Инновационный менеджмент в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Тема данной контрольной работы «Инновационный менеджмент в антикризисном управлении» является особенно актуальной в современных условиях, когда в реструктуризации нуждаются практически все предприятия различных организационно-правовых форм. Начиная с середины ХХ века в качестве факторов, обеспечивающих экономический рост и эффективность деятельности многих предприятий, особое место занимают наука и технологии.

Содержание работы

Содержание
I. Теоретическая часть
Введение
1. Инновационный менеджмент в антикризисном управлении
1.1. Инновационные стратегии в антикризисном управлении
1.2. Осуществление инновационной деятельности в кризисных условиях для промышленных фирм
1.3. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении
1.4. Инновационные процессы при реструктаризации
2. Источники финансирования инновационного процесса
2.1. Внешние и внутренние источники организации
2.2. Привлеченные средства финансирования предприятия
2.3. Формирование амортизационного фонда
Заключение
Список литературы
II. Расчетная часть

Файлы: 1 файл

1.docx

— 180.03 Кб (Скачать файл)

1) повысить организационное  качество аппарата в осуществлении  изменений;

2) улучшить восприимчивость  фирмы к запланированным новациям;

3) обеспечить прогрессирующее  функционирование фирмы в новом  организационно-структурном качестве.

Принципиальное значение для промышленной фирмы, вынужденной  проводить изменения, имеет общий  уровень ее культуры, от которого в  значительной степени зависит ее способность к реализации антикризисных  программ. Причем благоприятные условия  для целевой реализации культуры промышленной фирмы призвана обеспечивать адаптированная к выше названным  программам ее организационная структура. 

 

 

 

 

1.3. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении

    На процесс формирования инновационной системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания и конкретно кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисные ситуации, чем больше инновационный потенциал предприятия.

Существуют управленческие и технические факторы, которые  определяют инновационный потенциал  предприятия:

1) состояние системы управления;

2) уровень развития производства;

3) тип организационной  структуры;

4) тенденции действующей  политики;

5) понимание потребности  в изменениях и готовность  к ним персонала.

На следующие группы можно  подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного потенциала:

1) факторы инновационного  процесса как непосредственно  самостоятельного объекта управления;

2) факторы внешней среды;

3) факторы внутренней  среды.

  Эта группа представляет собой набор собственных внутренних возможностей как сложной системы, которая определяет ее развитие.

  Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений – такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь.

Состав складывается из возможностей данного предприятия. Эти возможности  проявляются в широком спектре  аспектов:

1) финансово-хозяйственное  положение;

2) положение организационной  структуры управления;

3) организационно-технический  уровень коммуникационной системы;

4) величина материальных  и инновационных ресурсов.

5) профессионализм и решительность  управленческих кадров.

Сильное влияние на развитие инновационного потенциала оказывают  факторы представленные ниже в таблице 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Таблица 1.1- Факторы развития инновационного потенциала

Факторы, способствующие разработке нововведений

Факторы, не способствующие разработке нововведений

Сохранение и расширение производственной базы

Высокие затраты, связанные  с разработкой и внедрением нововведений

Сокращение затрат

Длительные сроки между  разработкой новвоведений и выходом изделий на рынок

Реализация нужд и предложений  потребителя

Неуверенность в успехе

Имидж предприятия

Непатентоспособность инноваций

Повышение научно- технического потенциала

Трудность удержания сегмента рынка

 

Отсутствие необходимых  ресурсов (человеческих, материальных)


 

Отличительные признаки инновационных  предприятий:

1) необходима организация  специальной группы, которая могла  бы отвечать за создание новых  идей;

2) эта группа должна  заниматься поиском источников  информации;

3) стимулирование творческой  активности персонала;

4) поощрение менеджерами  инновационной активности служащих;

5) строгая стратегия управлениями  нововведениями.

  Анализируя эти признаки, нужно отметить, что если первые четыре признака характеризуют организационную политику фирмы, то пятый – необходимость существования инновационной стратегии, создающей условия для разработки новых идей.

  Инновационная стратегия тесно взаимодействует с принципами предпринимательского управления.

Она требует от руководителя:

1) способность предвиденья;

2) мужество и реализм;

3) предпринимательский подход;

4) воображение;

5) инициативность.

Способность определения  приоритетов – важнейшее условие  управления. На управляющих лежит  ответственность за инновационную  стратегию. Связанная с этим задача руководства состоит в следующем:

1) выявить управленческий  потенциал;

2) периодически рассматривать  потенциалы талантов их работников;

3) четко устанавливать  цели управленческой подготовки;

4) выделять соответствующие  ресурсы.

Различают два типа инновационной  стратегии:

1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке. Это делается с целью сохранения своих позиций в рыночных условиях, иными словами с целью выживания. Эту стратегию характеризует концепция усилий с помощью некоторых изменений и улучшений уже существующих продуктов, технологий, рынков, часто находящихся в русле сложившихся, традиционных для данной организации способов достижения успеха. Эта проблема чаще всего стоит перед предприятиями, занимающими прочные места в определенной отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. Организации, придерживающиеся адаптивной стратегии, могут продолжить свой привычный путь, который в прошлом привел их к успеху только в такой ситуации, если конкурентные условия остаются относительно стабильными. Но при этом подходе нет возможности переоценивать методы решения проблем, если условия резко меняются. В этом заключаются опасность адаптивного подхода;

2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха. Нововведение является средством достижения конкурентных преимуществ. Данная стратегия основана на творческом подходе и предполагает обратную связь анализа инновационной среды предприятия. Она складывается из факторов инновационного потенциала. Для этой стратегии необходимы постоянные инновации и усовершенствования предприятия с помощью постоянной оценки в области способов анализа и решения проблем.

Существуют организации, целью которых считается использование  всех уровней организационного опыта. Такие организации часто экспериментируют и анализируют неудачи и достижения, делают выводы. Два важных аспекта  творчества: личная гибкость – способность  менять свое поведение под влиянием реальности.

 

 

 

   1.4. Инновационные процессы при реструктаризации

    Под реструктуризацией понимают процесс комплексного преобразования деятельности предприятия, заключающийся в изменении структуры производства, активов, пассивов, а также системы управления с целью повышения устойчивости, доходности, конкурентоспособности, преодоления убыточности и угрозы банкротства. Реструктуризация проводится как для преодоления кризисного положения предприятия, так и для своевременной и эффективной адаптации предприятия к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и обеспечения устойчивости его развития. Таким образом, внедрение инноваций при реструктуризации предприятия обусловлено адаптацией промышленного предприятия к изменениям во внешней экономической среде и обеспечением устойчивости его развития посредством инновационных технологий.

    При формировании направлений реструктуризации и внедрении инноваций автором использован подход, основанный на кластерном анализе совокупности промышленных предприятий, объединенных по инновационному признаку. Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения устойчивого развития, представляет собой объединение предприятий, которое позволяет использовать преимущества двух способов координации системы – инновационного потенциала и производства, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения. Формирование кластерной системы по инновационному признаку основывается на создании производственной цепочки и сохранении производственных связей при внедрении инноваций и повышении инновационного потенциала, что является предпосылкой устойчивого развития предприятия.

 

 

Таблица 2.1- Направления  реструктуризации при внедрении  инноваций

Направления реструктуризации

Характеристика

Реструктуризация посредством  технологических (процессных) инноваций

Нововведения, вносимые в  процессы взаимодействия предприятия  с внешней средой, управления движением  материальных запасов и денежных средств на предприятии, общего менеджмента, в технологические процессы выпуска  продукции

Реструктуризация посредством  продуктовых инноваций

Выбор и освоение новых  видов деятельности и продуктов  предприятия

Реструктуризация посредством  аллокационных (организационно-управленческих) инноваций

Различные схемы реорганизации  предприятия, реструктуризация материальных и нематериальных активов предприятия, перераспределение ответственности  работников предприятия


 

 

 

 

 

 

 

       2. Источники финансирования предприятия

2.1. Внешние и  внутренние источники организациии

Классификация финансовых ресурсов по источникам формирования

По месту возникновения финансовые ресурсы предприятия классифицируются на:

  • внутренние финансирование;
  • внешнее финансирование.

Внутреннее финансирование предполагает использование тех финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Примером таких источников могут служить чистая прибыль, амортизация, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

При внешнем финансировании используются денежные средства, поступающие в организацию из внешнего мира. Источниками внешнего финансирования могут быть учредители, граждане, государство, финансово-кредитные организации, нефинансовые организации.

Группировка финансовых ресурсов организаций по источникам их формирования представлена на рисунке ниже.

Финансовые ресурсы организации  в отличие от материальных и трудовых отличаются взаимозаменяемостью и подверженностью инфляции и девальвации.

В настоящее время актуальной проблемой для отечественных  промышленных предприятий является состояние основных производственных фондов, изношенность которых достигла 70%. При этом речь идет не только о физическом, но и о моральном износе. Назрела необходимость переоснащения российских предприятий новым высокотехнологическим оборудованием. При этом важен выбор источника финансирования указанного переоснащения.

Выделяют следующие источники  финансирования:

  • Внутренние источники предприятия (чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов).
  • Привлеченные средства (иностранные инвестиции).
  • Заемные средства (кредит, лизинг, векселя).
  • Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

Внутренние  источники финансирования предприятия

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как реализация планов дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников.

Как правило, чем больше прибыли  направляется на расширение хозяйственной  деятельности, тем меньше потребность  в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит  от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии дивидендной политики.

К достоинствам внутреннего финансирования предприятия следует отнести отсутствие дополнительных расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников, и сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственника.

Недостатком данного вида финансирования предприятия является не всегда возможное его применение на практике. Амортизационный фонд потерял свое значение потому, что нормы амортизации для большинства видов оборудования, используемых на российских промышленных предприятиях, занижены и уже не могут служить в качестве полноценного источника финансирования, а разрешенные ускоренные методы начисления амортизации не могут быть использованы для существующего оборудования.

Информация о работе Инновационный менеджмент в антикризисном управлении