Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:31, лекция

Описание работы

Понятие эластичности. Эластичность спроса.
Эластичность предложения.
Из закона спроса следует, что изменение цены единицы реализуемого товара ведет к обратному изменению величины спроса на данный товар. Способность спроса адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям показывает степень его эластичности. Изучение реакции потребителей (покупателей) и производителей (продавцов) на изменение рыночных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

Файлы: 1 файл

Lektsia_Elasichnost.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

 

Эластичность спроса и предложения

  1. Понятие эластичности. Эластичность спроса.
  2. Эластичность предложения.
  3. Из закона спроса следует, что изменение цены единицы реализуемого товара ведет к обратному изменению величины спроса на данный товар. Способность спроса адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям показывает степень его эластичности. Изучение реакции потребителей (покупателей) и производителей (продавцов) на изменение рыночных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

Выделяют три  виды эластичности спроса:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • перекрестная эластичность спроса

Эластичность  спроса по цене показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товаров, на которое предъявлен спрос. Степень ценовой эластичности спроса измеряется коэффициентом ценовой эластичности Еq, который рассчитывается по формуле:

Eq  /    = * 

В практике чаще всего выделяют три вида эластичности:

1.Эластичный, возникающий в случае, если величина спроса изменяется в большей степени, чем изменение цены, его вызвавшее. Из рис. 2.1, а видно, что уменьшение цены с 5 до 3 дол. за единицу товара вызвало увеличение спроса с 3 до 6 ед. Процентное изменение величины спроса ((6 - 3): 3 100 % — 100 %) больше процентного изменения цены ((5 - 3): 5 • 100 % = 40 %). В этом случае Ed > 1. Снижение цены единицы товара с лихвой покрывается увеличением объема продаж, вследствие чего доход от продажи товара растет.

2. Неэластичный спрос, появляющийся, когда величина спроса изменяется в меньшей степени, чем изменение цены, его вызвавшее. Предположим, что снижение цены единицы товара с 5 до 3 дол вызовет увеличение величины спроса с 3 до 4 ед., т.е. процентное изменение цены (40 %) больше процентного изменения величины спроса (33 %). В данном случае Ed < 1.

  1. Спрос с единичной эластичностью предполагает, что изменение цены не вызывает изменения величины дохода, следовательно, Еd= 1.

Как исключение возможны еще  два варианта эластичности спроса по цене.

Из рис.1 а следует, что если цена единицы продукции превысит 5 ден. ед. , то ни одна единица товара не будет реализована. При цене же 5 ден. ед. и ниже величина спроса увеличивается до предела покупательских возможностей. Здесь имеет место совершенно эластичный спрос. Такая ситуация возможна на рынке свободной конкуренции или в условиях инфляции, когда, стремясь уберечь свои деньги от обесценения, покупатели будут предъявлять повышенный спрос на определенные товары. На рис. 1 а линия совершенно эластичного спроса будет параллельной оси абсцисс, т.е. линии предлагаемой для реализации продукции.

Возможна и обратная ситуация, когда никакое изменение цены не повлияет на изменение величины спроса. В определенной мере это  можно отнести к товарам, пользующимся постоянно высоким спросом (медицинские препараты, товары первой необходимости). Кривая спроса в такой ситуации займет вертикальное положение В этом случае говорят о совершенно неэластичном спросе.

 

 

Рис1.Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос

К основным факторам, влияющим на эластичность спроса по цене, следует отнести следующие:

  1. Наличие товаров-субститутов. Чем больше у данного товара имеется товаров-заменителей, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяемые товары позволяет отдавать предпочтение более дешевым заменяющим товарам.
  2. Уровень доходов потребителей. Эластичность спроса на один и тот же товар у покупателей с разными уровнями доходов различна.
  3. Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем она выше, тем эластичнее спрос на данный товар.
  4. Временной фактор. Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется, во-первых, тем, что повышение цены на товар А (и соответствующее понижение величины спроса на него) побуждает производителей развивать производство товаров субститутов,  требующее определенного времени;   во-вторых,

тем, что вкусы и предпочтения потребителей в целом довольно консервативны. Требуется определенный промежуток времени, чтобы они адаптировались к изменившимся условиям.

  1. Значимость продукции для потребителя. При прочих равных условиях, чем меньше значим товар для потребителя, тем выше эластичность спроса на него. Следует, однако, учитывать, что значимость одного и того же блага для различных групп населения (социальных, возрастных, территориальных и т.д.) различна.
  2. Степень насыщения потребностей. Чем она выше, тем менее эластичен спрос. Здесь действует закон убывающей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. В жизненном цикле товара эластичность спроса на него гораздо выше на этапе выведения товара на рынок, поэтому даже небольшое снижение цены может вызвать значительный рост объема продаж.
  3. Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на этот товар. В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене.

Состояние спроса реагирует  на изменение не только цены, но и  доходов потребителей. Поэтому выделяют эластичность спроса по доходу, которая представляет собой процентное изменение объема спроса, вызванное тем или иным процентным изменением дохода потребителя.

Ei= /

 

Численное значение коэффициента эластичности спроса но доходу используется для классификации товаров по качеству. Исходя из этих значений товары делятся на:

а) «некачественные» (неполноценные) —   Еi < 0: при росте дохода спрос на товар снижается;

б) полноценные (нормальные) — Еi > 0: при росте дохода спрос растет, но его темпы зависят от вида товара, если:

• 0 < Еi < 1 - это товары первой необходимости;

• Еi = 1 - товары второй необходимости;

• Еi > 1 — товары роскоши.

Перекрестная  эластичность спроса показывает, насколько процентов изменится объем спроса на товар X, если цена на товар Y изменится на 1%.

 

Edxy= *

 

Характер изменения спроса на товар X от изменения цены  на товар Y зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары, если:

Edxy> 0, то это товары-субституты;

Edxy  < 0, то это комплиментарные товары;

Edxy = 0, то это нейтральные друг к другу товары (для нейтральных товаров перекрестную эластичность не имеет смысла рассчитывать, например, как изменится объем спроса на джинсы при изменении цены на цемент - зависимости нет).

  1. Основным фактором, влияющим на величину предложения, является цена. Взаимосвязь изменения цены товара и величины его предложения выражается в эластичности предложения по цене. Эластичность предложения по цене (для краткости называемая эластичностью предложения) — это показатель степени реагирования величины предложения на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения по цене Es рассчитывается как отношение процентного изменения величины предлагаемой продукции к процентному изменению ее цены:

 

Es= /

 

Формула показывает, что  методика расчета эластичности спроса по цене и эластичности предложения по цене одна и та же. Однако если реакция величины спроса на изменение цены практически не зависит от продолжительности времени, за которое рассматривается динамика объема спроса, то эластичность предложения по цене существенно зависит от временного фактора.

Чтобы быть предложенными  на рынке, товары должны быть произведены. Однако временная продолжительность производственного процесса может быть различной. Спланировав заранее объем и условия производства товаров, производитель не в состоянии их оперативно изменять, если, например, рыночная цена на такие товары изменилась. Выделяют три временных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры: мгновенный, кратко- и долгосрочный.

Мгновенный период характеризуется тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение должно здесь "подстраиваться" под спрос. В этом случае кривая предложения S, расположена вертикально и показывает, что предложение в данном временном интервале совершенно неэластично (Es = 0).

В краткосрочном периоде производитель в состоянии (ему позволяет время) в определенной мере отреагировать на изменение рыночной цены, несколько увеличив или уменьшив объем предложения. Однако это ему удается сделать лишь путем изменения переменных факторов производства (интенсификация труда, количество материалов, товарных запасов и др.). Что же касается производственных мощностей, то в кратковременном периоде изменить их количество невозможно.

Кривая предложения в  краткосрочном периоде будет  постепенно отклоняться. Эластичность предложения постепенно становиться  положительной (Es >0).

В долгосрочном периоде производитель в состоянии количественно и качественно изменить свои производственные мощности, произвести структурную перестройку производства. Кривая еще более сместиться и эластичность увеличится.

Среди основных факторов, влияющих на эластичность предложения, можно  выделить следующие:

  1. Временной фактор. Ранее уже отмечалось, что наличие долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения.
  2. Динамика цен на другие товары. Речь идет, прежде всего, о товарах-субститутах и товарах-комплементах. Если в силу каких-то причин возрастает рыночная цена, скажем, на кофе, то это при прочих равных условиях приведет к сокращению объема предложения чая. Ведь в соответствии с законом предложения рост цены на один из товаров вызовет рост его производства и предложения, в том числе за счет того, что часть производителей перепрофилирует свое производство с других товаров на товар, пользующийся повышенным спросом.
  3. Достигнутый уровень использования производственных факторов. Если в данном производственном процессе возможности расширения применяемых природных, материальных и людских ресурсов близки к исчерпанию, то при неизменных технологиях способность предложения реагировать на изменение внешней среды довольно ограничена.
  4. Если, в силу определенных причин (например, наличия монополизации производства) окажется затруднительной межотраслевая миграция производственных факторов, то это, как привило, будет способствовать сужению параметров манипуляции объемом предложения.

5.Технологическая специфика отрасли. В тех сферах хозяйственной деятельности, где высок удельный вес основного капитала в структуре всего капитала, время оборота последнего отличается значительной продолжительностью. В этих условиях довольно затруднительно оперативно изменять величину товарного предложения в зависимости от изменяющейся конъюнктуры рынка.

 


Информация о работе Эластичность спроса и предложения