Инновационный менеджмент в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Тема данной контрольной работы «Инновационный менеджмент в антикризисном управлении» является особенно актуальной в современных условиях, когда в реструктуризации нуждаются практически все предприятия различных организационно-правовых форм. Начиная с середины ХХ века в качестве факторов, обеспечивающих экономический рост и эффективность деятельности многих предприятий, особое место занимают наука и технологии.

Содержание работы

Содержание
I. Теоретическая часть
Введение
1. Инновационный менеджмент в антикризисном управлении
1.1. Инновационные стратегии в антикризисном управлении
1.2. Осуществление инновационной деятельности в кризисных условиях для промышленных фирм
1.3. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении
1.4. Инновационные процессы при реструктаризации
2. Источники финансирования инновационного процесса
2.1. Внешние и внутренние источники организации
2.2. Привлеченные средства финансирования предприятия
2.3. Формирование амортизационного фонда
Заключение
Список литературы
II. Расчетная часть

Файлы: 1 файл

1.docx

— 180.03 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО « Серпуховский машиностроительный техникум Московской области»

 

 

 

                      Курсовая работа по дисциплине:

                         «Антикризисное управление»

                Тема курсовой работы:

       « Инновационный менеджмент в антикризисном управлении »

 

 

 

                                                                                  Студентки 431 группы :

                                                                                  Соловьёвой А.С.

                                                                                  Руководитель:

                                                                                  Колиенко Т.Я

                                                                                   Оценка ______

 

 

                                  Серпухов 2012 год

                                       Содержание

 

  1. Теоретическая часть

Введение

1. Инновационный менеджмент в антикризисном управлении

1.1. Инновационные стратегии в антикризисном управлении

1.2. Осуществление инновационной деятельности в кризисных условиях для промышленных фирм

1.3. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении

1.4.  Инновационные процессы при реструктаризации    

2. Источники финансирования инновационного процесса

2.1. Внешние и  внутренние источники организации

2.2. Привлеченные средства финансирования предприятия

2.3. Формирование  амортизационного фонда

Заключение

Список литературы

 II. Расчетная часть

 

 

 

 

                                 Введение

     Тема данной контрольной работы «Инновационный менеджмент в антикризисном управлении» является особенно актуальной в современных условиях, когда в реструктуризации нуждаются практически все предприятия различных организационно-правовых форм. Начиная с середины ХХ века в качестве факторов, обеспечивающих экономический рост и эффективность деятельности многих предприятий, особое место занимают наука и технологии.

   В период становления рыночной экономики в России возрастают риски внутренней и внешней конкуренции. Менеджеры предприятий вынуждены решать сложные проблемы выживания или укрепления рыночной позиции. Устойчивое развитие предприятий в группе лидеров возможно только на основе непрерывного обновления продукции, технологии, способов организации бизнеса, т.е. на инновационном пути. Кто не может выйти на ритм обновления бизнеса в соответствии с жизненным циклом продукции и технологии, тот неизбежно попадает в петлю банкротства.

   Рыночная реформа и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления в кризисной ситуации.

    Инновационная деятельность предприятия представляет собой систему мероприятий, объединенных в логическую цепь. Научные изыскания, опытно-конструкторские и технические разработки, инновационные, финансовые, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной цели - созданию и внедрению инноваций. В первом разделе работы рассмотрена роль инноваций в антикризисном управлении.

     Предприятие выступает первичным, деловым институтом, включающим сложные технологические, экономические и социальные подсистемы взаимодействия. Нарушение какого-либо звена или связи в общей системе функционирования предприятия порождает кризисные проявления разной степени остроты. Важно не допустить обострение кризисной ситуации до состояния безнадежной финансовой задолженности и банкротства. Стратегия антикризисного управления предприятиями призвана предусмотреть кризисные тупики и меры их профилактики и предупреждения. В работе рассмотрена антикризисная стратегия, которая содержит в своем составе несколько видов инновационных стратегий и направлена на выведение организации из кризиса.

   Устойчивое развитие предприятий, как показывает опыт эффективных предприятий, обеспечивается на основе сбалансированного фронта инноваций: продуктовых, технологических, организационно-управленческих. Инновационная деятельность является одним из мероприятий по выведению предприятия из кризиса и в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. Для выбора той или иной стратегии инновационного развития необходимо определить как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий, то есть величину инновационного потенциала. В работе дано определение понятия «инновационного потенциала» в его современном понимании и раскрыты методические подходы к оценке и анализу типов инновационного потенциала предприятия.

