Ценовая эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Закон об обратной зависимости между изменением цены и спроса на товар является фундаментальным, но слишком общим. Тщательное изучение реакции потребителей на изменение условий продажи товара требует боле точных показателей, поскольку на одном рынке незначительное повышение цены может повлечь за собой резкое изменение спроса, а на другом рынке даже более крупное изменение вызовет лишь слабую реакцию со стороны его участников.

Содержание работы

Содержание
5. Ценовая эластичность спроса и предложения
22. Оптово-отпускные цены и порядок их формирования
37. Задача
52\4. Задача
58. Задача
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 149.47 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Ценообразование»

 

 

Студентки 3 курса

Э-010-044-БД

Прейс А.С.

Руководитель ___________________

________________________________

(должность,  ученое звание, ученая  степень)

________________________________

(фамилия,  имя, отчество)

Оценка после защиты

________________________________

Состав комиссии:

________________________________

(подпись) (ФИО)

Дата защиты ____________________

 

Бердск

2013

 

Содержание

5. Ценовая эластичность  спроса и предложения

22. Оптово-отпускные цены  и порядок их формирования

37. Задача

52\4. Задача

58. Задача

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Ценовая эластичность  спроса и предложения

Закон об обратной зависимости  между изменением цены и спроса на товар является фундаментальным, но слишком общим. Тщательное изучение реакции потребителей на изменение условий продажи товара требует боле точных показателей, поскольку на одном рынке незначительное повышение цены может повлечь за собой резкое изменение спроса, а на другом рынке даже более крупное изменение вызовет лишь слабую реакцию со стороны его участников.

Мерой возможного изменения  спроса при изменении цены на товар  является показатель ценовой эластичности (чувствительности) спроса, или эластичности спроса по цене. Существуют и другие факторы, помимо цены товара A(Pa), к изменению которых спрос (Qa) весьма чувствителен: доход (I) и вкусы потребителей (T), цены товаров-заменителей (Ps), цены сопутствующих товаров (Pc). Все это мы можем записать в виде:

Qa = f(Pa,I,T,Ps,Pc).

Ценовая эластичность спроса

Эластичность  спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент. 

 

где Ер- эластичность спроса по цене;

ΔQd - относительное изменение спроса (в процентах);

ΔP - относительное изменение  цены (в процентах).

 

где  Q, Q- величина спроса до и после изменения цены;

P, P- цена до и после изменения.

С увеличением цены объем  спроса, как правило, снижается. Чтобы  избежать отрицательных чисел, значение Ерберут по модулю или вводят знак минус.

Спрос называют эластичным, когда Е > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда Е < 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает  медленнее, чем изменяются цены. Если Е = 1, то спрос единичной эластичности.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Е = 0, случай абсолютной неэластичности. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞, случай абсолютной эластичности (рис.3.5).

Рис.3.5. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос

Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.

Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению  совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.

Факторы, влияющие на эластичность:

1.      Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2.      Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3.      Размер дохода.

4.      Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).

5.      Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6.      Ожидания потребителя: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.

 

 

Ценовая эластичность предложения

Под эластичностью предложения  понимают меру того, насколько сильно объем предложения реагирует  на изменение воздействующих на него параметров рынка. Выше говорилось, от чего зависит объем предложения. Как и в случае спроса, наиболее сильное воздействие оказывает цена продукта. Ценовой эластичностью предложения называют степень реакции объема предложения на изменение цены при прочих равных условиях. Ее определяют по следующей формуле: 

 

 

 

Предложение называют неэластичным, если е < 1, т. е., когда изменение  цены, исчисляемое в процентах, вызывает меньшее по величине изменение объема предложения, также исчисляемое  в процентах. И, наоборот, предложение  считают эластичным, если е > 1. Во втором случае процентное изменение предложения  превышает процентное изменение  цены.

В случае если объем поставок имеет одно и то же значение 0q1 при  любой цене (рис. 3.36, а), предложение  считается совершенно неэластичным (е = 0). Оно будет существовать даже, если цена нулевая. Суммарное предложение  земли на Земном шаре может рассматриваться  как совершенно неэластичное 
В экономике существует также понятие совершенно эластичного предложения (е = оо). Оно относится к тому случаю, когда объем предложения может быть любым при некоторой фиксированной цене, скажем, 0рд и равен нулю при всех других ценах. На рис. 3.36, б показана линия предложения при совершенной эластичности 
Хотя оба рассмотренные выше случая теоретически возможны, вероятность встречи с ними на практике крайне мала. 
Если процентное изменение предложения равно процентному изменению цены (es — 1), эластичность называют унитарной.

 

На рис. 3.37 приведена линия  предложения, соответствующая унитарной  эластичности. Легко убедиться, что  любая прямая линия, выходящая из начала координат этой плоскости, соответствует  унитарной эластичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  значимость эластичности спроса и предложения

Эластичность спроса –  важный фактор, влияющий на ценовую  политику фирмы. Если эластично предложение, то в связи с ростом цены на товар  и сокращением объема производства налоговое бремя ложится в  основном на потребителя, сумма налога снижается по сравнению с суммой налога при неэластичном предложении, потери общества возрастают.

Таким образом, теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Увеличение издержек производства вынуждает предприятие  повышать цены на продукцию. Чтобы знать, каким образом сбыт отреагирует  на эти изменения, и правильно  выбрать ценовую стратегию предприятия, надо определить эластичность спроса и предложения на данный товар. Следует  иметь в виду следующее: эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Расчет ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы довольно сложен, так как необходимо принимать  во внимание и реакцию конкурентов  на повышение или понижение фирмой цены, использовать математические модели или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения  цен могут стать более значительными, чем ожидалось.

Предположим: какая-то фирма  построила многоквартирный дом  и решает вопрос, по какой цене следует  предлагать квартиры съемщикам. Расходы  на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько  квартир будет сдано (за исключением  расходов на текущий ремонт, что  составляет небольшую долю от общих  расходов). Когда фирма знает спрос  на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой  цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные  виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться по-разному  между производителями и потребителями  продукции.

Вводя косвенные налоги, государство преследует цель увеличить  объем налоговых поступлений  в бюджет для перераспределения  ресурсов в экономике, перераспределения  доходов населения и поддержки  малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Оптово-отпускные  цены и порядок их формирования

Цена – элемент, присущий экономике любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному. Так как цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, то она тесным образом связана с типом хозяйствования – методология ценообразования, свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.

Цены выявляют диспропорции между предложением (производством) и спросом (потреблением) и мгновенно  реагируют – включается механизм рыночного ценообразования, поэтому  цена является равновесной величиной, балансирующей спрос и предложение.

Цена несет  в себе свойство конкурентности, выступая инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива капиталов. Вообще в основе рыночного хозяйства лежат конкуренция, состязательность и соперничество, так как существует множество собственников, между которыми идет постоянная борьба за выживаемость.

Цена – важнейший  экономический параметр любого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и соответственно возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.

 

Классификация цен, действующих на внутреннем рынке  Российской Федерации

Отпускные– это цены, по которым предприятия-изготовители реализуют товары народного потребления снабженческо-сбытовым (оптовым) предприятиям, предприятиям розничной торговли или другим предприятиям.

Оптовые– это цены, по которым предприятия-изготовители реализуют продукцию производственно-технического назначения.

Таким образом, различие между  отпускными и оптовыми ценами заключается  только в характере и целевом  назначении производимой и реализуемой  продукции. В практической деятельности оптовые цены часто называют отпускными.

Отпускные (оптовые) цены состоят  из следующих элементов: себестоимость (С), прибыль предприятия-изготовителя (П), налог на добавленную стоимость (НДС), а по некоторым товарам и акцизный налог (А).

(2.1)

Цена без косвенных  налогов, включающая в себя себестоимость  и прибыль, называется отпускной (оптовой) ценой предприятия, на основе этой цены предприятие осуществляет анализ и  планирование экономических показателей.

Разновидностью отпускных (оптовых) цен является трансфертная цена, применяемая при реализации изделий внутри организации (ассоциации, предприятия) между его подразделениями. Как правило, информация о трансфертных ценах является коммерческой тайной, так как с ее помощью предприятия  реализуют внутренние задачи. Трансфертные цены широко используются в деятельности транснациональных компаний и корпораций, имеющих филиалы в нескольких странах. Так как международные  корпорации действуют в странах, имеющих разное законодательство, то они стремятся использовать преимущества рынков этих стран для получения  максимальной прибыли и инструментом реализации этой цели являются трансфертные цены.

Использование трансфертных цен позволяет:

- минимизировать уплачиваемые налоги путем завышения цен на продукцию (товары), произведенные в стране с высоким уровнем налогообложения, и занижения цен в странах с низким уровнем налогообложения;

- уменьшать сумму подлежащих к уплате таможенных платежей и сборов;

- перераспределять прибыль в рамках материнской и дочерней компании путем завышения цен на экспортируемую материнской компанией продукцию (товары), в результате чего снижается прибыль дочерней компании и пополняется бюджет головного предприятия;

- завоевывать позиции на новых рынках или на рынках других стран путем проведения в них политики цен «внедрения».

Таким образом, трансфертные цены позволяют корпорациям маневрировать  имеющимися ресурсами, поэтому политика трансфертных цен строится во взаимосвязи  и взаимозависимости с общими целями функционирования организации  в целом.

Закупочные– это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. Эти цены являются свободными, устанавливаются по соглашению сторон, на основе них в предприятиях сельского хозяйства рассчитывают средние цены фактической реализации (2.2):

Государственное регулирование  цен распространяется только на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных  нужд, – она также реализуется сельскохозяйственными производителями по свободным ценам, но их уровень не может быть ниже ежегодно устанавливаемых государством гарантированных закупочных цен, дифференцированных по регионам России.

Информация о работе Ценовая эластичность спроса и предложения