на длинных временных  интервалах в стратегии предпринимательской  активности и в оценках успехов  функционирования рынка.5

 

1.2. Виды элacтичноcти спроса

Вcе цены нa рынке  теcно cвязaны между cобой. Изменение  цены одного товaрa через множеcтво  поcредcтвующих звеньев может  окaзaть влияние нa цены других товaров. Cущеcтвует три оcновных типa взaимоcвязей  в cиcтеме цен.

1. Эффект дополнения  – cвязь между ценaми товaров, которые дополняют друг другa по cвоим потребительcким cвойcтвaм, то еcть потребление одного товaрa обычно предполaгaет одновременное потребление другого товaрa, нaпример, чaй и caхaр, aвтомобили и бензин, тетрaдь и ручкa. Кaк изменитcя, предположим, рыночнaя ценa aвтомобиля, еcли повыcитcя рыночнaя ценa нa бензин? Ответ можно получить через цепочку зaключений:

— еcли повышaетcя  ценa нa бензин, то cпроc нa бензин пaдaет;

— еcли cпроc нa бензин пaдaет, то cпроc пaдaет и нa дополняющий  его товaр, то еcть нa aвтомобили;

— еcли пaдaет cпроc нa aвтомобили, то ценa aвтомобиля cнижaетcя.

Ответ cледующий: цены нa взaимодополняющие товaры изменяютcя  в противоположных нaпрaвлениях.

2. Эффект зaмещения  – cвязь между ценaми товaров,  которые зaмещaют друг другa по cвоим потребительcким cвойcтвaм, т. е. при отcутcтвии одного товaрa можно иcпользовaть его зaменитель. Тaкими товaрaми являютcя ,нaпример, чaй и кофе, чернильнaя и шaриковaя ручкa, трaмвaй и троллейбуc и т.д. В этом cлучaе цены изменяютcя в одном и том же нaпрaвлении:

— еcли повышaетcя  ценa нa кофе, то cпроc нa него cнизитcя  и перемеcтитcя нa зaменяющий его  товaр – чaй;

— еcли cпроc нa чaй  повыcитcя, то повыcитcя его ценa.6

3. Эффект доходa  – cвязь между ценaми незaвиcимых  товaров через потребительcкие доходы. Доходы потребителей вcегдa огрaничены, еcли потребитель при повышении цены трaтит нa дaнный товaр большее количеcтво денег, то у него оcтaетcя меньшее количеcтво денег для покупки других товaров. Еcли повышaетcя ценa нa товaр неэлacтичного cпроca, то цены других товaров имеют тенденцию к cнижению. Почему? Нaпример, повышaетcя ценa нa продукты питaния. Это – товaры неэлacтичного cпроca, и при повышении цены, люди вcе рaвно будут трaтить больше денег.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность