Инновации в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально- экономичес кой системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребо ванный в условиях современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО
УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1 Кризис, его причины и последствия 4
1.2 Антикризисное управление и его черты 5
II. ИННОВАЦИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 8
2.1.Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном
управлении. 8
2.2. Инновационные проекты, критерии отбора. 12
2.3. Инновационная стратегия в системе антикризисного управления.15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Антикризисное упр.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Антикризисное управление»

тема 13. Инновации в антикризисном управлении.

 

 

 

 

 

                                                                          Работу выполнила: студент

                                                                         Заочно отделения,

                                                                         5курса, группы 592з

                                                                         Хайрутдинов Эмиль Маратович

                                                                         Проверила: Климанова А.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             КАЗАНЬ – 2013


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО

УПРАВЛЕНИЯ           4

1.1 Кризис, его причины и последствия       4

1.2 Антикризисное управление и его черты     5

II. ИННОВАЦИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ     8

2.1.Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном

управлении.           8

2.2. Инновационные проекты, критерии отбора.            12

2.3. Инновационная стратегия в системе антикризисного управления.15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                             24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

“Инновации в антикризисном управлении”, тема несомненно является актуальной, теоретически и практически значимой.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально- экономичес кой системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребо ванный в условиях современной России.

Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятель- ности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития, тоесть — приобретения нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности, организации (фирмы), ее рост.

Инновации- это индикатор, рычаг развития деятельности организации, они представляют собой метод ускоренного развития сложных систем, процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями, не только в масштабах организации (фирмы), но и отраслей, а также в различных сферах деятельности в масштабах страны.

Объектом исследования в моей работе являются – инновационные процессы, их важная роль в антикризисном управлении.

Цель и задачи исследования- изучить теоретические основы кризисных ситуаций, их возникновение и управление ими. А также инновации в антикризисном управлении, их потенциал и его роль, стратегию антикризисного развития, инновационную инфраструктуру и проекты.

В своей работе я постараюсь ответить на такие вопросы как:

Что означает понятие кризис? Неизбежны ли они? Можно ли управлять кризисными ситуациями? Что представляет собой антикризисное управле-ние? Когда оно необходимо и чем определяется эффективность антикризис- ного управления?  Какую роль играют инновации в антикризисном управлении? Могут ли инновации быть средством выхода из кризиса? Всякие ли инновации приемлемы в антикризисном управлении? По каким критериям антикризисного управления следует оценивать инновационные программы?

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Кризис, его причины и последствия.

 

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного.

Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

 

1.2 Антикризисное управление  и его черты.

 

Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые.

Управляемые процессы — это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые — когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам. В результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться. Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений, что отражает, помимо всего прочего, совершенство и искусство управления.

Как мы уже говорили ранее, в любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Поэтому управление социально-экономической системой в определенной мере   должно быть всегда антикризисным.

  Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации.

Третью группу проблем антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим, как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

•   кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

• кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

•   к кризисам можно и необходимо готовиться;

• кризисы можно смягчать;

• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

• кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

▪ гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

▪ склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

▪ диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

▪ снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

▪ усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:

• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

• осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

• усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

• использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

  Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

♦ мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

♦ установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

♦ интеграции по ценностям профессионализма;

♦ инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

Информация о работе Инновации в антикризисном управлении