 

 

 

 

 

          I.  Теоретическая часть

1. Инновационный менеджмент в антикризисном управлении

 

   В соответствии с теорией М.Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций и благосостояния (высший уровень развития). Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция) развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. Российской экономике необходимо с первого и второго уровней развития переходить на третий - на основе инноваций. В условиях современного рынка система, недооценивающая роль инновационного потенциала, сталкивается с ослаблением своих позиций на рынках, потерей потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации и приводит к краху всей системы. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных «симптомов» также применима и к государственному сектору, который, по своей природе, является поставщиком специфических услуг для особенного потребителя - общества в целом. Таким образом, развитие инновационного сектора является одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях стремления общества и государства выйти на качественно новый уровень развития.

       В развитии российской экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

    Необходимо отметить, что объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями - важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.

    На российском рынке сложились условия для перехода к активной инновационной стратегии. Развитый спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск путей повышения уровня потребления, отдается предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства. Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. В создавшихся условиях необходимым элементом успешной реализации инновационных процессов является наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Ее эффективность может быть повышена государственной политикой.

    Эффективному противодействию кризисам также способствует развитая инновационная инфраструктура, которая, в самом общем виде, представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. Она также аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Также в рамках данной инфраструктуры получают значительное развитие такие элементы системы, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, центры высоких технологий и т.д. Деятельность этих организаций также способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

         Антикризисное управление не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.1. Инновационные стратегии в антикризисном управлении

     Наряду с совокупностью внешних по отношению к предприятию элементов среды, обуславливающих необходимость перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия. Самое главное изменение - ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создания собственных для проведения маркетинговых исследований. Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения невозможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом. Таким образом, переход предприятия к инновационной стратегии рационален при определенном уровне развития рыночных отношений, и при широком распространении не только способствует эффективному функционированию элементов антикризисного управления предприятием, но и радикально меняет характер экономической системы страны.

 

   Одним из средств достижения целей организации является инновационная стратегия. Она представляет собой реакцию на изменение внутренней и внешней среды организации.

Инновационные стратегии могут иметь следующую направленность:

1) получение новых продуктов,  технологий, услуг;

2) применение новых методов  в НИОКР, производстве, маркетинге, управлении;

3) переход к новым организационным  структурам;

4) применение новых видов  ресурсов и новых подходов  к использованию традиционных  ресурсов.

    Антикризисная  стратегия,  может содержать в своем составе несколько видов общих инновационных стратегий, имея строгую целевую направленность на выведение организации из кризиса (или профилактику вступления ее в кризисное состояние).

    На основе принятых решений в отношении освоенной продукции и инноваций руководство фирмы наполняет выбранную модель антикризисным ресурсным содержанием. Для этого прорабатываются несколько вариантов бизнес-стратегий, на основе чего и составляются общая модель антикризисной стратегии и опирающийся на нее перспективный план выхода организации из кризиса.

В зависимости от особенностей внешней и внутренней среды предприятия  инновационные стратегии могут  быть рассмотрены по следующим направлениям.

Стратегия технологического лидера (наступательная, пионерная) характеризуется постоянной разработкой технологических (продукт- и процесс-) инноваций. Основным мотивом является признание продукта или технологии как образца с продолжением лидерства путем модификаций и других инноваций, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек.

Стратегия следования за лидером (оборонительная) включает инновационное развитие реакционного характера -- реакция на изменения во внешней среде, в частности на инновации конкурентов. Выгода стратегии в том, о предприятие может концентрироваться на продуктах (работе, услугах), уже получивших признание рынка.

Стратегия диверсификации включает развитие комплексных инноваций в различных сферах: усовершенствование старой индукции, расширение модификационного ряда, технологии, маркетинге, финансах, сбыте, организационных структурах, переработки информации, социальной, экологической областях, использование новых принципов и методов формирования цервой политики, изменение имиджа предприятия, создание многоцелевых сегментов.

Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Она предусматривает только опытно-конструкторские работы для освоения приобретаемых лицензий и ноу-хау.

Информация о работе Инновационный менеджмент в антикризисном управлении