Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:
• определение сущности инфляции;
• характеристика основных причин инфляции;
• характеристика видов инфляции;
• определение факторов, влияющих на уровень инфляции;
• оценка современное состояние инфляции на территории Российской Федерации;
• определение социально-экономических последствий инфляции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….1-5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность и причины инфляции……………………………………1-8
1.2. Классификация видов и форм инфляции………………………......8-13
1.3. Показатели измерение инфляции…………………………………..13-15
1.4. Факторы, влияющие на уровень инфляции……………………..…15-17
ГЛАВА 2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики…………....18-19
2.2. Виды антиинфляционной политики ………………………………..19-22
2.3. Методы Антиинфляционной политики……………………………..22-23
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
3.1. Основные показатели инфляции в России
и антиинфляционная политика …………………………………….....24-26
3.2. Влияние естественных монополий на инфляцию в России………….27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31-33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...34-35

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Особо следует отметить, что открытая инфляция имеет тенденцию к самовоспроизводству. Механизм самовоспроизводства открытой инфляции включает два основные элемента: адаптивные инфляционные ожидания и перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.

Адаптивные инфляционные ожидания – это психологический  феномен, когда, исходя из прошлого опыта  роста цен, потребители и производители  меняют свою стратегию в отношении  товарных запасов и инвестиций. Отметим, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне. Потребители закупают товары впрок. Рост потребления влечет сокращение сбережений, а значит, объема кредитных ресурсов. Сокращение последних ведет к удорожанию кредита и становится препятствием для роста капиталовложений, а значит, производства и предложения.[18]

           По степени интенсивности инфляционных процессов (по темпам роста цен) различают четыре вида инфляции (рис.3):

Рисунок 3 «Основные виды инфляции»

 

 

 

  • умеренная (ползучая) инфляция характеризуется постепенным незначительным повышением цен на товары до 5 % в год; В этих условиях сохраняется стоимость денег, сбережения остаются прибыльными (так как процентный доход по ним выше роста цен), риск заключения контрактов в текущих ценах незначителен, уровень жизни понижается несущественно. С точки зрения экономических последствий умеренная инфляция рассматривается как фактор, придающий необходимый динамизм экономике.
  • галопирующая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен от 20 до 200%. В этих условиях цены перестают объективно отражать экономическую конъюнктуру и большинство экономических субъектов испытывают затруднения с планированием доходов и расходов. Инвесторы теряют ориентиры, банки отказываются давать ссуды с фиксированным процентом и долгосрочные кредиты. Сбережения обесцениваются, становятся убыточными.[12]

Долгосрочные инвестиции становятся, по сути, невозможными в  силу высоких инфляционных рисков. Капиталы перемещаются из производства в сектор «коротких денег» торгово-спекулятивный и финансовый бизнес. Развиваются процессы «бегства от денег» – стремление сохранить реальную стоимость денежных активов путем покупки товаров, недвижимости и пр.

Бегство от денег приобретает  тотальный характер: развиваются денежные суррогаты – бартер, талоны, местные валюты, натуральная заработная плата.

  • гиперинфляция характеризуется среднемесячным приростом цен свыше 50%, когда их годовой рост исчисляется четырехзначными цифрами. Она оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость, денежное обращение. Деньги резко обесцениваются, с полной нагрузкой работает печатный станок, денежная эмиссия приобретает неконтролируемые размеры.

Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, темпы роста цен резко опережали темпы роста количества денег в обращении в силу того, что стремление экономических субъектов быстрее избавиться от стремительно обесценивающихся денег многократно повышало скорость их оборота.

Следует учитывать соотношение роста цен по различным товарным группам. Если цены различных товарных групп относительно друг друга не изменены, то в стране происходит сбалансированная инфляция. При изменении соотношения цен товарных групп в разных процентах можно говорить о несбалансированной инфляции.

Кроме того, инфляция может  быть ожидаемой (предсказуемой), прогнозируемой), по сути, планируемой как результат  тех или иных действий правительства  страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики.[16]

Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен. При наличии уже сформировавшихся инфляционных ожиданий населения неожиданная инфляция влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания.

 

1.3.Показатели измерения уровня инфляции

 

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Показатели инфляции – это, прежде всего индексы цен. К числу наиболее значимых из них  относятся:

- индексы цен на потребительские товары;

- индекс цен производителей;

- индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;

- индексы-дефляторы;

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости  фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (потребительской корзины) и является главным оперативным индикатором, характеризующим уровень инфляции в стране и ее регионах.

Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости определенного набора (корзины) благ в исследуемом году со стоимостью этой же корзины благ в базовом году:

 

, где

 

ИПЦ – индекс потребительских цен;

 – стоимость корзины потребительских благ в базовом году;

 – стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году.

Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок без НДС, акцизов, других косвенных  налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.[2]

Индекс цен на продукцию  и услуги производственно-технического назначения, приобретенные предприятиями-потребителями, включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой сумму стоимостей конечных благ, произведенных национальной экономикой за один год. ВВП, выраженный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП. Реальный ВВП представляет собой продукт нации, произведенный в этом же году, но рассчитанный в постоянных, неизменных ценах, за основу которых принимаются цены определенного года

Для измерения уровня цен в экономике используются показатель дефлятор ВВП, представляющий отношение номинального ВВП к  реальному ВВП, выраженное в процентах:

 

, где

 

 – дефлятор ВВП;

 – валовой внутренний продукт, выраженный в ценах текущего года, или номинальный;

 – валовой внутренний продукт, выраженный в ценах базового гда, 9kили реальный.

Уровень инфляции (темпы  прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских  цен как:

 

 

Как косвенные показатели уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение первых и рост последних, т.е. уменьшение этого соотношения, косвенно подтверждают усиление инфляционных процессов. Аналогичный вывод позволяют сделать данные о превышении денежных доходов населения над расходами.[4]

Характеризуют инфляцию и с использованием «правила величины 70», определяя количество лет, необходимых  для удвоения уровня цен. Для этого  число 70 делят на ежегодный уровень инфляции, и получится приблизительное количество лет, за которое цены возрастут в 2 раза.

 

    1. Факторы, влияющие на уровень инфляции

 

  Для современной рыночной экономики инфляция стала неотъемлемым явлением, прежде всего в силу того, что современный рынок далек от условий совершенной конкуренции. Можно выделить следующие инфляционные факторы, присущие всем развитым странам:

  1. Рост государственных расходов в ВНП, который обусловлен расширением масштабов госсектора, государственного регулирования экономики, проведения социальных программ. Следствием этого может явиться дефицит бюджета, источниками покрытия которого становятся займы в центральном банке страны, эмиссия денег, а также внешние займы, формирующие будущий потенциал инфляции.

Помимо эмиссии денег центральный банк может пагубно влиять на инфляционные процессы слабым либо несвоевременным контролем и регулированием денежного обращения в национальной экономике. В случае превышения предложения денежной массы над товарной образуется «избыток денег», которые обесцениваются, вследствие чего усиливается возможность инфляционного роста цен.

  1. Возникновение крупных институтов частной власти – крупнейших фирм, транснациональных корпораций (монополий и олигополий), получающих сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен;

Следует отметить, что  крупные финансово-промышленные группы занимаются и лоббированием, препятствуя  прохождению антимонопольных решений  правительства, снятию ограничительных  тарифов на импорт конкурирующих  товаров и т.п.

  1. Усиление профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы, в том числе путем сокращения предложения труда. Повышение заработной платы, с одной стороны, увеличивает платежеспособный спрос, а с другой – издержки производства. И то и другое являются фактором роста цен;
  2. Рост открытости национальных экономик, развитие мирохозяйственных связей ведут к воздействию на цены внутреннего рынка колебаний курсов валют, цен на импортируемые товары и ресурсы и пр. Возникает так называемая «импортируемая инфляция», которая связана с притоком в страну иностранной валюты, низким курсом национальной валюты, что ведет к росту цен на импортные товары. Метод ревальвации (повышение курса национальной валюты) может сделать импорт более дешевым. Однако ревальвация делает более дорогим экспорт отечественных товаров, снижая их конкурентоспособность на мировом рынке.
  3. Индексация денежных доходов населения (в первую очередь заработной платы и социальных трансфертов). При необоснованно высоких ее размерах, которые вызываются давлением профсоюзов, политических партий и ошибочными прогнозами в части инфляционного роста цен, индексация становится фактором формирования избыточного денежного спроса.[18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

2.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики

 

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику:

1. Политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,  сдерживание денежной эмиссии.  В соответствии с монетаристскими  рецептами применяется таргетирование  — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантов этой политики является дефляционная политика.

2. Политика регулирования  цен и доходов, имеющая целью  увязать рост заработков с  ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.[11]

Бюджетная политика проводится и для  расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид  регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. [16]

Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать  инфляцию нереальна. Видимо, поэтому  многие государства ставят перед  собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

2.2. Виды антиинфляционной политики

 

Выделяют следующие  виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика;

2. Кредитно-денежная политика;

3. Монетаризм;

4. Гипотеза естественного  уровня;

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика