Инновационная антикризисная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

На данном этапе развития экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

Содержание работы

Введение
1.Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении
1.1 Понятие инноваций
1.2 Роль инноваций в процессе управления кризисами
2. Инновационная антикризисная политика предприятия
2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика
предприятия.
2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.31 Кб (Скачать файл)

– комплексность – охват  инновациями смежных сфер деятельности;

– обоснованность – обоснование  научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;

– адаптивность – корректировка  плана проведения инновационной  политики и отдельных проектов в  связи с изменением факторов внешней  среды.

Инновационная политика формируется  и корректируется под влиянием различных  факторов внешней и внутренней среды  предприятия.

Внешняя среда – это  совокупность хозяйствующих субъектов  и движущих сил, оказывающих влияние  посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы прямого влияния  включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние  национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда –  это совокупность субъектов и  движущих сил предприятия, позволяющих  установить успешные взаимоотношения  с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

– материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

– степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, способствующими  реализации инновационной политики предприятия, являются:

– наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

– высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

– наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

– наличие системы материального  и морального стимулирования инновационной  деятельности;

– наличие оптимальной  законодательно базы и государственная  поддержка проведения инновационной  политики. [5, с.98]

Повышение конкурентоспособности  продукции вследствие проведения мероприятий  инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1. Уровень технологического  развития (отношение объёма продукции,  произведенной по отдельным видам  технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);

2. Уровень экспортной  ориентации (отношение объёма продукции,  реализованной на отдельных сегментах  рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной  продукции);

3. Уровень сертификации (отношение  объёма продукции, произведенной  по технологиям, сертифицированным  по международным стандартам  ISO, к общему объёму произведенной продукции);

4. Уровень обновления (отношение  объёма новой продукции, освоенной  в производстве, к общему объёму  произведенной продукции).

Помимо инновационной  политики предприятия, существует государственная  инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической  политики. Она определяет цели инновационной  стратегии, механизмы поддержки  приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом  для проведения инновационной политики предприятия. [2, c. 46]

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая  позволит в кратчайшие сроки и  с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых  информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации  всех форм собственности. Инновационная  политика – мощный рычаг, с помощью  которого можно регулировать циклические  спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить  рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия.

Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных  проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.

Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных  мероприятий по достижению целей  инновационной деятельности.

По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного  аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.

Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:

1. Формулирование проблемы  и целей проекта;

2. Анализ имеющихся альтернативных решений данной проблемы и тенденций развития основных технико-экономических показателей;

3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;

4. Оценка вероятности  технического и коммерческого  рисков;

5. Выбор наилучшего варианта  решения проблемы;

6. Оформление проекта  и его реализация.

Для инновационных проектов помимо финансового, кадрового и  материально-технического обеспечения  важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых  методов планирования.

Экономический эффект от осуществления  инновационного проекта можно определить через показатель прибыльности (П) по формуле [8, c. 220]:

(2)

где p1 – вероятность достижения успешного научного результата; p2 – вероятность достижения коммерческого успеха; ОП – годовой объём продаж, ед.; Ц – цена единицы продукции; Т – период устойчивого сбыта, лет; С1 – стоимость исследований и разработок; С2 – издержки производственно-технического освоения; С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.

В инновационном процессе большое значение приобретает инфраструктура. Инновационная инфраструктура – это комплекс организаций и учреждений различных форм собственности, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности. На крупных предприятиях существуют подразделения, занимающиеся инновационными разработками. Мелкие предприятия могут создавать совместные исследовательские центры на основе долевой собственности, венчурные компании. [7, с.105]

Эффективность инновационной  политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления  деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного проекта  в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных  методических задач:

1) оценка выгодности каждого  из возможных вариантов осуществления  проекта; 

2) сравнение вариантов  и выбор наилучшего из них. 

Эффективность проекта характеризуется  системой показателей, отражающих соотношение  затрат и результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности  инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность  инвестиционных проектов.

Коммерческая эффективность  определяется соотношением затрат и  результатов, обеспечивающих требуемую  норму доходности. Коммерческая эффективность  может оцениваться как для  проекта в целом, так и для  отдельных его участников.

Показатели бюджетной  эффективности отражают влияние  реализации проекта на доходы и расходы  республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для  обоснования заложенных в проекте  мер государственной поддержки.

Экономическая эффективность  отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю  для проекта среду и учитывает  соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые  прямо не связаны с финансовыми  интересами участников проекта и  не могут быть количественно оценены. [8, с.204]

Инновационная политика предприятия  находится в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление  инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода  к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс.

В заключении можно отметить, что:

1. Особенностью кризисных  организаций является высокая  изменчивость их внутренней среды  и обусловленная этим сильная  податливость внешним и внутренним  воздействиям.

2. Ключевым методом управления  процессами изменений в кризисной  промышленной фирме выступает  стратегический подход. При этом, исходя из специфики промышленного  производства, наибольшую привлекательность  для антикризисного управления  представляют стратегии инноваций,  реструктуризации и конверсии.

3. В условиях ускоряющегося  научно-технического прогресса возрастает  значение морального и материального  износа основных производственных фондов как факторов возникновения кризисов в промышленных фирмах. Осуществление мониторинга этих процессов и превентивных мер позволяет минимизировать экономические потери и предупреждать их кризисные последствия.

4. Амортизация различным  образом соотносится с материальным  и моральным износом основных  производственных фондов. Это предполагает  различные подходы к учету  этого процесса в политике  обновления производственного аппарата.

5. В организациях, находящихся  в кризисном состоянии, формы  сопротивления изменения имеют  специфику, причем в определенных  ситуациях сопротивление может  сменяться активной поддержкой  новаций.

6. Управление процессом  изменений в кризисной организации  по своей сути представляет  собой организационное развитие. Результатом такого процесса  становится переход организации  в новое, позитивное качественное  состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тема инновационного развития предприятий стала актуальной в  последнее время. Поиск возможных  решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Объектами инноваций в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия.

Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный  оборот инновационным менеджментом рекомендуется проведение предварительной  оценки и дальнейшего постоянного учета инновационного потенциала предприятия. Под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Цели анализа инновационного потенциала: разработка рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития предприятия, определение слабых сторон в организации инновационных процессов и выработка рекомендаций по их устранению. Задачи: определение уровня инновационной восприимчивости, инновационной активности и оценка конкурентоспособности предприятия.

Ключевым методом управления процессами изменений в кризисном предприятии выступает стратегический подход. Наряду с освоенной продукцией, предприятие зачастую имеет наработки в отношении родственных, а нередко и принципиально новых изделий. Это требует проведения их оценки для разработки соответствующей инновационной стратегии.

Современные экономические  теории указывают на то, что инновации  являются источником развития лишь при  условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их инициирования. Особенностью кризисных организаций  является высокая изменчивость их внутренней среды и обусловленная этим сильная  податливость внешним и внутренним воздействиям. Это требует от руководителей повышенного внимания к изменениям и интенсивных усилий по приданию им управляемого характера.

Информация о работе Инновационная антикризисная политика предприятия