Инновационная антикризисная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

На данном этапе развития экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

Содержание работы

Введение
1.Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении
1.1 Понятие инноваций
1.2 Роль инноваций в процессе управления кризисами
2. Инновационная антикризисная политика предприятия
2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика
предприятия.
2.2 Формы реализации инновационной политики предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.31 Кб (Скачать файл)

Понятие «новшество», происходящее от английского invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», с английского innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Другими словами, технологическое  новшество является источником технологической  инновации, которая приобретает  такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным. В свою очередь  процесс введения новшества на рынок  принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества  на рынке оно становится инновацией. 

Инновации принято разделять  на:

- продуктовые, которые  связаны с изменениями в продукции;

- технологическими, распространяющиеся  на методы производства;

- нетехнологические, затрагивающие  факторы социального характера,  организационные, экономические  формы хозяйственной деятельности. [3, с.148]

Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют  продуктовые новшества, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации.

По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие  продуктовые инновации:

  1. с длительным жизненным циклом;
  2. с коротким жизненным циклом;
  3. инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научно-технического задела;
  4. капиталоемкие;
  5. некапиталоемкие;
  6. с коротким сроком окупаемости;
  7. с длительным сроком окупаемости.

Данные виды инноваций, как  правило, сочетаются, что играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.

Продуктовые инновации имеют  решающее значение в реализации антикризисного управления. [6, с.63]

Процесс распространения  инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит в основном от эффективности технологической  инновации. Причем, чем больше число  предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали.

Более того, чем раньше предприятие  начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. [3, с.148]

Для осуществления инновационной  деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется  как совокупность различных ресурсов, включая:

- интеллектуальные (технологическая  документация; патенты; лицензии; бизнес-планы  по освоению новшеств; инновационная  программа предприятия);

- материальные (опытно-приборная  база; технологическое оборудование; ресурс площадей);

- финансовые (собственные;  заемные; инвестиционные; федеральные;  грантовые);

- кадровые (лидер-новатор;  персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи  сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР;  опыт управления проектами);

- инфраструктурные (собственные  подразделения НИОКР; отдел главного  технолога; отдел маркетинга новой  продукции; патентно-правовой отдел;  информационный отдел; отдел конкурентной  разведки);

- иные ресурсы, необходимые  для осуществления инновационной  деятельности. [3, с.151]

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

• сложившийся ранее уровень  развития производства;

• состояние механизма  и системы управления;

• тип и ориентация организационной  структуры;

• тенденции экономической  и инновационной политики;

• понимание потребности  в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

Все факторы, определяющие уровень  инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

• факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта  управления;

• факторы внутренней среды;

• факторы внешней среды.

Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных  внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров. [6, с.239]

Сильное влияние на развитие инновационного потенциала оказывают  факторы представленные ниже в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Факторы, оказывающие влияние на разработку нововведений

Отличительные признаки инновационных  предприятий:

1) необходима организация специальной группы, которая могла бы отвечать за создание новых идей;

2) эта группа должна заниматься поиском источников информации;

3) стимулирование творческой активности персонала;

4) поощрение менеджерами инновационной активности служащих;

5) строгая стратегия управлениями нововведениями.

Анализируя эти признаки, нужно отметить, что если первые четыре признака характеризуют организационную  политику фирмы, то пятый – необходимость существования инновационной стратегии, создающей условия для разработки новых идей. [4, с.66]

Вывод к первой части: антикризисное управление не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание инновационной  антикризисной политики предприятия

2.1 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной  стратегии и инновационной политики.

Инновационная стратегия  – это система целей долговременного  развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она  может быть агрессивной и оборонительной [9, c. 178].

Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота  сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций  по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности  продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности  продукции путём самостоятельной  разработки и внедрения инноваций  большой степени радикальности  с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла  инновации. Эта стратегия связана  с различными рисками, основными  из которых являются:

1) инновационный риск, определяемый  ошибочностью идеи инновации,  недостижением предполагаемого  результата, моральным старением  инноваций, особенно радикальных;

2) технологический риск, связан с тем, что даже при  успешном испытании инновация  может быть неэффективной в  производстве вследствие увеличения  периода освоения, неточности в  оценке ожидаемых затрат и  т. д.;

3) коммерческий риск –  связан с неопределённостью результатов  больших затрат на маркетинг  продукта радикальной инновации  вследствие конкуренции, а также  действия других рыночных факторов;

4) финансовый риск –  связан с возможностью ошибок  в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов;  он аккумулирует в себе все  вышеперечисленные виды рисков  и другие риски (политический, страновой и т. д.). [9, c. 179]

Имитационная стратегия  направлена на использование уже  известных продуктовых, технологических  и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает  разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением  этапов НИОКР, конструкторской и  технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно  снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных  разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической  и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями. [9, c. 180]

Инновационная стратегия  предприятия реализуется инновационной  политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой  определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

При разработке инновационной  политики могут использоваться два  подхода [9, c. 181]:

1. Целью инноваций является  получение значительной прибыли  на определённом отрезке времени  за счет «пионерства» в какой-либо  области. При этом внедрение  инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

2. Целью внедрения является  завоевание (закрепление) небольшого  сегмента рынка с минимальной  прибылью с последующим увеличением  доли на рынке и прибыли. 

При разработке инновационной  политики затрагиваются следующие  области деятельности:

– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);

– повышение качества и  сертификация продукции;

– обновление производственной базы (техническое перевооружение);

– создание, поддержание  и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных  с маркетинговой политикой).

При формировании инновационной  политики инновация рассматривается  с двух позиций:

1. Наличие новых значимых  технических решений, способных  обеспечить рыночный успех;

2. Наличие специфических  потребительских свойств (внешний  вид, форма и т. д.), способных  обеспечить успех при отсутствии  значимых технологических решений. 

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения  эффективной деятельности предприятия  на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения высокой  эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться  следующие принципы:

– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

– приоритетность – выбор  важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

– альтернативность проектных  решений – разработка различных  вариантов и выбор наилучшего из них;

Информация о работе Инновационная антикризисная политика предприятия