Характеристика основных элементов системы антикризисного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Содержание работы

Введение 2
Характеристика основных элементов системы антикризисного 4
менеджмента
Этапы осуществления антикризисного управления 15
Заключение 26
Список литературы

Файлы: 1 файл

Характкристика основных элементов системы антикризисного менеджмента,Этапы осуществления антикризисного управления.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение                                                                                                                 2      

  1.  Характеристика основных элементов системы антикризисного                 4

      менеджмента                                                                                                      

  1.  Этапы осуществления антикризисного управления                                   15

Заключение                                                                                                             26

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предотвратить кризис, обеспечить продолжительное  процветание предприятия – чрезвычайно  важная задача. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая  антикризисным управлением. Часто  под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод  предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако  подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому  стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса  предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер  по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение  длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное  управление должно охватывать значительно  более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния  фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного  эффекта, деформирующего поведение  менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение  фирмы.

Антикризисному  управлению наряду с общими закономерностями присущи и некоторые особенности, связанные с осуществлением антикризисных  процедур.

Критерии принятия решений в  антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя, из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.

В условиях переходной экономики, которая характеризуется  нестабильностью и большими рисками  любое предприятие может неожиданно столкнуться с кризисом, поэтому  тема антикризисного управления особенно актуальна сегодня в России.

Целью данной курсовой работы является выяснение  роли антикризисного управления как  экономическое оздоровление предприятия.

Задачами  данной курсовой работы являются рассмотрение сущности  антикризисного управления, его этапов, а так же диагностика  возникновение кризисной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ АНТИКРИЗИСНОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими  экономистами, как деятельность, необходимая  для преодоления состояния, угрожающего  существованию предприятия, при  котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется  повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления  угрожающей существованию предприятия  ситуации. При этом по мнению некоторых  исследователей, происходит перенос  всего внимания на сиюминутные, краткосрочные  проблемы, одновременно связанные с  проведением жестких и быстрых  решающих мероприятий. Другие авторы, которые хотят подчеркнуть освободительный  и положительный характер кризисов, определяют антикризисный менеджмент наоборот как создание инструментов, которые позволяют сообщить о  приближающемся переломном пункте и  разработать новый курс развития.

Наряду  с целеполаганием, понятие антикризисного менеджмента включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые ведут к ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, что характеризует антикризисный менеджмент в узком смысле, и, во-вторых, к этому необходимо добавить еще профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного менеджмента в широком смысле. Подобное определение обусловливает задачи руководства и характеризует действия в рамках острого кризиса как реактивный антикризисный менеджмент и задачи профилактики кризисов как превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент или антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент.

В данной работе понятие антикризисный менеджмент будет рассматриваться в самом  широком смысле, и учитывать как  характеристику по целеполаганию, по временным ограничениям, так и по областям задач. Поэтому возможно определить антикризисный менеджмент, как планирование и проведение мероприятий по сохранению базисных переменных величин на предприятии.

Из-за прямого  воздействия на обеспечение сохранения базисных переменных величин, таких  как ликвидность, доход или оборот отдельные составные части реактивного  антикризисного менеджмента характеризуются  четким и конкретным целеполаганием, как, к примеру, достижение определенного уровня ликвидности или доходности. Эта целенаправленность, а также одновременно с этим нехватка времени, существенно усложняют разработку взвешенной антикризисной концепции, а также переосмысление прежних целей и норм. Реактивный антикризисный менеджмент можно охарактеризовать как планирование и внедрение основанных на небольшом количестве критериев мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния.

В противоположность  этому, антиципативный антикризисный менеджмент имеет дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более высокой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий. Антиципативные отношения понимаются как долгосрочные задачи менеджмента, которые могут охватывать все области предприятия.

Под концепцией преодоления кризиса понимается системное представление всех процессов  управления, результатом которых  является запланированные и впоследствии реализованные мероприятия по преодолению  кризиса.

Антикризисное управление фирмой начинается с момента  выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что делать?” На всех последующих  этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено  на своевременном “улавливании”  сигналов, свидетельствующих о возможном  ухудшении положения фирмы, ее конкурентного  статуса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количественный и качественный анализ сигналов об угрозе приближения кризисного состояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ (Strength - сила; Weakness - слабость; Opportunity - возможности; Threat - угрозы).

Целью этого  анализа является выявление совокупного  влияния на конкурентный статус фирмы  сильных и слабых сторон фирмы  по отношению к внешней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней  средой; степени и характера угроз  выполнению миссии фирмы со стороны  внешней среды. Назовем их факторами  состояния фирмы.

В процессе анализа необходимо определить каналы связей, возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с  одной стороны, факторами состояния  фирмы и моментом наступления  кризисного состояния (несостоятельности, банкротства) фирмы, - с другой. Именно по этим каналам поступают сигналы  о неблагополучных тенденциях, возникающих  во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы - вначале слабые - по мере накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству  фирмы заблаговременно принимать  меры по предотвращению кризисных состояний.

При этом следует исходить из существа процесса возникновения кризисного состояния, представляющего собой одну из разновидностей экономического механизма.

Под экономическим  механизмом принято понимать цепь последовательных взаимосвязанных экономических  явлений. Как и всякий экономический  механизм, механизм возникновения кризисного состояния “запускается” субъектами, инициирующими исходные экономические  явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает завершающее явление — кризисное состояние.

В качестве исходных могут выступать многочисленные и разнообразные по характеру  и силе первоначального импульса экономические явления, которые  инициируются агентами как внешней, так и внутренней среды.

Глубина кризисного состояния и продолжительность  периода, в течение которого оно  наступает, зависит от:

    • соотношения количества и силы исходных экономических явлений;
  • числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;
  • интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;
  • соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния фирмы;
  • значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной фирмы и данной отрасли национальной экономики.

Существо  механизма возникновения кризисного состояния наводит на мысль о  том, что каждое последующее экономическое  явление в цепочке, образуемой тем  или иным каналом связи, дает, как  правило, сигнал большей силы и той  же направленности, что и предыдущее. Тем не менее, такая простая зависимость  вряд ли отражает существенно более  сложные и противоречивые процессы, происходящие в реальной жизни. Поэтому  необходимо постоянное слежение за цепочкой, инициированной тем или иным исходным экономическим явлением, что позволит своевременно обнаружить характер воздействия  исходного явления на завершающее.

Сложность состоит также во взаимной зависимости  промежуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке  от данного исходного явления к завершающему, но и цепочкам, инициируемым другими исходными явлениями.

Можно представить себе подобные каналы в виде сетей, в которых возникает  множество путей от исходных экономических  явлений к завершающему. Причем каждый из этих путей будет обладать разной интенсивностью воздействия на завершающее  явление.

Таким образом, целью антикризисного управления является разработка, и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.

Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики  антикризисного управления. Сложность  этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы  на ранних стадиях управления, когда  процесс движения к кризису еще  не приобрел кумулятивного характера  и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые  на ранних стадиях, базируются, как  правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о  возникновении неблагополучных  тенденций. Поэтому одним из важнейших  принципов стратегии антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы  с целью раннего обнаружения  надвигающейся угрозы кризиса.

Тактические решения, в отличие  от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию  на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности фирмы  с целью предотвращения кризиса  либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые  еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже  наступил.

Таким образом, в системе антикризисного менеджмента  особое значение приобретает подсистема контроля и раннего обнаружения  признаков предстоящей кризисной  ситуации. Назовем, прежде всего, некоторые  ранние признаки банкротства, которые  выявляются непосредственно.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменения в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятия.

Информация о работе Характеристика основных элементов системы антикризисного