Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:
• определение сущности инфляции;
• характеристика основных причин инфляции;
• характеристика видов инфляции;
• определение факторов, влияющих на уровень инфляции;
• оценка современное состояние инфляции на территории Российской Федерации;
• определение социально-экономических последствий инфляции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….1-5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность и причины инфляции……………………………………1-8
1.2. Классификация видов и форм инфляции………………………......8-13
1.3. Показатели измерение инфляции…………………………………..13-15
1.4. Факторы, влияющие на уровень инфляции……………………..…15-17
ГЛАВА 2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики…………....18-19
2.2. Виды антиинфляционной политики ………………………………..19-22
2.3. Методы Антиинфляционной политики……………………………..22-23
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
3.1. Основные показатели инфляции в России
и антиинфляционная политика …………………………………….....24-26
3.2. Влияние естественных монополий на инфляцию в России………….27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31-33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...34-35

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Методы фискальной политики:

  • Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
  • Изменения уровня цен. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов.
  • Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга.
  • Автоматическая стабилизация. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов банков. [16]

Это происходит следующим образом:

1.Центральные банки  должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2.Увеличение резервной  нормы автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных  резервов и уменьшает размер  денежного мультипликатора. 

3.Подъем учетной ставки  снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

На краткосрочных временных  интервалах последствия ограничительных  действий в рамках денежно-кредитной  политики состоят в следующем:

1.Повышение нормы процента.

2.Уменьшение уровня  реального объема производства.

3.Понижение уровня  цен. Однако политика дорогих  денег для ограничения инфляции  приводит к сокращению чистого  экспорта. Политика дорогих денег  – более высокая процентная  ставка, возросший спрос на национальную валюту за границей, стоимость национальной валюты повышается, чистый экспорт сокращается, сокращается совокупный спрос.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в  достаточной мере конкуренты и что  система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена

MV = PQ,

где М – предложение  денег,

V – скорость обращения  денег в кругообороте доходов;

P – средняя цена, по  которой продается каждая единица  физического объема производства;

Q – физический объем  производимых товаров и услуг. 

Монетаристы видят в  денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут.

Гипотеза естественного  уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.

Гипотеза естественного  уровня имеет два варианта:

  1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году.
  2. В более сложных экономических моделях, нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах.

 

2.3. Методы Антиинфляционной политики

 

В развитых странах для  антиинфляционного регулирования  используют два типа экономической политики:

  • политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантом этой политики является дефляционная политика.
  • политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Применяется индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен.

Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран  включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком  низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.[8]

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ  В  РОСИИ

3.1. Основные показатели инфляции  в России и антиинфляционная  политика

 

При сравнении динамики роста инфляции в России и Европе многие отталкиваются от неуместности подобного сопоставления. Развитые и развивающиеся страны отличаются по многим параметрам. И прежде всего, монетарной политикой государства, то есть абсолютно разной стоимостью денег, что прямо отражено не только в учетной ставке ЦБ и соответственно процентам по кредитам, но и теми же темпами инфляции. Если рассуждать подобным образом, то все закономерно. Но все, же даже сами европейцы порой удивляются российским ценникам в магазинах.

Россия начала 2011 год  с бурного роста цен. В Москве и других городах подорожали проезд в общественном транспорте, коммунальные услуги и продукты питания, в основном те, что входят в потребительскую корзину малоимущих граждан.

Антиинфляционная политика государства в 2011 году

Прогноз Bank of America - Merrill Lynch на 2011г. составляет 8%-9%.

Ежеквартальные  темпы инфляции в 2011 году:

1 квартал: 3.8%;

2 квартал: 1.1% (или 4.9% с начала года);

3 квартал: -0,2% (или 4.7% с начала года);

4 квартал: 1,1%*.[19]

Причины инфляции в 2011 году

- рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);

-рост цен на сахар (на мировом рынке), рост цен на говядину и свинину; рост цен на продукты (гречка, картофель); [19]

-рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);

-увеличение бюджетных расходов;

-рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);

-низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);

-высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);

-сезонный фактор: недисциплинированные бюджетные организации откладывают большую часть расходов на конец года, чем разгоняют инфляцию;

Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста  оптовых цен крупнейшие сети питания и производители повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции. [21]

Причины снижения инфляции в 2011 году: низкий потребительский спрос, укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления), стабилизация цен на глобальных продовольственных рынках (II-III кварталы), замедление роста цен на продукты на внутреннем рынке, рост объемов импорта дешевой плодоовощной продукции, снижение монетарного давления; сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе.

Антиинфляционная  политика государства в 2011 году

1.Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

2.Продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);

3. Для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);

4. Ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

5. Снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

6. Заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

  1. Расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  2. Повышение ставки рефинансирования
  3. Сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  4. Сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам).[22]

Инфляция в 2012 году

Прогноз Минфина РФ: 5-6% (в.т.ч. на услуги ЖКХ: 11.5%). В соответствии с основными параметрами прогноза социально- экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5%, в 2014 году - до 4-5%.[23]

Антиинфляционная  политика России в 2012 году

-рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;

- введение тарифных каникул: повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах: а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%. б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;

- снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%;

-совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);

-повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).

-введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам.

Причины снижения инфляции в 2012 году: вступление России в ВТО (подписание документов планируется на 15 декабря 2011 года. Снижение инфляции планируется за счет более дешевых импортных товаров; привлечение новых технологий, применение которых позволит снизить издержки производства);[22]

 

3.2. Влияние естественных монополий на инфляцию в России

 

Если динамика цен  в следующем году будет заметно отличаться от нынешней, Минфину придется пересмотреть денежную политику.

В середине 2012 года может наконец-то проясниться вопрос о природе российской инфляции. Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам одобрила предложения, подготовленные Министерством экономического развития, согласно которым повышение тарифов естественных монополий составит всего 6% и будет отсрочено на полгода — до 1 июня. Ожидается, что это существенно повлияет на общую динамику цен. «Рост тарифов у нас всегда с 1 января, это порождает инфляционные ожидания и разгоняет нам инфляцию с начала года.  Рост тарифов с середины года будет происходить для потребителя гораздо мягче, чем с 1 января».

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика